Радиаторы отопления какие лучше: выбираем, какие радиаторы ставить в квартире и доме

Устройство радиатора охлаждения

Основная функция этого устройства — отведение тепла от нагретых веществ. Это можно обеспечить конструктивной особенностью радиатора и материалами из чего он сделан. Также, для создания наилучшего эффекта охлаждения, место монтажа должно быть таким, где устройство встречается с большим потоком воздушного сопротивления. Поэтому на всех автомобилях, вне зависимости от марки и модели, радиатор системы охлаждения устанавливается спереди перед двигателем и, поэтому элементы кузова перед радиатором делают щелевым (решетка радиатора).

Есть автомобили, в которых мотор устанавливается сзади. Даже при таком расположении ДВС, радиатор ставят спереди. Единственное, приходится прокладываться длинные магистрали для циркуляции жидкости. На спортивных авто можно встретить конструкцию, когда ДВС и радиатор находятся сзади, но по бокам кузова есть воздухозаборники.

Из чего состоит радиатор системы охлаждения

Конструкция автомобильного радиатора может быть нескольких видов, но основная схема такая, как представлена на рисунке.

а — сам радиатор; б — паровой клапан в открытом виде; в -воздушный клапан в открытом положении.

  1. Верхний бачок.
  2. Верхний патрубок.
  3. Пробка горловины радиатора.
  4. Пароотводная труба.
  5. Алюминиевые или латунные трубки, соединяющие верхний 1 и нижний 7 бачки.
  6. Пластины. Они припаяны к трубкам 5. Служат для увеличения площади поверхностного охлаждения.
  7. Нижний бачок.
  8. Патрубок для соединения радиатора и помпы. Некоторые модификации имеют на патрубке сливной кран.
  9. Крепежные элементы.

Пластины 6 — это сердцевина радиатора. Основной элемент теплообменного процесса. Основная часть сердцевин — это бесшовные трубки с толщиной 0,15 мм. Вокруг трубки есть медная или алюминиевая лента. Горячая жидкость проходит через труби и охлаждается.

Классификация по типу сердцевин:

  1. Радиаторы с трубчатыми сердцевинами.
  2. Радиаторы с пластинчатыми сердцевинами.
  3. Радиаторы с трубчато-ленточными сердцевинами.

Устройство парового 11 и воздушного 12 клапанов радиатора:

  • 10-пружина. Упругость пружины от 1250 до 2000 грамм. Клапана и пружина с такой упругостью позволяет увеличить давление в охлаждающей циркуляционной системе и увеличить порог закипания жидкости до 110-120 градусов. Таким способом, объем охлаждающей жидкости не такой уж большой в современных двигателях.
  • Пружинка воздушного клапана имеет упругость от 50 до 100 грамм.

Функция воздушного клапана — пропускать воздух внутрь радиатора, если охлаждающая жидкость (вода, тосол, антифриз) закипела и остыла, и появился конденсат.

В системе возникает избыточно давление и парообразование при нагреве жидкости. Крышка с клапаном сама разряжает давление вне зависимости от того, какой атмосферное давление на улице. Так как в горах низкое атмосферное давление, то жидкость охлаждения закипает быстрее, чем на равнине. Воздушный клапан защищает радиатор от разрушения, которое может возникнуть от разницы давлений в самом радиатор и на улице.

На пробке есть клапаны. При закипании охлаждающей жидкости (ОЖ) открывается выпускной клапан на крышке. Пар при этом выводится через пароотводную трубу. Когда в радиаторе жидкость остывает, давление падает и, если давление в радиаторе стало ниже атмосферного 1 Атм (килограмм на 1 квадратный сантиметр), то открывается впускной клапан и запускает воздух, чтобы не создавался вакуум.

Чтобы слить ОЖ из системы охлаждения закрытого типа, надо открутить сливной болт или открыт краник, и открыть крышку. Для полного слива жидкости из системы охлаждения двигателя, в на блоке цилиндров есть специальный сливной болт под ключ на 13 (ВАЗ).

Расчет радиаторов отопления частного дома

Таблица характеристик 1 секции радиатора отопления в зависимости от материала и размера секции.

От того, насколько точно и тщательно будет выполнен расчет количества радиаторов отопления в частном доме, зависит равномерность обогрева и эффективность работы всей отопительной системы. Средняя тепловая мощность отопления составляет 100 Вт на 1 кв. м. площади. То есть, для обогрева комнаты площадью в 20 кв. м. нужен радиатор мощностью 2000 Вт. Если мы выберем для обогрева биметаллический радиатор с теплоотдачей 200 Вт на секцию, то там понадобится 10-секционный обогреватель (или две батареи по 5 секций). Чугунные батареи отличаются меньшей теплоотдачей, в среднем 120-140 Ватт на одну секцию, поэтому здесь секций должно быть больше.

Также в процесс расчета включаются:

  • Поправки на вид остекления;
  • Наличие теплоизоляции и толщина стен;
  • Высота потолков (стандартная формула учитывает высоту потолков от 2,5 до 3 метров);
  • Наличие обогреваемых помещений над текущим помещением;
  • Количество наружных стен (угловые комнаты более холодные);
  • Количество и площадь окон;
  • Климатические особенности данной местности.

Наиболее точные расчеты включают учет розы ветров и расположение наружных стен относительно сторон света.

Схемы подключения: «ленинградка», боковое подключение и диагональное.

Как подключить радиаторы отопления в частном доме? Если вы планируете вести однотрубную систему, мы рекомендуем схему «ленинградка» с перемычкой (байпасом) на каждую батарею. Если вы планируете использовать двухтрубную систему, то здесь применяется диагональное или боковое подключение. Регулировка радиаторов отопления в частном доме осуществляется с помощью кранов, перекрывающих подачу теплоносителя. При необходимости, краны можно поставить на каждую батарею – это поможет выровнять температуру в комнатах.

Регулировка доступна и в однотрубной системе, но для этого она должна быть выполнена по схеме «ленинградка», с байпасом/перемычкой и тремя кранами на каждую батарею.

Устройство современного радиатора

Радиатор охлаждения ДВС, как правило, имеет два бачка (нижний и верхний), сердцевину, в которой охлаждается жидкость (антифриз или тосол), и несколько дополнительных деталей для крепления. Жидкость от охлаждающей рубашки двигателя поступает в радиатор, где ее температура понижается до требуемого значения, затем антифриз снова передается двигателю. Для изготовления сердцевины и бачков используются легкие металлы: или алюминий, или латунь. Благодаря их высокой теплопроводности они обеспечивают эффективное и быстрое охлаждение антифриза.

Сердцевина радиатора состоит из горизонтально расположенных металлических пластин, соединенных с полыми трубками, идущими вертикально вниз от верхнего бачка к нижнему бачку. Таким образом, при движении через сердцевину жидкость разбивается на несколько потоков, и происходит увеличение площади ее соприкосновения с воздухом атмосферы, ведущее к повышению интенсивности охлаждения.

Патрубки радиатора позволяют соединять бачки с рубашкой охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет, как правило, сливной краник, через который можно слить жидкость. Подобным краником снабжена и рубашка двигателя. Антифриз заливается внутрь системы охлаждения через горловину верхнего бачка.

https://youtube.com/watch?v=fJ9OtFZQCxE

https://youtube.com/watch?v=fJ9OtFZQCxE

Функционирование систем охлаждения современных автомобилей происходит с учетом значения температуры:

  • двигателя;
  • охлаждающей жидкости;
  • окружающей среды;
  • масла и т. д.

Действие системы охлаждения можно объяснить следующим образом. Нагретая двигателем жидкость направляется насосом через патрубки в радиатор, в котором обеспечивается понижение ее температуры. После чего охлажденная жидкость (антифриз) снова подается в рубашку двигателя, и далее цикл повторяется.

Сердцевины радиаторов автомашин могут быть:

  • трубчато-пластинчатыми;
  • трубчато-ленточными.

В первом случае охлаждающие трубки могут иметь расположение:

  • шахматное;
  • под углом;
  • в ряд.

Ребра у радиаторов, относящихся к типу трубчато-пластинчатых, бывают либо плоскими, либо волнистыми, и могут иметь разный размер. Кроме того, для усиления теплопередачи на них иногда делают специальные турбулизаторы (просечки, отогнутые и образующие узкие проходы для воздуха).

У радиаторов, называемых, трубчато-ленточными, охлаждающие трубки всегда расположены в ряд, а для изготовления ленты их решеток используется медный лист толщиною от 0,05 миллиметра до 0,1 миллиметра. Чтобы усилить теплоотдачу с помощью завихрений, на ленте выполняют фигурные отверстия методом штамповки или создают отогнутые просечки.

Сегодня наибольшее распространение получили радиаторы охлаждения автомобиля, изготовленные на основе алюминиевых сплавов. Такие устройства дешевле и легче латунных аналогов, но уступают последним по надежности и сроку службы. Еще одним достоинством радиаторов из латуни является то, что они проще ремонтируются: их можно паять. В то время как радиатор системы охлаждения, известный как алюминиевый, более сложен в ремонте, так как его детали и конструктивные элементы соединяют между собой с использованием завальцовки и герметизирующих материалов.

Виды радиаторов отопления и их сравнительные характеристики

Размер отопительного устройства — весомая характеристика, на которую обращают внимание при выборе, так как определяет мощность и занимаемое в помещении пространство

Стандартные

Помимо размеров радиаторы отопления различаются ещё и по материалу изготовления.

Фото 1. Биметаллические радиаторы стандартного размера. Подобные приборы обычно устанавливают в квартирах.

Чугунные

Распространённые в советское время отопительные системы, которые остаются в коммунальных квартирах и в XXI веке — чугунные батареи. Характеристики стандартных чугунных изделий:

  • средняя высота — 50—60 см.;
  • длинна одной секции — 7—8 см.;
  • предел мощности — 0,15—0,17 кВт;
  • рабочее давление — 9—10 атмосфер.

Алюминиевые пластинчатые

Материал таких обогревателей быстро передаёт тепло от жидкости в помещение.

Кроме того, эти устройства куда легче чугунных систем отопления, а плоские пластины корпуса выглядят намного современнее. Но габариты у них похожи, отличия выявляются в технических характеристиках:

  • средняя высота — 60—70 см.;
  • длинной одной составной части — 7—8 см.;
  • тепловой потолок — 0,17—0,19 кВт;
  • рабочее давление — 16 атмосфер.

Биметаллические

Эти радиаторы внешне не отличаются от алюминиевых, так как корпус выполнен из того же материала, но внутри них размещаются стальные трубки, которые защищают конструкцию от гидроударов, высокого давления и улучшают теплопроводность.

Характеристики стандартных моделей:

  • высота секции и, соответственно, целого изделия — 40—50 см.;
  • длина составной части — 8 см.;
  • максимальная мощность — 0,19—0,21 кВт;
  • выдерживаемое давление при работе — 20—35 атмосфер.

Фото 2. Конструкция биметаллического радиатора отопления. Стрелками указаны составные части прибора.

Низкие

Низкие радиаторы являются самыми компактными среди всех типов радиаторных приборов.

Чугунные

Поскольку такие изделия выпускались по строгим нормативам, то и размеры у них не отличаются разнообразием. Аккуратные чугунные радиаторы небольших размеров создают на заказ методом фигурного литья. Габариты и значения:

  • высота секции — 40—50 см.;
  • длина составной части — 5—6 см.;
  • тепловой потолок — 0,09—0,11 кВт;
  • рабочее давление — 9 атмосфер.

Фото 3. Низкий радиатор, изготовленный из чугуна. Прибор белого цвета с достаточно современным дизайном.

Алюминиевые

Небольшие алюминиевые радиаторы встречаются куда чаще, так как производство ведётся не так давно и технологии продолжают совершенствоваться. Малый размер определяет сферу их использования: такие устройства устанавливаются в детских садах, подсобных помещениях, отапливаемых гараж, мансардах и верандах. Характеристики:

  • высота — 50 см.;
  • длина секции — 6—7 см.;
  • температурный максимум — 0,11—0,13 кВт;
  • давление при работе — до 16 атм.

Биметаллические

Сфера применения биметаллических обогревателей малых размеров ограничивается той же категорией типов помещений, что представлены и у алюминиевых устройств.

Дополняет список разве офисные помещения на значительной высоте — из-за высокого давления в трубах небоскрёбов и бизнес-центров. Характеристики:

  • высота изделия — 30—40 см.;
  • длина одной секции — 6—7 см.;
  • потолок мощности — 0,12—0,14 кВт;
  • выдерживаемое давление при работе — до 28—32 атмосфер.

Чугунные

Тут размеры изделий из чугуна мало чем отличаются от других категорий: все заводские модели стандартны по размерам, так как производились по ГОСТам.

Приобретаются высокие чугунные радиаторы в специализированных литейных мастерских (не так уж и дешёво). Характеристики приборов данного вида:

  • высота корпуса отопительной системы — 80—90 см.;
  • длина одной секции — 7—8 см.;
  • температурный потолок — 0,18—0,21 кВт;
  • максимальное давление — около 9—12 атмосфер.

Алюминиевые

Тут выбор намного шире: для тесных помещений, куда не влезут длинные радиаторы, лучше приобрести узкие, но высокие алюминиевые модели. Они, как правило, имеют всего 4 составные части, но это полностью компенсируется их длиной. Характеристики:

  • Высота изделия — до двух метров.
  • Длина секции — около 10—12 см.
  • Максимальная мощность — 0,40—0,45 кВт.
  • Давление ~ 6 атмосфер.

Внимание! Такой тип радиаторов категорически запрещено использовать в системах центрального теплоснабжения — батарея просто не выдержит такого давления

Биметаллические

Стальной сердечник биметаллических батарей не позволяет сделать их очень высокими, так как циркуляция воды по нему будет затруднена.

Однако даже меньших вдвое размеров, сравнивая с полностью алюминиевым собратом, хватает, чтобы обогреть просторное помещение. А значение уровня максимального давления просто поражает:

  • Высота отопительной системы ~ 80—90 см.
  • Длина составной части — 7—8 см.
  • Тепловой потолок — 0,18—0,22 кВт.
  • Рабочее давление — от 20 до 100 атмосфер.

3 Принцип работы

Радиаторы отопления работают по простому принципу: прогретый теплоноситель перемещается из котла к трубам, а затем к отопительным приборам, вызывая прогрев окружающего воздуха. Если для передачи теплового потенциала используется конвекционный путь, повышение температуры в доме будет происходить гораздо быстрее, при этом сам радиатор будет называться конвектором. При передаче тепла посредством излучения, когда тепло переносит нагретая поверхность, устройство получит статус радиатора. В последнее время особым спросом пользуются комбинированные отопительные приборы, совмещающие в себе оба типа.

Если приоритет ставится на быстрый обогрев внутреннего пространства помещения, есть смысл отдать предпочтение конвекторным моделям. Но из-за слишком быстрой циркуляции воздуха, подобная установка быстро распространяет пыль, что негативно сказывается на общем состоянии присутствующих в доме людей. В связи с этим конвекторные радиаторы становятся востребованными только для самых проблемных ситуаций, например, для обеспечения воздушной завесы в здании с множеством стекол, где нет возможности установить традиционные батареи.

Независимо от температуры нагретой поверхности, радиатор отдает не больше 60% тепла посредством излучения. Оставшиеся 40% передаются путем конвекции. Это приводит к минимальной конвекции воздуха и хорошему прогреванию тех объектов, которые расположены в здании. Из-за такой особенности батареи отопления работают наподобие теплых напольных конструкций.

Конвекционные радиаторы

Многие радиаторы, кроме рассеивания части тепла излучением, другую часть тепла отводят естественной или принудительной (вентилятором) конвекцией и являются комбинацией радиатора и конвектора.
Конвекционные обогреватели — это отопительные радиаторы, на трубы которых навешаны ребра. Конвекционные обогреватели быстро нагревают помещение. Такие обогреватели часто устанавливают в производственных помещениях: в гаражах, цехах, на складах. Современные конвекционные обогреватели сделаны из меди и алюминия. Теплоноситель соприкасается только с медью, а из алюминия изготавливают теплопроводящие пластины и корпус.

Конвекционные обогреватели создают эффект воздушного теплового вентилятора и хорошо перемешивают слои воздуха в помещении, но это может являться и отрицательным фактором, так как в помещении создаются сквозняки, пыль не оседает, постоянно находясь в воздухе.

Конструкция радиатора

Материал, из которого изготавливаются автомобильные радиаторы – металл (алюминий или медь). Стенки теплообменника очень тонкие, благодаря чему антифриз быстро отдает свою температуру и охлаждается.

Конструкция радиатора состоит из тонких трубок, спаянных между собой в форму прямоугольника. Этот элемент крепится на двух бачках (один на входе, другой на выходе). Дополнительно на трубки нанизаны пластинки, что увеличивает площадь теплоотдачи. Воздух проходит между ребрами и быстро охлаждает поверхность детали.

Все теплообменники имеют два отверстия: на вход и на выход. К ним подсоединяются патрубки системы. Для слива жидкости из полости теплообменник оснащается пробкой, установленной внизу конструкции.

Если автомобиль движется по трассе, потока воздуха достаточно, чтобы охладить антифриз естественным путем (обдув ребер). В случае движения в городе поток воздуха не такой интенсивный. Для этого в системе охлаждения за радиатором устанавливается большой вентилятор. В старых моделях автомобилей он имел прямой привод от мотора. Современные машины оснащены системой контроля температуры тосола и при необходимости включает принудительный обдув.

Как изготавливают радиаторы – смотрите в следующем видео:

Как делают автомобильные радиаторы

Watch this video on YouTube

Трехходовой клапан

Нетрадиционным устройством для регулирования температуры отопительных приборов является трехходовой клапан. Он ставится на соединении байпаса и подающей трубы, которая идет к батарее. Чтобы клапан мог выполнять функцию стабилизации уровня нагрева радиатора, он должен иметь терморегулирующую головку. В случае подъема температуры возле головки выше требуемой подача теплоносителя в батарею прекращается, поток жидкости движется через байпас. Когда происходит остывание, клапан снова открывается, и происходит нагрев радиатора. Такой способ регулировки подходит для однотрубных систем, имеющих вертикальную разводку.

Важно! В домах с централизованной системой отопления теплоноситель обычно содержит посторонние частицы, которые засоряют термостаты. Поэтому в квартире без опаски можно ставить ручные краны или вентили, а также трехходовые клапаны. Если вы хотите установить автоматические регуляторы тепла, перед ними нужно обязательно ставить фильтры, которые придется регулярно чистить

Если вы хотите установить автоматические регуляторы тепла, перед ними нужно обязательно ставить фильтры, которые придется регулярно чистить.

Конструктивные особенности

Когда вы выбираете радиаторы, следует учесть несколько важных моментов. Если вы выберете секции батарей отопления, то при необходимости можно будет увеличить площадь нагревания. Если же конструкция батареи отопления будет панельной, или это будет конвектор, то конструктивно вы ее уже не измените. Когда только производятся расчеты, очень тяжело учесть все нюансы, которые будут влиять на количество необходимого тепла для каждого отдельного помещения. И если устройство батареи отопления будет секционным, то это даст возможность уменьшать и увеличивать количество секций, заменять те элементы, которые вышли из строя.

Панельный радиатор отопления

Секционный радиатор отопления

Схема радиатора отопления также характеризуется важным аспектом – межосевым расстоянием, которое отображает по вертикали величину отрезка между центрами подводящей и отводящей трубы. Особенно этот момент стоит учитывать тогда, когда заменяется уже существующий радиатор или проложенная трубная разводка. Если вы купите радиатор с другим межосевым расстоянием, то вам придется или менять его, или менять размещение труб.

Ведь качество теплоносителя обычно оставляет желать лучшего: в воде есть песок, окалина и ржавчина. Все эти неприятные моменты при оседании сначала вызывают неэффективность работы системы отопления, а затем даже могут повлечь за собой ее полную поломку.

Правильный выбор радиаторов отопления – это важнейший нюанс. Подходящий радиатор отопления в разрезе – залог хорошей работы отопительной системы.

И все-таки, антифриз или тосол?

Ответ на этот вопрос только один – антифриз, который содержит все компоненты, позволяющие охладить детали мотора, смазать подшипник помпы и предотвратить коррозию металла. Некоторые отечественные автолюбители разделяют охлаждающую жидкость на два вида:

  1. Антифриз.
  2. Тосол.

Антифриз на английском языке звучит, как аntifreeze, то есть незамерзающий. Тосол также является разновидностью этого продукта. Он был изготовлен советскими специалистами для отечественной техники, в частности широкое распространение получил в автомобилях ВАЗ и означает ТОС «Технологии Органического Синтеза», а приставка ОЛ является общепринятым обозначением спиртов.

В основе антифриза находится этиленгликоль, а в тосоле содержатся спирты. Поэтому смешивать их категорически запрещено. При выборе охлаждающей жидкости необходимо руководствоваться инструкциями производителя авто.

Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

При выборе систем очистки воды следует учитывать технические требования производителя автомойки. Мойки высокого давления и автоматизированные системы преимущественно используют воду с особым химическим составом

Если применяется рециркуляция воды, нужно обеспечить должное качество повторно используемой воды.
Немаловажно учитывать и состав сточных вод в зависимости от используемых моющих средств. Фильтрация от нефтепродуктов недостаточна, она должна очищать воду и от ПАВ.
Фильтрация напрямую зависит от местонахождения автомойки

Например, за городом это в основном будут просто грязные авто, а в городе покрытые слоем реагентов. В этом случае применяют разные системы очистки. Использовать аппараты малой мощности тоже не стоит, это обходится дороже на практике. Для экономии можно использовать специальные восстанавливающие фильтры.
Дабы не привлекать большое количество обслуживающего персонала, многие компании отдают предпочтение автоматическим системам, но это влечет за собой расходы на повышение энергопотребления и периодическое обслуживание установок

Особенно нужно обращать внимание на покрытие оборудования, лучше выбрать антикоррозийную обработку, в условиях высокой влажности это увеличит ресурс системы.

Главная →

Устройство → Система охлаждения, обогрева и вентиляции → Радиатор →

Крышка расширительного бачка

Еще один незаменимый компонент системы – это пробка. Существует два типа конструкции – герметичная и негерметичная. В том случае, если на автомобиле применяется последняя, пробка расширительного бачка имеет только дренажное отверстие, через которое уравновешивается давление в системе.

Но если герметичная система применена, то в пробке имеется два клапана – впускной (забирает внутрь воздух из атмосферы, работает при давлении ниже 0,2 бар) и выпускной (срабатывает при давлении свыше 1,2 бар). Он выбрасывает из системы излишки воздуха.

Получается так, что в системе всегда давление больше, чем в атмосфере. Это позволяет немного повысить температуру кипения антифриза, что благоприятно сказывается на работе двигателя. Особенно это хорошо для движения по пробкам в городских условиях. Пример герметичной системы – автомобили ВАЗ-2108 и аналогичные. Негерметичной – модели классической серии ВАЗ.

Жидкостная система охлаждения

Жиддкостная система охлаждения более инерционна, двигатель медленно прогревается, но и медленно остывает. Кроме того, большая теплоемкость охлаждающей жидкости обеспечивают интенсивный и равномерный теплоотвод и меньшую температуру деталей.

Теплота, отводимая от двигателей, используется для подогрева впускного трубопровода и улучшения смесеобразования, а также для отопления кабины или салона автомобиля в холодную погоду.

Приборы системы охлаждения:

радиатора 3, вентилятора 1, жидкостного насоса 8, рубашки охлаждения блока цилиндров, рубашки охлаждения головки блока цилиндров, термостата 10, патрубков 6,17 шлангов 9, расширительного бачка, приборов контроля температуры жидкости 13, сливных краников 18, 19.

Чугунные радиаторы

Чугунные радиаторы знакомы с советских времен. Чаще всего именно они использовались в качестве радиаторов для квартир. Достоинства таких батарей следующие:

Сделаны из прочного материала чугуна, который может выдержать давление в 25-30 атмосфер. Это большой запас по давлению, так как рабочее давление в центральном отоплении составляет около 16 атмосфер.

Долговечность и надежность чугунных радиаторов. Срок службы радиаторов из чугуна составляет до 40 лет. Они не прихотливы к качеству воды в системе, так как толщина чугуна не позволяет развиваться коррозии.

Низкая цена такого типа радиаторов отопления.

Из недостатков можно выделить такие:

Тяжелый вес чугунных радиаторов, который делает их неудобными при транспортировке и монтаже. Для крепления на стену требуются громоздкие кроншейны.

Для того чтобы такие радиаторы красиво вписывались в интерьер комнаты их закрывают защитными решетками. Тем самым делая их более эстетическими.

При длительном взаимодействии с водой, внутри образуется налет. Постепенно он снижает диаметр трубы радиатора и соответственно проток воды будет меньше и теплоотдача тоже будет меньше.

Стальные радиаторы — панельные и трубчатые

Есть два разных типа стальных радиаторов, с разными характеристиками и очень отличающиеся по виду. Это трубчатые и панельные. Одни делают из стальных труб, другие из стальных листов. И те и другие имеют относительно невысокую цену, чем и привлекают. Но сталь в системах отопления «живет» не очень долго, так что это еще и самые недолговечные отопительные приборы. Понятное дело, есть исключения — некоторые производители трубы или листы покрывают защитным слоем, благодаря чему гарантийный срок эксплуатации исчисляется десятилетием или даже больше. Но и цена на такие стальные радиаторы тоже далеко не маленькая.

Это — трубчатые радиаторы. Они могут быть как высокими и узкими, так и низкими и широкими

Из остальных характеристик — небольшая тепловая инерционность, требовательность к теплоносителю. Причем, и по кислотности, и по наличию посторонних частиц. Особенно требовательны панельные модели — в них сформованы тонкие каналы, по которым движется теплоноситель. Они еще тоньше чем у биметаллических, потому фильтры на входе строго обязательны. Если говорить о кислотности теплоносителя, то самый высокие показатель, при котором стальные радиаторы работают — это Ph8. Рабочее давление — порядка 10-16 Атм.

С мощностью разброс очень большой. Конструкция и панельных и трубчатых радиаторов такова, что они могут быть разных габаритов. Серийно выпускаются панельные радиаторы высотой от 30 см до 90 см, длиной от 40 см до 3 м. Есть специальные модели, вытянутые в высоту. Их максимальная высота составляет 2,7 метра (по спецзаказу могут сделать и выше, только будут проблемы с транспортировкой).

Панельные радиаторы могут быть разной конфигурации и мощности

Разброс в размерах трубчатых радиаторов еще больше. Они могут быть высотой от 19 см до 3 м, шириной от 10 см (две секции) до 3 метров, глубиной от 6 см до 21 см. Мощность этих радиаторов зависит не только он количества секций, но и от количества колонн (труб в одном ряду). Колонн может быть от двух до шести. Двух-трех колончатые можно навешивать на стену, более широкие чаще ставят на пол. В отличие от всех других, секции у трубчатых радиаторов неразъемные, то есть, их нельзя дорастить или уменьшить. Они сварены между собой. С одной стороны — меньше протечек, но с другой — меньшая мобильность. Зато это компенсируется их высокой пластичностью — трубчатые стальные радиаторы могут быть криволинейными — хоть вокруг колонн их устанавливайте или оборачивайте большие емкости с растениями (есть минимальный радиус изгиба). Есть, кстати модели в виде скамеек или столиков.

Разнообразие конструкций

В транспортных средствах с ДВС встречаются такие типы охлаждения, как:

  • воздушная;
  • на основе жидкости;
  • комбинированная.

Первый тип считается устаревшим. Он использовался на стареньких «Запорожцах», шум от которых был слышен за многие километры. Блок цилиндров изготавливался ребристым (увеличенная площадь отдачи), а на него направлялся поток воздуха от вентилятора.

Жидкостные системы применяются на всех современных моторах. В качестве циркулирующих жидкостей применяются специальные растворы, например, тосол с пониженной температурой замерзания.

В комбинированных системах разводки дополняется установленным вентилятором. Он запускается автоматически.

Жидкостные системы бывают открытыми, когда в циркуляции обеспечен доступ к внешней окружающей среде за счет применения пароотводной трубки. Закрытая схема не предполагает сообщение с окружающей средой, что позволяет внутри держать давление выше атмосферного. Второй тип за счет увеличения давления повышает температуру закипания. В результате жидкость может доходить до 110—120С.

Существует три наиболее популярных варианта перемещения ОЖ:

  1. Принудительный. Конструкция задействует насос, который насильно прогоняет антифриз по трубам.
  2. Термосифонный. Перемещение ОЖ осуществляется благодаря разнице в плотности тосола, располагающегося внутри радиатора и того, который имеется в каналах рубашки. В процессе работы теплая масса от мотора уходит в верхнюю область, перемещаясь в радиаторный бачок. Там все остывает, ее коэффициент плотности увеличивается, что позволяет ей перемещаться вниз к входящим патрубкам рубашки двигателя.
  3. Смешанный (комбинированный). У более перегретых элементов, например, ГБЦ снижают температуру принудительно с применением насоса, а рубашка мотора работает в термосифонном режиме.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector