Аккумулятор: подготовка автомобиля к зиме и советы по выбору аккумуляторных батарей

Содержание:

Производители автомобильных аккумуляторов

Сегодня автомобилист имеет возможность выбрать аккумулятор в широком ценовом диапазоне. Производством батарей занимаются многие страны мира, но на российском рынке чаще всего встречаются модели из стран СНГ, Европы и Азии. Самые высокие позиции в рейтинге автомобильных аккумуляторов занимают следующие бренды.

  1. Одним из самых известных аккумуляторных брендов является Bosch. Товары этой немецкой фирмы славятся качеством, долговечностью и высокой ценой. АКБ от Bosch отличаются высоким пусковым током, простотой обслуживания и серебряным покрытием внутренних пластин. Сегодня филиалы Bosch имеются в разных странах, но качество всех изделий остается на высоте.

    Особенности аккумулятора BOSCH

  2. Продукция концерна Varta не уступает по качеству Bosch, зато привлекает потребителей доступной ценой. Согласно отзывам автовладельцев батареи Varta являются лучшими в соотношении цена и качество. Филиалы немецкой фирмы имеются во многих странах, в том числе и в России. Дешевым аналогом Varta является АКБ из Украины ISTA.
  3. Турецкая компания Mutlu достойно конкурирует с мировыми лидерами. Аккумуляторные батареи отличаются хорошим качеством и прекрасной работоспособностью в морозную погоду.
  4. Поклонникам обслуживаемых аккумуляторов пришлись по душе модели таких фирм, как Тюмень (Россия) и Titan (Украина). Они занимают на рынке социальный сегмент благодаря низкой стоимости.

Из чего складывается вес аккумулятора

Аккумулятор состоит из множества частей — конструкционных элементов, проводов, электродов, клемм, винтов и гаек. Однако основной вклад в массу аккумулятора вносят корпус, свинцовые пластины и электролит.

Оболочка

Батарея включает в себя как внешние стенки, так и многочисленные перегородки внутри себя. Крышка, крепежные выступы — все выполнено из пластика или подобного материала. Все элементы оболочки аккумулятора занимают 5-8% от общего веса.

Свинец

Этот металл или сплавы на его основе занимают около 80% всего веса. Электроды могут изготавливаться из чистого свинца или его соединений. Из последних наиболее востребованным является диоксид. Плотность этого металла составляет 11,34 г/см3, чем обусловлена его высокая доля в весе аккумулятора.

Электролит

Точное значение зависит от модели аккумулятора, условий эксплуатации, типа нагрузки. В общей массе батареи доля электролита составляет около 20%.

Как получить данные о массе АКБ

Информация о весе аккумулятора может отличаться, так как можно указать массу сухой батареи без электролита или вес АКБ с электролитом. Эти показатели могут значительно отличаться друг о друга. Наиболее часто данные о весе обозначаются на наклейке вместе с иной информацией. Кроме этого, различается масса аккумулятора разных производителей.

Если говорить в общих чертах, то вес аккумулятора легкового авто составляет от 12 до 16 кг, а вот для грузовых машин этот показатель равен от 20 до 43 кг. Для определения точных показателей аккумулятор взвешивают. Если процедура выполняется с электролитом, от полученного результата надо вычесть его вес в процентном соотношении. Вес щелочных АКБ определяется с учетом конкретной модели. Для этого существуют уже готовые таблицы, поскольку аккумуляторы такого типа не взвешивают.

Рейтинг авто аккумуляторов

Рейтинг производителей аккумуляторов обязательно нужно изучить, прежде чем выбирать модель. Необходимо учитывать пусковой ток, в т. ч. и при низкой температуре, быстроту зарядки и пр.

Топ аккумуляторов для авто с ёмкостью 55 ампер часов:

  1. Mutlu Silver Evolution 55 (450). Это лучший агрегат свинцово-кислотного типа. Благодаря специальной технологии производства (производителем аккумулятора является Турция) уменьшена скорость разрядки устройства. Но последний не является обслуживаемым, поэтому отсутствует допуск к пробкам для залива электролита. Емкость составляет 55 Ач.
  2. Актех (АТ) 55А3. Это иркутский агрегат. Работает хорошо не только в стандартных условиях, но и при сильном морозе. Благодаря этому аккумулятор подходит тем, кто проживает в северных регионах с суровыми зимами. Что касается недостатков такого устройства, то оно отдает большой ток, емкость быстро исчерпывается. Если генератор поломан, то авто может просто не успеть доехать до автосервиса. Вместе с тем аккумулятор является обслуживаемым, поэтому можно достать пробки.
  3. Зверь (ЗВ) 55А3. У него достаточно современный внешний вид, есть удобная рукоятка. Емкость составляет 55 Ач. Хорошо работает в экстремальных условиях. Прибор является обслуживаемым. Недостатком является высокая стоимость, к тому же агрегат не настолько стабилен, как предыдущие.
  4. TYUMEN BATTERY STANDARD. Производят аккумуляторы этой серии в Тюмени, поэтому устройства подходят для северных регионов. Но недостатком является высокая чувствительность к полной разрядке. Из-за этого АКБ не может работать долго.
  5. Tornado. Емкость составляет 55 Ач. Отличается дешевизной, быстро садится в зимнее время из-за дополнительной нагрузки. Кроме того, является слишком чувствительным к полной разрядке.
  6. Tudor. Создан по технологии AGM. За короткий промежуток времени может отдавать большой ток. Быстро заряжается, из-за повышенной нагрузки емкость уменьшается.
  7. Optima Yellow Top. Это один из лучших гелевых агрегатов. Емкость составляет 55 Ач. Создан в Америке, компактный, легче других. Устойчив к вибрации, перегрузке. Единственный недостаток — высокая стоимость.

Это лучшие автомобильные аккумуляторы с учетом всех параметров.

Маркировка АКБ

Существует несколько систем маркировки АКБ, в том числе SAE (американская), ETN (европейская), DIN (немецкая), JIS (японская), ГОСТ (СНГ), BCI (интернациональная) и другие. В любом случае на корпусе батареи должны присутствовать символы, определяющие товарный знак, тип, дату изготовления, номинальную емкость, пусковой ток и напряжение, а также другую необходимую информацию (масса, полярность, уровень электролита и так далее).

Сначала рассмотрим маркировку по ГОСТ на примере: 8 СТ-75 М2 24V 75Ah 420A.

  • По первой цифре определяется количество аккумуляторов (банок) в АКБ.
  • Буквы указывают назначение, в данном случае «СТ» – стартерная батарея.
  • Цифрой 75 маркируется номинальная емкость.
  • Следующие за емкостью буквы с цифрами несут дополнительную информацию. Например: М2 – два мипластовых сепаратора из ПВХ; Э – эбонитовый корпус; Т – моноблок из термопластичного пластика; А – общая крышка и так далее.
  • 24В (V) – напряжение.
  • 75Ah – емкость.
  • 420А – ток прокрутки (пусковой).
  • «+» и «–» подскажут полярность.
  • min и max ограничивают уровни электролита.
  • 25 kg – вес батареи.
  • Дата выпуска обычно наносится на верхней части АКБ в виде четырех цифр: две первые – месяц, а далее – год.
  • Дополнительно в маркировке могут присутствовать другие символы.

Немецкая маркировка аккумуляторов для авто может быть выполнена по системе DIN (например: 650 21), либо ETN (650 801 176). В этом случае сначала указывается номинальное напряжение (первые три символа), а вторая группа цифр определяет дополнительную информацию: вибропрочность, наличие ручек, полярность и прочее. Третья комбинация в ETN обозначает ток прокрутки, величину которого можно вычислить, умножив последние цифры на 10. Чтобы узнать емкость батареи, нужно вычесть из первых трех 500.

Батареи японского производства маркируются по нормам внутреннего стандарта JIS. Для удобства рассмотрим значение символов на примере модели 80D26R:

  • 80 – интегральная характеристика, по которой можно определить емкость и пусковой ток, используя специальную таблицу. Ее можно скачать через интернет;
  • D – категория (форм-фактор) габаритов. Всего существует 8 групп в зависимости от размеров клемм, высоты банок и площади нижней части корпуса;
  • 26 – длина аккумулятора в мм;
  • R – минусовая клемма с правой стороны крышки, (L – с левой).

Назначение аккумулятора в автомобиле

Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.

Автомобильный аккумулятор

Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:

  1. Подача электроэнергии на . Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
  2. Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
  3. Автономное питание бортовой сети автомобиля.

Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.

Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа

С аккумулятором следует обращаться осторожно

Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.

Размеры автомобильных аккумуляторов

  1. Главная
  2. Статьи

Важность выбора правильных габаритов аккумуляторных батарей

Размеры аккумуляторных батарей стандартизированы. Однако количество стандартных размеров достаточно велико

Выбрать правильный размер АКБ важно, от этого зависит возможность правильного закрепления батареи штатным креплением и установки на штатном месте.

При выборе АКБ для автомобиля необходимо учитывать:

  • габаритные размеры аккумулятора;

расположение клемм аккумулятора;
полярность клемм;
тип и размер клемм аккумулятора.

В этой статье мы постараемся систематизировать информацию о размерах автомобильных аккумуляторов, производимых по различным стандартам. Надеемся, что собранная нами информация будет полезна при осуществлении подбора необходимого АКБ.

Размеры аккумуляторов европейского производства ёмкостью от 40 до 70 Ач

Аккумуляторные батареи небольшой ёмкости, выпускаемые европейскими производителями, имеют следующие габариты:

  • длина от 175 до 242 мм;
  • стандартная ширина — 175 мм;
  • два размера по высоте — 175 и 190 мм.

Фото небольших аккумуляторов европейского стандарта

Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Европа» ёмкостью от 40 до 70 Ач

Тип аккумуляторной батареи Размер аккумулятора
длина/ширина/высота (мм)
1 Европа 42 6СТ-42 175/175/190
2 Европа 44 6СТ-44 207/175/175
3 Европа 52 6СТ-52 207/175/190
4 Европа 60 6СТ-60 242/175/190
5 Европа 61 6СТ-61

242/175/175

6

Европа 62 6СТ-62

242/175/190

7

Европа 63 6СТ-63

242/175/190

Размеры аккумуляторов европейского производства ёмкостью от 70 до 225 Ач

Аккумуляторные батареи большой ёмкости, выпускаемые европейскими компаниями, имеют следующие габариты:

  • длина от 278 до 518 мм;
  • ширина от 175 до 240 мм;
  • высота от 175 до 242 мм.

Фото больших аккумуляторов европейского стандарта

Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Европа» ёмкостью от 70 до 225 Ач

Тип аккумуляторной батареи Размер аккумулятора
длина/ширина/высота (мм)
1 Европа 72 6СТ-72 278/175/175
2 Европа 74 6СТ-74 278/175/190
3 Европа 77 6СТ-77 278/175/190
4 Европа 80 6СТ-80 315/175/175
5 Европа 95 6СТ-95 353/175/190
6 Европа 100 6СТ-100

353/175/190

7

Европа 110 6СТ-110

390/175/190

8

Европа 140 6СТ-140

513/189/223

9

Европа 180 6СТ-180

518/240/242

10

Европа 200 6СТ-200

518/240/242

11

Европа 225 6СТ-225

518/240/242

Размеры аккумуляторов азиатского производства ёмкостью от 35 до 70 Ач

Аккумуляторные батареи небольшой ёмкости, выпускаемые азиатскими компаниями, имеют следующие габаритные размеры:

  • длина от 187 до 261 мм;
  • ширина от 127 до 175 мм;
  • высота от 190 до 227 мм.

Фото небольших аккумуляторов азиатского стандарта

Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Азия» ёмкостью от 35 до 70 Ач

Тип аккумуляторной батареи Размер аккумулятора
длина/ширина/высота (мм)
1 Азия 35 NS40Z 187/127/227
2 Азия 40 NS40Z 187/127/227
3 Азия 45 NX100-S6S 238/129/227
4 Азия 60 55D23R 232/173/225
5 Азия 65 75D23R 232/173/190
6 Азия 70 NX110-5 261/175/220

Размеры аккумуляторов азиатского производства ёмкостью от 90 до 120 Ач

Аккумуляторы большой ёмкости, производимые азиатскими изготовителями, имеют следующие размеры:

  • длина 306 мм;
  • ширина 173 мм;
  • высота 225 мм.

Фото больших аккумуляторов азиатского стандарта

Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторных батарей стандарта «Азия» емкостью от 90 до 120 Ач

Тип аккумуляторной батареи Размер аккумулятора
длина/ширина/высота (мм)
7 Азия 90 NX120-7 306/173/225
8 Азия 95 NX120-7 306/173/225

Габаритные размеры аккумуляторов различных стандартов и таблица заменяемости батарей

В качестве дополнительной информации приведём таблицу размеров АКБ некоторых марок, выполненных по различным стандартам.

Таблица габаритов аккумуляторных батарей известных производителей

Таблица габаритов аккумуляторных батарей по стандарту DIN с указанием типа батареи

Дополнительную информацию о правилах подбора автомобильного аккумулятора смотрите в следующем видеоролике.

Что такое аккумулятор и для чего он нужен в автомобиле

Без аккумулятора многие процессы выполнить будет сложно или вообще невозможно. Он существенно облегчает жизнь водителю современного транспортного средства. Совместно с генератором АКБ обеспечивает подачу большого тока, а также делает работу электрической сети более сглаженной. Основные функции, которые призвана выполнять батарея в автомобиле, следующие:

  • запуск двигателя путём подачи питания стартеру;
  • электропитание приборам и аппаратуре при выключенном моторе;
  • обеспечение дополнительного питания при работающем генераторе.

За аккумулятором необходим определённый уход, чтобы он мог прослужить максимально долго. Нередко они выходят из строя преждевременно из-за частого и глубокого разряда. По этой причине их требуется периодически заряжать максимально, используя для этого зарядное устройство. Основу батареи составляет корпус, внутрь которого помещены отрицательные и положительные электроды. В целях изоляции они разъединены специальным сепаратором.

Большинство современных АКБ производится из сплава на основе соединения свинца и кальция. Благодаря низкому показателю саморазряда и небольшому расходу воды они не требуют обслуживания и являются не разборными. Для того чтобы увеличить их сопротивление коррозионным процессам, в сплав могут добавляться олово либо серебро.

Каждый из электродов покрыт активной массой, только у положительных она состоит из диоксида свинца, а у отрицательных — на основе губчатого свинца. Все они находятся в электролите, которым является раствор серной кислоты. Чем больший заряд имеет АКБ, тем выше будет и плотность электролита. Последний может быть полностью жидким или находиться в качестве пропитки в специальном материале.

Для подключения аккумулятора к бортовой сети применяются свинцовые токовыводы. Поскольку подключение может быть различным, то различают прямую и обратную полярность. В первом случае слева находится положительный вывод, а справа — отрицательный. Для удобства эксплуатации многие модели АКБ оснащаются индикатором, который ещё называют «глазком». С его помощью можно определить степень заряда и плотность электролита в определённый момент времени.

Во время заряда электрическая энергия начинает превращаться в химическую. В процессе эксплуатации батареи (преимущественно во время запуска) химическая энергия трансформируется в электрическую и обеспечивает автомобиль питанием. Одновременно происходит разряд устройства с выделением сульфата свинца и воды, что приводит к уменьшению такого показателя, как плотность электролита.

В то время, как двигатель машины работает, на генератор возлагается задача обеспечения питанием всех приборов в сети, и ещё зарядить саму батарею, восполняя её ёмкость. Происходит восстановление плотности электролита. При слишком большом разряде аккумулятор не в состоянии выдать пусковой ток нужной силы. В таком случае его заряжают от сети 220 В при помощи зарядного устройства. Даже когда он не работает, процессы саморазряда не останавливаются, но они зависят также от окружающей температуры воздуха. Средний срок эксплуатации большинства кислотных батарей составляет 4-5 лет, но иногда и больше.

Стандарты автомобильных аккумуляторов, типы креплений, формы и размеры клемм АКБ

При выборе аккумулятора, помимо технических критериев, следует обращать внимание на четыре важных характеристики – габариты самой батареи, расположение и типоразмер клемм, полярность батареи. Габариты АКБ

Габариты АКБ

Считается, что все аккумуляторные батареи стандартизированы по размерам, что упрощает их монтаж в штатное гнездо на автомобиле, но стандартов этих несколько – европейский, азиатский и американский.

  • Американский — рассчитан только на автомобили производства США. В «американской» АКБ выводы под клеммы находятся на боковой поверхности верхней крышки и имеют «внутреннюю» резьбу. С клеммами европейского и азиатского типов такие аккумуляторы несовместимы.
  • Европейский стандарт (175-242 х 175 х 175-190 мм или 278-518 х 175-240 х 175-242 мм) – рассчитан на любые автомобили европейского и отечественного производства. Клеммы располагаются вровень с верхней крышкой корпуса АКБ.
  • Азиатский (JIS) – применяется в автомобилях японских и корейских марок (187-261 х 127-175 х 190-227 мм или 306 х 173 х 225 мм). «Азиатская» батарея уже и короче европейской, но выше. Кроме того, клеммы здесь расположены на верхней крышке, что следует обязательно учитывать: если для «японцев» и «корейцев» — это допустимый формат, то для европейских автомобилей он неприемлем – возможно клеммы не получится подключить.

Тип крепления аккумулятора

При выборе обязательно обращайте внимание на тип крепления АКБ в штатном гнезде: батарея может крепиться снизу или сверху. В аккумуляторах под нижнее крепление на нижней части корпуса есть небольшой выступ, а верхнее крепление выполняется с помощью специальной монтажной рамки, охватывающей аккумулятор.. Размер и форма клемм

Размер и форма клемм

​Электрические выводы под клеммы у разных аккумуляторов также могут различаться, на что надо обращать внимание, чтобы не иметь потом проблем с подключением АКБ в сеть питания.

  • Все отечественные и многие иностранные аккумуляторы имеют клеммные выводы конического типа (плюсовой контакт имеет больший диаметр, чем «масса»). На некоторых аккумуляторах выводы сделаны «под болт» (грузовые авто) или винт (американский тип аккумулятора).
  • По диаметру конические контакты могут быть стандартные (отечественные авто) или маленькие (для японских авто).
  • При несовпадении формы клемм и выводных контактов АКБ, необходимо либо заменить контакты, либо приобрести подходящий комплект переходников.
  • В некоторых моделях азиатских автомобилей клемма «+» имеет массивную конструкцию, и соединить ее с клеммным выводом европейского аккумулятора невозможно

Полярность клеммных выводов

Полярность, т.е. расположение токовыводящих контактов, АКБ имеет большое значение для подключения аккумулятора к клеммам. При неправильном выборе и подключении, вы рискуете получить короткое замыкание или сжечь всю электропроводку автомобиля.
Полярность аккумуляторных батарей может быть прямая («+» находится слева) или обратная («+» находится справа). Первый вариант характерен для подключения АКБ в автомобилях российского производства, второй – «евростандарт» для иномарок.

Технология производства

Sb/Sb (Сурьмянистая, малосурьмянистая)

Старая классическая технология. В батарее используется
сурьма в составе свинца, что  укрепляет свинец
и не дает вываливается из электродов при малейшей вибрации. Основным минусом
сурьмянистых аккумуляторов является необходимость в постоянном обслуживании.  Вода испаряется и нужно постоянно
контролировать уровень электролита и доливать по необходимости. Сурьмянистые
АКБ нельзя хранить без подзарядки больше месяца. Соединение сурьмы и свинца
заставляет воду распадаться на водород и кислород при низком напряжении и
электродвижущей силе. Когда выделяется кислород, положительные пластины
окисляются. Окисление у сурьмянистых батарей происходит быстрее, чем у других.

Sb/Ca (Гибридная)

Положительный электрод гибрида изготавливается по технологии
малосурьмянистого аккумулятора из свинца и сурьмы. Отрицательный электрод по
кальциевой технологии из кальция с добавлением свинца. Свинцово-сурьмянистая
пластина обеспечивает устойчивость питания к глубоким разрядам. В свою очередь,
свинцово-кальциевая обеспечивает и уменьшение испарения воды и снижает фактор
саморазряда. Гибридные аккумуляторы объединяют и совмещают сильные стороны сурьмянистого
и кальциевого типов аккумуляторов и сводит к минимуму их недостатки.

Ca/Ca (Кальциевая)

Это разновидность аккумуляторной батареи, пластины которой
изготовлены из свинца, легированного кальцием . Количество последнего элемента
в процентном соотношении крайне незначительно. В роли легирующего элемента в
таких АКБ кальций заменил сурьму, которая для этих целей применялась в течение
длительного времени, но обладала рядом недостатков, для устранения которых
потребовалось подобрать другое вещество. Владельцу данного аккумулятора не
требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и
плотности электролита

Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто
забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание
подзарядке. Главный минус и основное отличие кальциевых батарей от их гибридных
или сурьмянистых аналогов это чувствительность к глубоким разрядам

Достаточно
всего одного глубокого разряда, чтобы такая АКБ потеряла пятую часть своей
емкости. Однократный полный разряд – и батарея лишится половины емкости, тогда
как устройство, пережившее 9 – 10 разрядов становится полностью непригодным к
эксплуатации.

AGM

Самая современная технология аккумуляторных автомобильных
свинцово-кислотных батарей необслуживаемого типа. Благодаря особому составу
волокна, электролит не растекается и не испаряется, формируя плотную
адсорбированную массу. Такие аккумуляторы имеют высокий пусковой ток, инертность
пластин к вибрациям, отсутствие газовыделения и испарения электролита, устойчивость
к глубокой разрядке, устойчивость к морозам и быструю зарядку.

EFB

Такая батарея является улучшенным типом свинцовой, она продуктивнее
в работе, чем модели прошлого поколения. В данной модели свинцовые пластины
значительно толще, а так же каждая пластина завернута в пакет из специального
материала, который пропитывается электролитом. Сетка из полиэстера, находящаяся
между сепаратором и пластиной, удерживает активную массу внутри и предотвращает
её вымывание. На сепаратор приклеен ворс из стекловолокна, для сохранения
правильного расположения пластин. Объем электролита снижен в три раза. Повышена
устойчивость к глубокому разряду, это дает восстановиться АКБ на сто процентов.
Показатели пускового тока улучшены практически до пятидесяти процентов.

Эта инновационная технология позволяет аккумуляторам служить
дольше, чем классическим свинцовым батареями. Но в то же время, такие АКБ
доступнее, чем AGM батареи.

GEL

Cвинцово-кислотные
необслуживаемые АКБ, в которых электролит имеет желеобразное состояние, так как
в электролит добавлена двуокись кремния. Технология позволяет увеличивать
количество возможных циклов разряда и заряда и способность к восстановлению
после глубокого разряда. По своей сути гелевый аккумулятор является силовым
(тяговым) аккумулятором, наиболее подходящим для электромобилей и погрузчиков,
а также для систем резервного электроснабжения. Стартовые характеристики хуже,
чем у AGM или EFB.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector