Как правильно «прикурить»

Как правильно «прикурить» автомобиль от донора: пошаговая инструкция

После того, как были приобретены соответствующие провода для «прикуривания», можно приступать к выполнению самой процедуры. Пришло время узнать, как правильно «прикурить» автомобиль от другого автомобиля.

Подготовка к «прикуриванию»

«Прикуривание» следует выполнять поэтапно, и первоначально проводится подготовка. Для этого выполняются следующие действия:

Оба автомобиля нужно расположить на достаточном расстоянии, чтобы длины проводов хватало для их подключения.
Подключение проводов нужно выполнять при заглушенном двигателе донора

Оба транспортных средства должны быть зафиксированы стояночным тормозом, рычаги переключения скоростей установлены в положении «нейтраль», а также выключено зажигание.
При подключении проводов важно соблюдать полярность. Красный провод предназначается для клеммы «плюс», а чёрный для минусовой клеммы

Перед тем, как подключить зажимы проводов к аккумулятору донора, нужно убедиться в том, что вторые концы зажимов не соприкасаются друг с другом и не лежат на кузове второго авто. Это приведет к возникновению короткого замыкания и порче АКБ автомобиля донора.
Перед проведением процедуры «прикуривания» нужно убедиться, что напряжение на обоих аккумуляторах одной величины (6, 12 или 24 В).

Проведение процедуры подключения клемм

Схема подключения проводов выглядит следующим образом: зажим красного провода подключается к клемме «плюс» АКБ донора, а второй его конец к плюсовой клемме аккумулятора реципиента. Аналогично подключаем зажим чёрного провода на клемму «минус» аккумулятора донора, а второй конец чёрного провода к металлическому корпусу (блоку) двигателя (ближе к стартеру)

Подключение рекомендуется выполнять каждого провода по-отдельности, чтобы избежать возникновения короткого замыкания при соприкосновении вторых зажимов красного и чёрного провода.

При этом важно учитывать, что чёрный зажим не подключается к минусовой клемме разряженного АКБ. Учтите еще один важный момент, что при пуске двигателя будут вращаться шкивы и вентилятор, поэтому чёрный провод нужно расположить так, чтобы он не попал под действие этих элементов

Этот зажим ещё следует расположить как можно дальше от топливной системы, так как малейшая искра может привести к воспламенению.

После этого производится запуск двигателя автомобиля, который является донором. Даём двигателю немного поработать не менее 5 минут, чтобы подзарядить аккумулятор. Учитывайте температурные условия окружающей среды. Чем холоднее на улице, тем дольше нужно дать двигателю поработать. Для ускорения подзарядки можно увеличить количество оборотов до 2-3 тысяч.

Пробный запуск мотора

За время работы двигателя автомобиля-донора происходит подзарядка севшего аккумулятора. Чем больше будет промежуток времени подзарядки (работа двигателя), тем выше вероятность того, что запуск мотора реципиента будет произведен с первого раза.

  1. Когда вы готовы попытаться запустить двигатель на автомобиле с севшим аккумулятором, нужно заглушить мотор на транспортном средстве-доноре и выключить зажигание.
  2. Включается зажигание на втором транспортном средстве, и пробуем запускать мотор. Если запуск двигателя не произошел, то вторую попытку можно выполнять только после того, как автомобиль-донор вновь подзарядит АКБ. Повторно нужно дать двигателю поработать не менее 10 минут.
  3. После повторной попытки должен осуществиться запуск мотора. Если этого не произошло, то снова повторите манипуляцию подзарядки. Как только двигатель будет запущен, можно отсоединять провода.

Первым нужно отключать провод чёрного цвета, который закреплен на минусовой клемме АКБ реципиента. Следом отключается второй зажим чёрного провода с АКБ донора. В аналогичной последовательности извлекаются провода красного цвета. Специалисты утверждают, что никакой разницы в последовательности отключения проводов нет, главное отключать первым минусовой (чёрный) провод.

Последовательность снятия проводов после «прикуривания»: самое главное отключать первым минусовой провод

Как только мотор автомобиля с севшим аккумулятором будет запущен, не нужно его глушить. Теперь следует дать АКБ подзарядиться, поэтому постарайтесь на протяжении 30 минут не глушить двигатель. Если же после подзарядки АКБ выполняется попытка запуска, но при этом стартер крутит, а двигатель не заводится, то это означает, что автомобиль реципиента неисправен. Нужно провести диагностику, и выявить причину неисправности двигателя.

Пошаговая инструкция

А теперь вернёмся к основной теме статьи — как правильно прикуривать автомобиль. Сначала необходимо найти донора — автомобиль, который согласится нас запустить. Причём одного согласия владельца автомобиля будет недостаточно. Необходим автомобиль, аккумуляторная батарея которого сможет прокрутить наш стартер.

Обычно автолюбители ориентируются по мощности двигателя, и это отчасти верно. Конечно, нас интересует ёмкость АКБ, но заглянуть под капот проезжающего автомобиля, мягко говоря, затруднительно. Ёмкость аккумулятора донора должна быть не ниже ёмкости АКБ реципиента. При этом абсолютно не важна мощность двигателя и тип топлива, на котором он работает. Но донор найден, можно приступить к прикуриванию от другого автомобиля.

Последовательность подключения

Подгоняем донора так, чтобы длины стартер-кабелей хватило для соединения аккумуляторов автомобилей. Дальше действуем по следующей схеме:

  1. Если хозяин автодонора не уверен в состоянии своей батареи, то он запускает двигатель и даёт ему поработать в течение 10–15 минут на 1 000–1 500 об/мин. Это подзарядит АКБ, которая будет крутить наш стартер.
  2. Глушим донора и отключаем зажигание, чтобы обесточить всё электрооборудование. Соединяем старт-кабелем плюсовые клеммы АКБ автомобилей. Порядок подключения роли не играет.
  3. Подключаем второй кабель к минусовой клемме батареи донора, а затем к минусовой клемме реципиента. Обычно рекомендуют минусовой кабель подключать не к клемме реципиента, а к свободному от краски участку кузова подальше от аккумулятора. Это исключит взрыв водорода, выделяемого кипящим аккумулятором из-за искры, которая появится в момент отключения кабеля.
  4. Включаем зажигание на реципиенте и заводимся.
  5. Если есть возможность, даём двигателю поработать на 1 000–1 500 об/мин в течение 10–15 мин, чтобы подзарядить свою батарею и батарею донора. В принципе, этот пункт спорный, разберём его чуть ниже.
  6. Отключаем минусовой кабель от реципиента, затем от донора. Отключаем плюсовой кабель от реципиента и донора в любой последовательности. Двигатель, само собой, не глушим.

Схема-памятка прикуривания от другого автомобиля

Вот и весь процесс. Укладываем старт-кабели в багажник, благодарим хозяина донора и аккуратненько едем, чтобы ненароком не заглохнуть, пока собственная АКБ не подзарядится от генератора. А теперь несколько ответов на часто задаваемые вопросы.

Двигатель донора должен быть заведен или нет?
При прикуривании донор должен быть заглушен, а зажигание выключено. Во время пуска в бортовой сети заведённого донора возникнет просадка напряжения, которую попытается скомпенсировать генератор. В результате скачок высокого напряжения выведет из строя чувствительное электрооборудование, которым буквально напичканы новейшие автомобили. Причём этот же скачок может повредить и оборудование реципиента.  

Нужно ли сразу отключать провода после запуска?
Очень многие рекомендуют не отключать кабели сразу после того, как удалось завести машину, давая время батарее донора подзарядиться. На самом деле почти никто и никогда не учитывает, что в таком режиме генератор испытывает большую перегрузку. Ведь даже собственный разряженный аккумулятор потребляет повышенный ток, а тут ещё и АКБ донора навесили. Так что правильнее всё же после пуска сразу же отсоединить автомобили.

Нужно ли отключать АКБ реципиента?
Казалось бы, лучше отключить — аккумулятору донора будет легче — не надо тратить энергию на попутную зарядку севшей АКБ. Но здесь всё наоборот. Даже разряженный аккумулятор, включённый параллельно с пусковым, существенно поможет последнему, выдав хоть что-то

Но самое важное то, что после пуска реципиента и отключения донора в бортовой сети первого может появиться какое угодно напряжение. Генератор, не видя АКБ, напряжение которой он использует как опорное, может выдать столько, что ни одно оборудование не выдержит.

Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля?

Когда вы подсоединяете аккумулятор самостоятельно от другого автомобиля, следуйте ряду инструкций:

  • должны быть только аккумуляторы с одинаковым напряжением, например, 12 В и 12 В.
  • Крокодилы должны быть хорошими, а сами провода не должны иметь «потёртости и сломы», чтобы не было короткого замыкания.
  • При подключении прикуривающих проводов обе машины должны быть выключены, чтобы не повредить электронику.
  • Первый кабель для подключения — это «+».
  • Второй кабель должен быть подключен к автомобилю с разряженной батареей или к оголенной металлической поверхности или к батарее «-» (не нужно подключаться к двигателю, поскольку при подключении может возникнуть искра), а затем подключить «-» к донору автомобиля.
  • Заведите машину донора и подождите 5-10 минут, чтобы зарядить разряженную батарею.
  • Заглушите двигатель и выключите зажигание автомобиля-донора и запустите автомобиль зарядки.
  • Если автомобиль не запускается, но стартер работает быстро и все еще не запускает двигатель, то причина не в разряженной батарее, а в том, что свечи залиты бензином, или машина сломалась.
  • Запуск двигателя при зарядке автомобиля также может происходить при работающем двигателе донора.
  • Это значительно ускорит процесс зарядки, но может отрицательно повлиять на электронику обоих автомобилей.

Как «прикурить» автомобиль – пошаговая инструкция

Чтобы подзарядить севший аккумулятор в машине от АКБ другого автомобиля, нужно следовать проверенному алгоритму

Соблюдение последовательности действий во время «прикуривания» важно, так как в другом случае можно не только не повысить заряд своего аккумулятора, но также и вывести его из строя

Пошаговая инструкция по подзарядке АКБ от «донора» следующая:

  1. Запускают двигатель автомобиля-донора, с которого будет поступать питание на разряженный АКБ. Дают проработать мотору 5-10 минут на 2-3 тыс. оборотов, чтобы его аккумулятор мог немного подзарядиться и дал больший заряд на выходе. До того, как подсоединяют оба АКБ, ключи зажигания в машинах поворачивают на 2 оборота – чтобы электрочасть автомобилей не получали питания.
  2. Аккумуляторы соединяют проводами – сперва накидывают на «плюс» донора, а потом на разряженный АКБ. Один из концов «минуса» подкидывают на донорскую клемму, а второй крепят на металлическую часть на блоке мотора или корпусе машины, где нет ЛКП (лакокрасочного покрытия). Это противопожарная мера, так как при недостаточно хорошем контакте «минус» сильно искрит.
  3. После подсоединения пробуют запустить машину с разряженным аккумулятором, если результата нет, повторно поворачивают ключ зажигания и запускают двигатель автомобиля-донора. Это подзарядит сразу 2 АКБ и повысит шансы повторного «прикуривания».
  4. Когда машина с разряженным аккумулятором завелась, разрывать контакт с «донором» сразу не стоит – нужно выждать 5-15 минут на оборотах двигателя порядка 2000.

Внимание! 

Когда «севший» аккумулятор схватил заряд, глушить двигатель не нужно – провода отсоединяют в обратном порядке – сперва «минус», а потом «плюс». Сначала провода снимают с заведенного автомобиля, а потом только – с «донора».

Распространенные ошибки при прикуривании

При выполнении такой задачи, как прикуривание автомобиля, даже при полном следовании инструкции водители нередко совершают ошибки. Чтобы не допустить подобных нарушений, нужно учесть некоторые нормы, сре6ди которых главное – соблюдать пожарную безопасность. Распространенные нарушения при прикуривании автомобиля с разряженным аккумулятором:

  • подсоединение источника при заведенном моторе;
  • включенное зажигание на прикуриваемом авто;
  • попытки завести машину от батареи меньшей мощности;
  • нарушение порядка присоединения;
  • использование провода малого сечения.

Нередко при неверном выполнении схемы подключения и несоответствии мощностей, закипает аккумулятор донора или искра попадает на горючее. Это ведет не только к поломкам, но и пожароопасным ситуациям. Даже при наличии опыта по прикуриванию автомобиля, обязательно сверить номиналы на АКБ, проверить положение ключа в замке зажигания и держать под рукой огнетушитель.

Мифы и реальные факты

Довольно распространены ситуации, когда водитель уже слышал об особенностях подключения электропитания от другого авто. Но, некоторые из подобных рекомендаций не только ошибочны, но и не подкреплены логикой. Автомобиль можно прикуривать на морозе – летом, такая необходимость вообще возникает редко. Инжекторные двигатели ничем, кроме системы подачи топлива не отличаются от классических. Если энергосистема устроена на съемном АКБ совпадающей мощности, то прикурить можно. Наличие системы ЭБУ не выступает негативным моментом – обычная подзарядка батареи перед запуском мотора, главное соблюдать правила.

Завести автомобиль с разряженным АКБ можно разными способами, но самый распространенный – прикуривание от другой машины. Для опытного водителя, проведение такой операции не вызывает затруднений, но нужно знать тонкости. Новички часто совершают ошибки или верят в распространенные слухи.  Если подключать питание, от донора соблюдая все правила, то завести машину будет не сложно.

Дополнительная информация по «прикуриванию» севшего АКБ

Чтобы у вас не возникало никаких сомнений в том, что «прикуривание» не навредит ни одному из автомобилей, прочитайте ещё несколько пунктов, которые полезно знать каждому:

Не «прикуривайте» слишком часто – дайте возможность автомобилю-донору восполнить потраченную на запуск другого автомобиля энергию. Если неисправный автомобиль ежедневно требует подзарядки, значит нужно заменить аккумулятор или разобраться в причинах его разряженного состояния.
Прежде чем «прикуривать» аккумуляторную батарею, убедитесь в наличии электролита в ней

В летний период электролит может испаряться, поэтому контролируйте герметичность АКБ вашего авто.
При минусовой температуре важно отогреть разряженный аккумулятор, прежде чем заряжать его с помощью другого автомобиля. Возможно, после того как он отогреется – вам и не понадобится помощь в пуске двигателя.
Не допускайте долгое нахождение на морозе разряженной батареи – электролит в такой батарее превращается в воду, а вода может раздуть и полностью вывести из строя АКБ.
Будьте осторожны в дождливую погоду

Влага проводит электричество и может вызвать короткое замыкание различных цепей.
Будьте внимательны при покупке проводов для «прикуривания». Слишком длинные провода создают дополнительное сопротивление, и в редких случаях это может оставить без заряда оба аккумулятора.
Изоляция проводов должна быть из морозостойкого материала. В противном случае велика вероятность того, что провода потрескаются – а это может привести к короткому замыканию.
Жилка проводов должна быть сделана из меди – это наиболее благоприятный металл с наименьшим сопротивлением.
Оба конца проводов должны быть размечены цветами (как правило, красным и чёрным)
Отсутствие такой индикации может привести к грубым ошибкам в процессе «прикуривания».
Обратите внимание на то, что бортсистема некоторых автомобилей рассчитана на напряжение в 24В – как правило, это большегрузные машины. Ни при каких обстоятельствах нельзя осуществлять процесс «прикуривания», если автомобили имеют разное напряжение бортсети.

Как прикурить автомобиль, не имея проводов

Вариант второй – нет проводов. Несколько сложнее в физическом плане, дольше, но тоже, реально. Хотя, надо оговориться, что этот вариант НЕ следует использовать, если есть возможность взять такси и съездить за новым аккумулятором или пуско-зарядным устройством, например.

Дело в том, что данная процедура может быть небезопасна для любого из автомобилей, участвующих в процедуре. И если автомобиль дорогой и со сложной электроникой, то использовать данный метод следует только в безвыходной ситуации.

Итак, сначала заводим машину-донора, включаем все возможные приборы, берущие на себя электричество (печку, кондиционер, все фары, магнитолу и т.д.), оставляем работать на холостых оборотах и ни в коме случае не трогаем педаль газа до окончания процедуры.

Далее при работающем двигателе снимаем аккумуляторную батарею и переставляем ее на «мертвый» автомобиль. Заводим его, даем поработать несколько минут, чтобы аккумулятор снова подзарядился и после этого, включив все энергопотребители, снова снимаем его и возвращаем на свое место, в автомобиль-донор.

А на только что заведенный автомобиль, который требовалось оживить, ставим старый аккумулятор и даем ему подзарядиться (если он еще способен на это, конечно). Можно, конечно, проверить работу аккумулятора, заглушив его и попробовав завестись, но в случае неудачи процедуру придется повторить заново.

Стоит так же отметить, что может быть так, что автомобильная батарея на «недвижимом» автомобиле не разрядилась по забывчивости владельца или из-за мороза, а испортилась проводка автомобиля, быстро разрядив батарею «в ноль». Правда, обычно это видно по хоть как-то загорающимся фарам или поворотникам, но могут быть варианты. Так вот, чтобы не остаться уже с двумя полностью разряженными аккумуляторами, мы и оставили работать вторую машину.

И последнее. Не забудьте отключить минусовой контакт на машине-доноре при прикуривании с помощью проводов. Машины все больше и все чаше оснащены электроникой, и она может просто «глюкнуть», конфликтуя с другой машиной. Хотя, будем честными. Если у Вас все же сядет аккумулятор, то обратиться стоит не к соседу на дорогой иномарке, который и знать не знает, где в его машине аккумулятор, а лучше найти того, у которого старенькая «шаха». Он и провода для прикуривания найдет, и ключ на 10 у него всегда будет в багажнике :).

Удачи на дорогах и пусть ваш аккумулятор служит долго и без проблем, а в случае чего, вы теперь знаете, как правильно прикурить автомобиль, если на том сдох аккумулятор.

Как выбрать провода для прикуривания

Непременным условием для успешного прикуривания без последствий для батарей и бортовых сетей машин, является использование специальных проводов.

В магазинах продают такие провода – они обычно имеют изоляцию красного и черного цветов. Так сделано для того, чтобы при подключении клемм не перепутать полярность. Черный – всегда минус, а красный – плюс. Удобная для использования длина изделия составляет 3–5 метров.

В момент пуска двигателя стартовый ток, выдаваемый аккумулятором, высокий, поэтому провода должны быть рассчитаны на силу тока в 200 А. Отлично справляются с такими токами медные провода с поперечным сечением на 16 мм2 (можно взять больше).

Покупайте провода в ПВХ изоляции – она не дубеет и не трескается на морозе

При покупке обратите внимание на зажимы-крокодилы, – они должны быть из меди, с острыми зубами и мощной пружиной. Берите прикуриватели, у которых обеспечен качественный контакт с крокодилами (обжим, пайка)

На покупке проводов не стоит экономить – качественные изделия обеспечивают результат и не доставляют хлопот.

Если прикурить автомобиль не от кого

Если Вам не к кому обратиться с просьбой прикурить Ваш автомобиль, то можно попытаться выжать из аккумулятора остатки заряда. Вообще, довольно распространённой причиной того, что двигатель не заводится, является разряженный аккумулятор. Случается, что водитель глушит двигатель, но забывает выключить фары, и уходит. А на следующий день, вернувшись к автомобилю, тщетно пытается завести мотор или открыть электрозамки.

Завести двигатель автомобиля при сильном морозе — непросто и заниматься этим на холоде не очень-то комфортно, но, к счастью, возможно. Чаще всего проблемы начинаются когда столбик термометра опускается ниже минус девятнадцати по Цельсию

При такой температуре даже самый новый аккумулятор теряет половину первоначальной мощности, и совсем не важно, какой у вас автомобиль — иномарка или отечественная. На несколько секунд, лучше на десять-пятнадцать, включим дальний свет

Химическая реакция, которая происходит в аккумуляторе, начнёт разогревать электролит. К сожалению, той энергии, которую мы при этом получим, в итоге может всё же не хватить для запуска машины. Обязательно выжимаем сцепление чтобы избежать дополнительной нагрузки при запуске из-за того, что шестерёнки в КПП будут проворачиваться даже при нейтральном положении рычага. Если всё-таки двигатель не заводится — не заставляйте стартер работать дольше пяти секунд за раз, — аккумулятор сядет окончательно либо зальёте свечи, а это крайне нежелательно на таком морозе. Если всё остальное в порядке, через две-три попытки должно получиться. Трогайтесь медленно, подольше прогревайте двигатель. Если же аккумулятор сел окончательно, остаётся подзарядить от внешнего источника. Например, от другого автомобиля, что в простонародье называется прикурить автомобиль.

В народе бытует мнение, что для того, чтобы мотор утром завёлся, вечером надо залить половину стакана бензина прямо в систему смазки. Но этот способ разжижения подойдёт только для минерального масла, к тому же, если процедуру повторять, то оно будет окончательно испорчено уже после двух стаканов. Для синтетического и полусинтетического масел этот способ не сработает и нанесёт свойствам масла только вред. Предположим, аккумулятор, как и масло, в порядке, но двигатель всё-таки не заводится, пора проверять свечи. Свечи всегда должны быть сухими и на них не должно быть нагара. Вообще-то, зимой всегда бывает нелишним запасной комплект свечей. Для карбюраторных двигателей можно попробовать эфир. Налить его нужно в карбюратор. Но после этого непременно крепко-накрепко закройте крышку воздушного фильтра, так как реакция горения происходит не с участием жидкости, а её паров. Существует ещё один совет относительно карбюратора. Накануне вечером следует полностью вытянуть рычажок подсоса. Это нужно для того, чтобы перекрыть доступ холодному воздуху в нагретый карбюратор и исключить образование конденсата. Если же до сих пор ничего не получается, остаётся одно, как говорят в народе — завести с толкача, хотя можно не только толкать, но и тянуть. Понадобится трос и опять-таки вспомогательный автомобиль. Закрепляем трос, трогаемся на нейтралке при включённом зажигании. После набора скорости километров сорок в час выжимаем сцепление и включаем не первую, и даже не вторую, а сразу третью передачу. Тем самым мы уменьшаем нагрузку на двигатель. Отпускаем сцепление — если двигатель завёлся, ни в коем случае не останавливаемся, иначе может сразу заглохнуть. Остановиться можно только после двух-трёх минут устойчивой работы двигателя

И важно иметь ввиду — запуск двигателя в такой холод равнозначен приблизительно сотне-пятистам километров пробега. Так что, если поездка не срочная, лучше бы отложить её до более тёплых времён?

Почему многие автовладельцы не дают прикурить?

Здесь, как с женщиной. Отказы прикурить авто бывают двух типов: обоснованные и необоснованные. Первая группа исходит из логики, мол, если мой АКБ меньше по размеру, чем я могу тебе помочь? Кроме того, дорогие иномарки не терпят того, к чему их не готовили дотошные европейцы или продуманные азиаты.

Сегодня автомобили имеют собственные «мозги», которые весьма чувствительны к внешнему воздействию. Поэтому простим автолюбителей, которые боятся за свою люксовую комплектацию. Вряд ли у кого-то существует стойкое желанию сжечь все примочки, за которые они выложили круглую сумму. В идеале прикуривать автомобиль нужно «близнецом» – один класс, один объем двигателя, одинаковые АКБ. В общем, одной крови.

Подведём итоги — какие ошибки не следует допускать

С прикуриванием всё, осталось кратко перечислить основные пункты, которые помогут избежать проблем при выполнении, казалось бы, простой операции.

  • Не прикуриваем от АКБ меньшей, чем у нас электрической ёмкости.
  • Двигатель донора должен быть заглушён, зажигание выключено.
  • Соблюдаем порядок подключения старт-кабелей.
  • Не отключаем свою батарею.
  • Стараемся не перегружать генератор реципиента — отсоединяем автомобили сразу после пуска.
  • Держим огнетушитель под рукой.
  • По возможности надеваем защитные перчатки, можно простые хлопковые, чтобы защитить руки от неожиданных ожогов (искры при подключении/отключении).
  • Пользуемся только специальными проводами для прикуривания — старт-кабелями. Никаких импровизаций из подручных материалов и кусков провода.

Вот мы и выяснили, как «прикурить», не рискуя ни своим, ни чужим автомобилем. Дело нехитрое, но требует соблюдения некоторых правил.

В заключение хотелось бы заметить, что «прикуривание» используется не только автолюбителями и не только как экстренная мера. В авиации, к примеру, вертолёты, да и самолёты очень часто «прикуривают» от передвижных генераторов, чтобы сэкономить энергию и ресурс аккумуляторов машины, если вдруг придётся незапланированно многократно садиться. Ведь в чистом поле прикурить будет не от кого. Для этого существуют даже спецмашины — аэродромные пусковые агрегаты (АПА).


Вертолёт «прикуривает» от АПА на базе Урал

Читайте далее:

Разрядился аккумулятор в машине что делать и как запустить двигатель

Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника

Как правильно подключить новый аккумулятор к автомобилю

Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля

Можно ли заряжать аккумулятор не снимая с автомобиля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector