Как правильно водителю общаться с дпс

Памятка водителю при общении с инспектором ДПС — практика

3. Слегка приоткрыть окно водительской двери, и выслушать инспектора ГАИ. По возможности записать его фамилию, звание и номер жетона.

Начиная общение инспектор ГИБДД обязан

  • назвать свою должность, специальное звание и фамилию.
  • перечислить, какие требуется предъявить документы для проверки или оформления правонарушения.

При обвинении в нарушении, инспектор обязан уточнить соответствующий пункт ПДД РФ и статью КоАП РФ.

4. В случае противоправных действий инспектора, невежливого обращения и каких-либо неясностей, нужно попросить сотрудника ГАИ предъявить его служебное удостоверение, сказав, что будете подавать жалобу.

Сотрудник ГИБДД обязан показать удостоверение в развернутом виде, так, чтобы водитель смог с ним ознакомится. Увиденные данные лучше записать (в том числе и номер жетона).

  • Можно позвонить сразу в круглосуточную Службу доверия ГИБДД.
  • Есть единый для всей России телефон для жалоб на сотрудников ГИБДД:
  • Еще лучше заранее узнать телефоны доверия и горячие линии ГИБДД своего региона.

5. Не выходить из машины без веских оснований.

Водителя остановили

Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.

При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Если нарушения не было

Самая неприятная ситуация – это агрессивный сотрудник, который констатирует нарушение, хотя на самом деле его не было. Конечно, в большинстве случаев добросовестные инспекторы отпускают автовладельцев, но так бывает не всегда. В напряженной обстановке следует не только вспомнить о том, как разговаривать с гаишниками, но и быть готовым к следующим действиям:

Оставаться в машине и не выходить из нее (даже передавать документы водители имеет право, сидя в машине)

Это важно для психологического комфорта.
При первых признаках странного поведения инспектора необходимо включить запись видеорегистратора или телефона – это подготовка доказательств на случай дальнейших разбирательств.
Привлечь свидетелей к происходящему.. Все описанные действия требуются для того, чтобы подтвердить возможное злоупотребление полномочиями со стороны инспектора

Как правило, тон, в котором ведется разговор с гаишниками, дает уже на первых минутах понять рамки законности, в которых они действуют. Поэтому не стоит игнорировать возможности фиксации происходящего на камеру

Все описанные действия требуются для того, чтобы подтвердить возможное злоупотребление полномочиями со стороны инспектора. Как правило, тон, в котором ведется разговор с гаишниками, дает уже на первых минутах понять рамки законности, в которых они действуют. Поэтому не стоит игнорировать возможности фиксации происходящего на камеру.

Водителя останавливают

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия

Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения

Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий. Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей

Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора

Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований

https://youtube.com/watch?v=ug9CE48_l6o

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

Когда сотрудник ГИБДД может остановить водителя?

Приказы МВД №185 и №329 определяют ситуации, когда остановка ТС является обоснованной:

  1. Автомобиль нарушает правила дорожного движения, может стать причиной создания аварийной ситуации. Конкретные неверные действия должны быть установлены визуально или с помощью специализированных технических средств. Когда водитель затормозил, сотрудник обязан четко указать нарушения, в которых обвиняется человек за рулем.
  2. В дорожно-патрульную службу поступило сообщение о возможной причастности водителя к преступлению. Если сотрудник ГИБДД получил соответствующую информацию по служебным каналам, остановка автомобиля произошла по причине дачи соответствующих показаний третьими лицами или из-за возникновения подозрений у других постов ДПС, инспектор обязан четко сообщить причину, назвать правонарушение, в котором подозревается водитель. Остановка правомерна только в том случае, если есть основания для подозрения человека в совершении тяжкого преступления, участии в ДТП с последствиями или в нарушении правил дорожного движения, за что наступает административная ответственность.
  3. Автомобиль, на котором передвигается водитель, похож на транспортное средство, находящееся в розыске или угоне. Также инспектор может остановить человека, если у него есть основания предполагать, что ТС планируют использовать для совершения противоправных действий.
  4. Есть вероятность, что водитель или пассажиры обладают информацией о преступлении или ДТП, очевидцами которого они являлись. В этом случае остановка правомерна, так как инспектор на законном основании собирает свидетельские показания.
  5. Привлечение понятых для проведения досмотра уже остановленного автомобиля.
  6. Четко обусловленная служебная необходимость во временном использовании транспортного средства или услуг водителя для оказания помощи сотрудникам ГИБДД при проведении спецопераций, а также взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
  7. Проверка наличия и правильности оформления водительских документов. В зависимости от того, находятся ли в салоне пассажиры или определенный груз, сотрудник ДПС имеет возможность запросить предъявление различных бумаг. Водитель должен иметь право на перевозку любых грузов, которые находятся в ТС, а также сопроводительную документацию, свидетельство о праве владения и управления автомобилем. Если в салоне есть пассажиры, инспектор может запросить предъявление их паспортов для удостоверения личности. Сотрудник имеет возможность остановить автомобиль с целью просмотра документации только на КПП или стационарных постах.
  8. Установление личности водителя, перечня перевозимых грузов при выполнении приказа руководителя МВД или ГИБДД.

Внимание! Другие случаи остановки транспортного средства являются неправомерными. Если сотрудник ДПС не назвал четкие причины или перечислил неправомерные основания остановки автомобиля, можно обвинить его в нарушении служебной дисциплины

Чтобы доказать свою правоту, желательно при возникновении подозрения о неправомерной остановке ТС воспользоваться видеокамерой.

Как себя вести после остановки автомобиля?

После правомерной остановки транспортного средства инспектор должен подойти к машине, указать имя, фамилию, должность и звание. Также сотрудник ГИБДД обязан четко указать причину остановки авто, при необходимости дать пояснения. Если остановка произошла не по вине водителя, инспектор должен рассказать о конкретной проблеме, четко указать цель общения с водителем.

Попросите инспектора предъявить его служебное удостоверение. Необходимо не просто увидеть документ, а убедиться в его подлинности, внимательно рассмотрев важные поля. Если сотрудник ДПС просит предъявить документы, следует передать ему их лично в руки. Просто показать бумаги недостаточно, так как инспектор может запросить их для проверки подлинности. Сразу после ознакомления с документами инспектор обязан отдать их водителю. У участника дорожного движения сохраняется право находиться в своем автомобиле, не покидать его, а также не перемещаться в служебную машину по требованию сотрудника дорожно-патрульной службы. Водитель имеет право выйти из машины, однако без четких оснований не обязан этого делать.

Требование о выходе из автомобиля является правомерным при наличии таких оснований:

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Водителю следует подходить к подготовке административного протокола максимально ответственно. Нужно помнить о таком понятии, как презумпция невиновности: никто не может быть признан виновным, если его вина не будет доказана. От инспектора нужно требовать предъявления прямых доказательств его вины.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании , , , в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании .

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Если нет прав

Наверное, каждый водитель хоть раз в жизни, но оставлял права дома. Ситуация неприятная, но и здесь можно или нарваться на крупные финансовые потери, или потерять несколько часов, но избежать грозящих санкций. На этот раз многое зависит именно от инспектора, а закон довольно суров к забывчивым автолюбителям. Для понимания того, как надо разговаривать с гаишниками, если прав на руках нет, следует учитывать два момента. Во-первых, максимальное наказание может обратиться в виде штрафа в 500 руб. (за отсутствие прав) и нескольких тысяч за содержание машины на штрафстоянке. Во-вторых, наказания можно избежать, если документы будут предоставлены до того как автомобиль будет эвакуирован. Иными словами, задача водителя – максимально толково пояснить гаишнику ситуацию и написать ему ходатайство с прошением о том, чтобы предоставить 1-2 часа на доставку прав.

Как правильно вести себя?

В случае встречи с инспектором ДПС на дороге водитель должен помнить:

  1. В темное время суток служебное авто обязано находиться на освещенном участке дороги, сотрудник ДПС иметь на одежде светоотражающие нашивки, а в руках светящийся или светоотражающий жезл.
  2. Любые проверки не могут быть проведены в полевых условиях, в том числе на уровень содержания алкоголя в организме. Если вам предлагают «дунуть в трубочку» на трассе – это незаконно.

Сотрудники ДПС не имеют права скрывать свое присутствие на дороге: автомобиль и инспектор должны быть хорошо видны с большого расстояния.

Инспектор, который прячет авто в кустах или за поворотом, скорее всего, действует незаконно.

Если указанные правила нарушены, водитель имеет полное право не подчиниться требованиям инспектора.

Ведь действия сотрудника ДПС не соответствуют законодательству.

Причинами остановки на дороге чаще всего являются:

  • проверка документов, под предлогом задержания угнанной машины;
  • проведение спецоперации по задержанию преступников;
  • обвинение в употреблении алкоголя или наркотиков.

В любом из перечисленных случаев самым разумным действием будет звонок в службу доверия ГИБДД для уточнения личности инспектора и ориентировок по проводимым спецоперациям.

В случае обвинения в вождении авто в нетрезвом виде, если уверены в своей трезвости, нужно требовать медицинское освидетельствование.

Если остановивший машину инспектор ДПС ведет себя подозрительно, позвоните в службу доверия ГИБДД. Вам ответят, числится ли в штате сотрудник с такими фамилией и званием и на каком участке он несет службу.

Совершить звонок нужно в присутствии вызвавшего недоверие инспектора: если перед вами мошенник, он вынужден будет ретироваться.

Чем руководствоваться при общении?

Разговор водителя с инспектором ДПС должен происходить на равных.

Однако, водители часто занимают зависимое положение. Причиной является недостаток знаний.

Чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации, водитель должен знать:

  1. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения».
  2. Закон о безопасности дорожного движения.
  3. Постановление Правительства РФ «О правилах задержания автомобиля».
  4. КоАП РФ.
  5. Положение о ГИБДД.
  6. Наставления по работе ДПС.

Кроме того, основным законом, на который опираются все когда-либо принятые законы, является Конституция РФ.

Для облегчения получения информации можно воспользоваться различными памятками для водителей:

  • о ПДД;
  • об участниках дорожного движения;
  • о правилах взаимодействия с инспектором ДПС и т.д.

Некоторые из них в разное время выдавались водителям в разных регионах России. Сейчас найти большинство образцов памяток можно в интернете.

Прочтение памятки не заменит знание законов, но все же позволит правильнее оценивать все происходящее на дороге.

Законные способы фиксации разговора

При остановке автомобиля инспектором ДПС у водителя есть четыре варианта зафиксировать беседу:

  • диктофон;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • видеорегистратор.

Запись общения может пригодиться при обращении в суд в случае нарушения прав водителя или неправильном поведении инспектора.

Законом не запрещено проводить аудио, видео и фотосъемку во время общения с сотрудниками ДПС, кроме особых случаев. О наличии особого условия инспектор должен предупредить водителя в начале разговора.

Возможность записи общения видеорегистратором зависит от его функциональности и возможности подключения дополнительных гаджетов. Кроме того, инспектор может попросить выключить прибор.

Видеокамера и фотоаппарат могут помочь в фиксации вида места ДТП или неправильного положения машины ДПС. Однако, если инспектор решает общаться «не по форме», то он постарается не допустить записи общения.

На практике для записи разговора удобнее всего использовать диктофон.

Его можно включить при остановке и наговорить дату и время пока инспектор идет к машине.

Преимущество диктофона в легкости его маскировки в салоне – инспектор может его не заметить.

В российском законодательстве нет правового акта, запрещающего проведение видео или аудио записи во время разговора с инспектором дорожной службы. Соответственно, закон вы не нарушите. А то, что в случае возникновения спора подобная запись может очень пригодится в суде, многократно доказано на практике.

При возникновении конфликтной ситуации и намерении водителя обратится в суд, важно сохранить запись общения на том аппарате, на котором она была сделана.

Нештатные ситуации

Водителю сообщается для какой цели и куда планируется ехать (за исключением случаев, когда необходимо преследовать преступников) и предлагается предоставить автомобиль, с разъяснениями ответственности за невыполнение требования.

  • По просьбе водителя инспектор выдает ему справку, где указывает свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения, продолжительность поездки и пройденное расстояние.

2. Специальная операция. О том, что проводится специальная операция, водитель догадается, увидев у остановившего его сотрудника бронежилет и автомат. Но инспектор ГИБДД все равно обязан вначале разговора сообщить о проведении спецоперации, и, по просьбе водителя, предъявить приказ о спецоперации.

3. Досмотр транспортного средства («Откройте багажник!»). Проводится только в присутствии двух понятых, с составлением соответствующего протокола и, при необходимости, с фото- и видеофиксацией.

Если нарушено правило ПДД

Для начала важно отметить, что независимо от того, было нарушение или нет, сотрудник должен представиться, предъявить документы и сообщить основания, по которым произведена остановка машины. Если было совершено нарушение, то инспектор обязан выписать штраф

На этом моменте следует остановиться подробнее, чтобы прояснить, как правильно разговаривать с гаишниками, если основания для составления протокола о нарушении действительно есть. К сожалению, большинство инспекторов начинают провоцировать водителей на дачу взятки. Это может выражаться фразами типа «ну, что будем делать?». Поддаваться на такой соблазн не стоит по двум причинам: дача взятки карается законом, и статистика, по которой несговорчивых водителей отпускают даже без штрафа. Как ни странно, бывают случаи, когда гаишники элементарно не хотят возиться с документами, а иногда оснований для штрафа просто нет, и единственное, что им остается, – отпустить водителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector