Двигатель ваз 21179: характеристики, особенности и отзывы
Содержание:
- Установить коленчатый вал
- История возникновения
- Достоинства и минусы
- ВАЗ-21179
- Проблемы двигателей LADA XRAY.
- Подобрать поршни к цилиндрам
- Особенности конструкции
- Плюсы и минусы
- Основные технические характеристики двигателей ВАЗ: 21124,21126,21129,21179 и их сравнение
- Какой двигатель ставят на Лада Веста
- Собрать шатунно-поршневую группу
- Особенности двигателя
- За ценой не постоим?
- Агрегат от ниссан
- Двигатели
- Техобслуживание
Установить коленчатый вал
Установить и закрепить блок цилиндров на стенд (таль электрическая или ручная, стенд для разборки и сборки агрегатов).
Подобрать комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников согласно таблицами 9 и 10 соответственно.
Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленчатого вала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек.
Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров на наружной поверхности нанесена маркировка величиныремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00).
Смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное).
Уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников блока. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников.
Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда средней опоры два упорных полукольца.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминевое полукольцо (дет. 2101-1005183), со стороны маховика – металлокерамическое (желтого цвета, дет. 2106-1005183).
Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса.
Завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников. Момент затяжки болтов крепления 70…86 Н∙м (7,0…8,6 кгс∙м) (головка сменная 17, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей.
Проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рисунок 51, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке 48, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4.
Осевой зазор коленчатого вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминевые полукольца имеют на стальной основе маркировку «Р». Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская — 2 шт., микрометр типа МК 25-1).
История возникновения
Мотор же 21179 в головах инженера уже вынашивался намного раньше, нежели вы можете себе представить. Еще на закате СССР разработчики стали задумываться о проекте Lada C и о его силовых агрегатах. Уже тогда инженеры «знали» этот мотор по его особенностям и силовым характеристикам. Но сложная экономическая ситуация того времени и распад СССР заставил инженеров и вовсе забыть проект Лада-Ц.
И вот спустя долгое время, когда на пост главного менеджера АвтоВАЗа приходит Бу Андерсон, проект заново поднимается и разрабатывается.
Главной задачей было создание мотора с хорошим низовым крутящим моментом, чего так не хватало АвтоВАЗу для ощущения уверенной комфортной езды. «Тракторные» 8-кл моторы давно изжили себя, но новые 16-кл моторы имели более «спортивный» характер. Ситуацию подправил еще тогдашний 21127 мотор, ныне уже 21129, который устанавливается На Весту, иксрэй, и на другие модели АвтоВАЗа. За счет установленного на нем впускного ресивера с изменяемой геометрией, крутящий момент с низов начинался куда ранее в отличии от «Приоромотора» (21126) и его полка была куда дальше, вплоть до отсечки. Но с началом производства седана с большей массой — Весты, и хэтчбэком Иксрэй — потребность в низовых моторах вновь появилась.
Мотор долго обкатывался и тестировался. В итоге, в процессе тестирования выяснилось, что кольца залегли уже на 4т.км., в итоге жаровой пояс повысили и проблема исчезла.
Ниссановский мотор HR16DE мощностью 110 л.с. вполне справляется со своей задачей на переднем приводе. Но при наличии полного привода — он будет напрягаться, греться, много жрать и не ехать.
Еще одним фактором создания мотора 21179 служит экономика и политика. По скольку нисановский мотор хоть и собирается у нас, но все же принадлежит ниссану. И в случае неблагоприятной экономической ситуации, повышения курса валют, стоимость его производства и реализации может оказаться попросту нерентабельна.
Начало производства мотора 21179
Еще в 2014 году пошли слухи о возможном производстве двигателя с объемом 1,8л с фазовращателями. И все же это стало реальностью. Ранее ОПП и дочернее предприятие «Супер-Авто» уже занимались постройкой и установкой двигателя 1,8л с индексом 21128, который устанавливали на Приору Спорт. Но тот двигатель не отличался особым ресурсом.
Достоинства и минусы
Новый силовой привод изначально обладает рядом достоинств:
- крутящий момент увеличен, не только в диапазоне высоких оборотов, но и на низах;
- производительность маслонасоса увеличена вдвое;
- облегчены распредвалы, повышено сечение клапанов;
- в большую сторону изменился литраж и мощность мотора – 1,8 л и 122 л. с., соответственно;
- на впускном распредвале появился фазораспределитель;
- улучшены впускной и выпускной тракт, соблюдены нормы Евро-5;
- возможна доработка до протокола Евро-6, планируемого в 2020 году.
Фазораспределитель
Выпускной тракт
Для замены ремня ГРМ необходимо демонтировать половину оборудования под капотом. Попадаются бракованные клапаны немецкого производителя Mahle, производственные мощности которого по факту находятся в Китае. Отсюда повышенный расход масла до 3 л/1000 км, затем заменяется головка блока цилиндров, что очень дорого (капремонт вместо ТО).
Маслонасос GMB
Применение высококачественных деталей иностранных производителей не так однозначно, как задумывалось конструкторами:
- в любой момент после введения Евросоюзом санкций против РФ поставки могут прекратиться в одностороннем порядке;
- отечественная промышленность пока не в состоянии обеспечить подобную точность изготовления;
- моторы будут комплектоваться ШПГ, ремнями и роликами ГРМ низкого качества, ресурс снизится сразу наполовину, то есть до 70 – 80 тысяч км пробега.
Автоматический натяжитель
АвтоВАЗ остается практически единственным производителем в мире, который в принципе не может обеспечить необходимую точность изготовления деталей, поэтому на конвейере и используется селективная сборка, которая свидетельствует, не о продвинутых, а крайне убогих технологиях. Конструкторам легче «заставить машину» различать маркировку класса точности шатунных и коренных шеек коленвала и вкладышей, чем строго соблюдать один класс точности, как во всем цивилизованном мире.
Коленвал 21179
ВАЗ-21179
Самый мощный мотор для Lada Xray изготовлен непосредственно АвтоВАЗом. Он обладает отличными техническими характеристиками и сочетается с роботизированной коробкой передач. Для Лада Икс Рей разработкой этого агрегата занимался филиал АвтоВАЗа под названием «СуперАвто».
Больший объем в этом двигателе достигается с помощью увеличения хода самого поршня, а не за счет расточки блока цилиндров, как это делалось ранее. Изменен размер шатунов и коленвала. В сборке мотора используются зарубежные графитовые поршни от известного бренда Federal-Mogul.
Этот новый двигатель, применяемый в Lada Xray, имеет меньше мелких деталей, что увеличивает его надежность и работоспособность, не влияя на характеристики. Агрегат обладает впечатляющим крутящим моментом. Lada Xray, оснащенная таким движком потребляет значительно меньше масла. Мотор ВАЗ 21179 для Lada Xray обладает следующими техническими характеристиками:
- объем – 1797 кубических сантиметров;
- 4 цилиндра/ 16 клапанов;
- ременный привод ГРМ;
- D цилиндра – 84 мм;
- Мощность – 122 л.с.
При таких параметрах ДВС, Lada Xray будет развивать макс. Скорость в 182 км/час. До сотки авто будет разгоняться всего лишь за 10 с небольшим секунд. Расход горючего в зависимости от цикла езды:
Lada Xray оснащенная таким двигателем будет обладать отличными скоростными качествами, но при этом позволит экономить на топливе.
Высокий хэтчбек в стиле SUV, как называют Lada Xray в компании, построен на базе узлов платформы B0. Шасси сочетает в себе «высокий клиренс, хорошую управляемость и энергоёмкость». Передняя подвеска – независимая, типа МакФерсон, на подрамнике; задняя – упругая балка с увеличенной на 37 мм колеёй. Настройки пружин и амортизаторов были созданы заново. К слову, на ИксРей устанавливаются оригинальные S-образные задние пружины «Mubea» с подогнутым опорным витком и газонаполненные амортизаторы «Tenecco».
Изначально Икс Рей будет только переднеприводным, но в 2020 году может появиться и полноприводная модификация Лада Х рей Кросс 4х4.
Полная масса Lada Xray 2020 составляет 1 650 кг, порожняя – до 1 200 кг (порожняя масса – масса автомобиля без учёта груза и пассажиров, но с учётом веса водителя 75 кг, массы топлива, соответствующей 90% ёмкости топливного бака, указанной предприятием-изготовителем, и охлаждающей жидкости, смазки, инструментов и запасного колеса в случае его наличия).
Спереди дисковые тормоза, сзади — барабанные.
Проблемы двигателей LADA XRAY.
Автомобилисты отмечают, что благодаря доработкам работа силового агрегата 21129 по сравнению с предшественниками стала стабильнее. Однако, весь набор проблем решить не удалось:
- Основной недостаток остался и у модифицированного мотора – клапана при обрыве ГРМ продолжает гнуть;
- Проблемы нестабильности холостого хода и запуска холодного двигателя, выражены не так ярко, но иногда проявляются. Зачастую решение достигается тестированием и регулировкой электроники и перепрошивкой.
- Усложнение решений, используемых ЭБУ, также привнесло некоторые негатив — наблюдаются сбои дроссельной заслонки при работе электронной педали газа.
Не все гладко и у агрегата 21179. На ресурсных испытаниях и в процессе эксплуатации автолюбители жалуются на:
- Чрезвычайно высоки расход масла на новых авто Lada XRay. Вопрос так и не решен, технические службы производителя заявляют о снижении расхода при более длительной эксплуатации (реально так и происходит).
- Более 20% покупателей пришлось менять лопнувший расширительный бачок системы охлаждения. В комплектациях с 1600 кубовым мотором таких случаев не было.
- Нередки незначительные (не виляющие на работу систем) сбои со сложной электроникой, в частности, загораются различные индикаторы (без серьезных причин). Пока официально решения нет.
- Жалуются владельцы авто и на работу фазовращателя.
Даже отработанный до мелочей H4M-K преподносит сюрпризы:
- Трудности с запуском в морозы. Кроме того, запущенный агрегат может заглохнуть. Производитель признает эту неприятную особенность.
- Мотор глохнет в любом режиме. Проблема в качестве реле блока зажигания (даже отзывалась партия автомобилей). Замена устраняет неполадки.
- При эксплуатации появляется свист. Явление ординарное, причина – ослабление или износ ремня генератора.
Видео с небольшим обзором.
Подобрать поршни к цилиндрам
Промерить диаметры цилиндров и поршней в соответствии с п. 4 настоящей ТИ и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем.
Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,03…0,05 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.
Класс поршня должен соответствовать классу цилиндра. Маркировка классов поршней и цилиндров нанесена согласно п. 4 настоящей ТИ.
Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор не более 0,05 мм, в соответствии с таблицей 8.
Размер цилиндра, мм | Обозначение | Класс | Диаметр цилиндра послехонингования, мм | Диаметр поршня, мм |
---|---|---|---|---|
Стандартный82,0 | 21177-1004015-00 | A | 82,00…82,01 | 81,96…81,97 |
21177-1004015-01 | B | 82,01…82,02 | 81,97…81,98 | |
21177-1004015-02 | C | 82,02…82,03 | 81,98…81,99 | |
Ремонтный82,5 | 21177-1004015-30 | A+0,5 | 82,50…82,51 | 82,46…82,47 |
21177-1004015-31 | B+0,5 | 82,51…82,52 | 82,47…82,48 | |
21177-1004015-32 | C+0,5 | 82,52…82,53 | 82,48…82,49 |
Проверить посадку поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и плавно выходить под собственным весом из отверстий бобышек поршня, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 48. Если для выхода поршневого пальца из отверстий бобышек поршня требуется приложение дополнительных усилий, заменить сопрягаемые детали.
Особенности конструкции
Изначально двигатель 21129 сохранил конструкцию базовой версии 21127:
- «высокий» серого цвета блок цилиндров, перешедший от 11183, поверхности гильз обработаны методом хонингования;
- ГБЦ от модификации 21124;
- газораспределительный механизм с фазированным впрыском с гидрокомпенсацией теплового зазора клапанов;
- облегченная поршневая группа фирмы Federal Mogul;
- клиноременный привод распредвалов ГРМ со скругленным зубом от компании Gates с 200000 км ресурсом пробега;
- коленчатый вал с кривошипным длинным радиусом от ДВС 11183;
- топливная рампа со среднепроизводительными форсунками производителя Бош или Сименс;
- индивидуальные катушки зажигания свечей без высоковольтного пучка проводов;
- увеличенный диаметр демпфера на маховике;
- встроенный в выпускной тракт каталитический нейтрализатор – катколлектор.
Плюсы и минусы
Достоинствами движка 21129 являются:
- экономный расход ОЖ, моторного масла и горючего;
- соответствие стандартам Евро-5;
- усовершенствованное навесное оборудование;
- капремонт собственными силами;
- заявленный ресурс 200000 км пробега;
- отсутствие периодических регулировок клапанных тепловых зазоров.
Чтобы обеспечить указанный ресурс мотора, руководство рекомендует использовать только качественную смазку надежных производителей. Минусами конструкции силового привода являются:
- дорогое обслуживание из-за необходимости высококачественного масла в гидротолкателях;
- высокий бюджет капремонта в связи с применением ШПГ и комплекта ремня ГРМ иностранных компаний;
- опасность при обрыве ременного привода ГРМ получить изгиб клапанов.
Степень сжатия снизилась на 0,5 единиц, что, вроде бы, позволяет уменьшить октановое число топлива. На практике качество отечественного бензина неудовлетворительное, специалисты не рекомендуют экспериментировать для сомнительной экономии эксплуатационного бюджета.
Основные технические характеристики двигателей ВАЗ: 21124,21126,21129,21179 и их сравнение
Расточка ваз-21179 приводит к печальным результатам. Ремонтных поршней нет, а попытка гильзовки блока, из за дополнительного сверления сделанного между цилиндрами, для лучшего охлаждения блока,- не возможна.
Сравнение технических характеристик двигателей ВАЗ: 21124,21126,21129,21179
Имя мотора | ваз-21124 | ваз-21126 | ваз-21129 | ваз-21179 |
ход поршня | 75.6 | 75.6 | 75.6 | 84 |
степень сжатия | 10.3 | 11 | 10.5 | 10.3 |
диаметр цилиндра | 82 | 82 | 82 | 82 |
число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 |
крутящийся момент | 131Н.м. при 3700об.мин | 145Н.м. при 4000об.мин | 148/4200 | 170/3700 |
Бензин | 95 | 95 | 92 | 92 |
Евро | 3 | 4 | 5 | 5 |
Расход | 8.9л | 8 | 6.9л | 7.2л |
Мощность | 89л.с | 98л.с | 106л.с | 120л.с |
Контроллер | ЯНВАРЬ 7.2 | М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2. | М86 ВАЗ-21129 Веста, МКП Евро 5 | М86 ВАЗ-21179 Веста, АМТ |
Свечи | АУ17ДМРВ | А17ДМРВ | BCPR6ES NGK | Q20PR-U11 Denso |
Сравнение двигателя 21179 с базовым 21126
Двигатель ВАЗ 21124 в отличие от 21222, 21126,21129 и 21179 не гнет клапана, для этого на днище поршня имеются лунки. На нем ставятся стандартные валы или спортивные с умеренным подъемом,
Начиная с двигателя 21126 уменьшен поршень, установлены более тонкие кольца и облегчен шатун. На двигателе 21126 уже ставят новый автоматический механизм натяжения зубчатого ремня ГРМ с роликами новой конструкции.
У многих автовладельцев на этом двигателе обрывало ремень ГРМ и гнуло клапана и шатуны на очень небольшом пробеге, из за не качественных помп собранных на ТЗА. Помпы или ролики клинили, что приводило хозяина авто к значительным затратам.(от 30 до 50 тыс. руб.) Ремень, в тоже время мог, спокойно проходить свои 150-200тыс.км.
Так-же стала устанавливаться специальная двухслойная металлическая прокладка ГБЦ толщиной 0,45мм.
На 21179, увеличили рабочий объем до 200-т «кубиков» и поставили на впуск фазовращатель. Таким образом базовый 21126 увеличили с 98 до 120 лошадок. Естественно необходимо было, как-то, снизить тепловые нагрузки. Для этого пришлось сделать дополнительные каналы охлаждения в ГБЦ, с чем Автоваз прекрасно справился. На 21179 установлена новая ГБЦ с повышенным прохождением жидкости. А вот для снижения температуры в блоке цилиндров поступили проще. В блоке делали обычные косые сверления между цилиндрами. Вопрос пока остается открытым? Не будет ли часто прогорать прокладка между цилиндрами из за дополнительных отверстий?
Такая практика уже была на моторах ЗМЗ. Когда из 406 мотора мощностью 98 л.с. сделали 405 135 л.с. Так-же проточили в блоке перемычку. Результат оказался плачевным. Прокладка ГБЦ перегорала очень часто и многие водители стали залеплять эти перемычки холодной сваркой. Так-что водители вест с 21179 готовьтесь и запасайтесь холодной сваркой(шутка).
В дальнейшем ЗМЗ полностью изменил блок цилиндров и новые двигателя 405 и 409, уже шли без перемычки между цилиндрами. Завод признал свои ошибки, но не одна тысяча водителей газелей испытала на себе эти заводские косяки. Автоваз пока не может заменить старый блок цилиндров от 21126 на разработанный конструкторами новый, из за слишком больших затрат на изменение производственного цикла. Думаю в дальнейшем они вынуждены будут пойти на замену блока.
На 21179 облегчили коленвал на 40%. Теперь ход его будет не 75,6 как было на 21129 а 84, поэтому поршня и шатуны стали не взаимозаменяемыми с 21126.
На коленвале удалены заглушки масляных каналов и применена система смазки из шейки в шейку.
Коренные вкладыши не имеют полную проточку для прохождения масла, а имеет переменный профиль.
Впускной коллектор и крышка клапанов полностью пластиковые.
В демпфере коленвала стали использовать резиновую прокладку для гашения крутильных колебаний.
Стоит новый маховик для сцепления диаметром 215 мм, а не 220, как было ранее.
Полностью заменена помпа производства ТЗА, на импортного поставщика, вроде как корейского.
Все свои двигателя европейцы делают через одно место, и российские менеджеры, благодаря периферийному капитализму, хорошо перенимают этот опыт. Когда некоторые трепачи говорят, что русские ничего не могут делать, это чистейшая ложь и пропаганда. У нас и сейчас есть классные специалисты в области автомобилестроения, но они зажаты в клещах нынешней экономической ситуации, где применить свои знания и проекты, практически не возможно. То что СССР делал в 39 году, немцы смогли повторить только в 90-е. Пример дизель В-2 по 4 клапана на цилиндр с двумя распредвалами , который стоял на Т-34 и мог ездить даже на подсолнечном масле. Тем конструкторам, которые тогда разработали двигатель, превосходивший на порядок, по своим показателям, немецкие двигателя на танках тигр и пантера, нужно памятник поставить.
Источник
Какой двигатель ставят на Лада Веста
Основные двигатели на Лада Веста, которые ставятся производителем, уже указаны во введении. Выигрышным стало решение компании отказаться от установки в базовую комплектацию двигателя ВАЗ-11189. Он серьёзно троит на холостом ходу даже на Гранте и Приоре по сути это модификация известной многим модели ВАЗ-11186. С той лишь разницей, в нём стоят другие клапаны впуска и выпуска. Решение обусловлено утяжелением кузова нового автомобиля и повышенными требованиями к ходовым характеристикам устанавливаемого двигателя.
На автомобили ставят три типа установок с разными характеристиками. Два объёмом по 1.6 л. и один 1.8 л. На 21179 Автовазу пришлось увеличить мощность двигателя на 14 лошадей, без увеличений аппетита.
При написании обзора они прошли не одну тысячу километров и мы готовы рассказать о результатах.
Недавно волну обсуждений вызвал факт, что один из моторов не разработан компанией ВАЗ, будет поставляться японскими производителями. Причём вместо привычного ремня ГРМ на нем стоит цепь и у него больше мощность. Это позволяет серьёзно увеличить выходную мощность мотора. Лучше ли цепь чем хороший ремень двигателя?
Собрать шатунно-поршневую группу
Подобрать при необходимости комплект шатунов по массе. Шатуны должны быть одного весового класса.
Установить стопорное кольцо 1, рисунок 49, поршневого пальца в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 2. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 2 и шатун 4.
Сферические метки на шатуне и маркировка на поршне (стрелка) должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 1 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное).
Нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное).
Установить на поршень поршневые кольца. Все поршневые кольца должны быть установлены так, чтобы метки TOP были направлены к верху поршня, а цветные метки располагались слева от замка. Поршневые кольца должны свободно проворачиваться в канавках поршня.
Ориентация замков поршневых колец показана на рисунке 50 (клещи для снятия и установки поршневых колец).
Таблица 9 – Схема селективной установки коренных вкладышей коленчатого вала
Измеряемый параметр |
Номер группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Диаметр коренных опор блока цилин-дров |
Размер |
54,506 54,511 |
54,506 54,511 |
54,506 54,511 |
54,511 54,516 |
54,511 54,516 |
54,511 54,516 |
54,516 54,521 |
54,516 54,521 |
54,516 54,521 |
Класс* |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Вкладыш коренного подшипника верхний |
Толщина |
1,826 1,832 |
1,826 1,832 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,832 1,838 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,838 1,844 |
1,838 1,844 |
Обозначение |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-03 |
21177- 1005170-03 |
21177- 1005170-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Корич невый |
Корич невый |
Корич невый |
Синий |
Синий |
Синий |
|
Диаметр коренных шеек коленчатого вала |
Размер |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
Класс** |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Вкладыш коренного подшипника нижний |
Толщина |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
Обозначение |
21177- 1005171-01 |
21177-1005171-02 |
21177-1005171 -03 |
21177- 1005171-01 |
21177- 1005171-02 |
21177- 1005171-03 |
21177- 1005171-01 |
21177- 1005171-02 |
21177- 1005171-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
|
Зазор |
min |
0,023 |
0,024 |
0,024 |
0,022 |
0,023 |
0,023 |
0,021 |
0,022 |
0,022 |
max |
0,047 |
0,047 |
0,048 |
0,046 |
0,046 |
0,047 |
0,045 |
0,045 |
0,046 |
* — маркировка на переднем торце блока цилиндров;**- маркировка на заднем торце коленчатого вала.
Таблица 10 – Схема селективной установки вкладышей шатуна
Измеряемый параметр |
Номер группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Диаметр нижней головки шатуна |
Размер |
46,600 46,605 |
46,600 46,605 |
46,600 46,605 |
46,605 46,611 |
46,605 46,611 |
46,605 46,611 |
46,611 46,616 |
46,611 46,616 |
46,611 46,616 |
Класс* |
А |
А |
А |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
|
Вкладыш шатуна верхний |
Толщина |
1,790 1,796 |
1,790 1,796 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,796 1,802 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,802 1,808 |
1,802 1,808 |
Обозначение |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Корич невый |
Корич невый |
Корич невый |
Синий |
Синий |
Синий |
|
Диаметр шатунных шеек коленча-того вала |
Размер |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
Класс** |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
|
Вкладыш шатуна нижний |
Толщина |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
Обозначение |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
|
Зазор *** |
min |
0,022 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
max |
0,049 |
0,049 |
0,048 |
0,049 |
0,049 |
0,048 |
0,048 |
0,048 |
0,047 |
* — маркировка на шатуне;** — маркировка на заднем торце коленчатого вала;*** — с учетом расчетной деформации отверстия шатуна от установки вкладышей величиной 9…14 мкм.
Особенности двигателя
С виду 179 мотор схож со всеми шестнадцатиклапанными вазовскими двигателями. В отличии от первых 1,8 мелкосерийных моторов 21128 и народных умельцев, АвтоВАЗ, достигать увеличение объема решил не расточкой блока цилиндров, а за счет длины хода самого поршня на том же блоке цилиндров. Для этого, пришлось разработать оригинальный коленвал с увеличенным кривошипом и сделать масляные каналы для регулятора фаз, дополнительные каналы для системы охлаждения. Из-за увеличенного объема цилиндра, была поставлена дроссельная заслонка блока Е-газ большего диаметра и увеличили впускные каналы по сравнению с моторами объемом 1,6л. до 39мм. Так же главной особенностью 21179 мотора является регулировка фаз газораспределения.
- Ход поршня увеличился с до 84мм.
- уменьшились шейки шатуна коленвала
- ШПГ Federal Mogul – Восток. Из особенностей — юбка поршня изменена для увеличения контакта и имеет графитовое покрытие.
- Маслосъемные кольца имеют хромированное покрытие
- Компрессионная высота — 26,7мм
- Клапана — mahle
- «голова» имеет дополнительные масляные каналы
- Масленый насос повышенной производительности — GMB
- Объем масляного картера 4,4л с алюминиевым поддоном.
- Помпа — GMB
- Разработчики ушли отказались от установки ДМРВ, в пользу ДАД (датчик давления) и ДТВ (датчик температуры воздуха)
- Распредвалы — Toyota Tsusho. Намного легче старых — чугунных.
- Механизм регулировки фаз INA. ( В первые на вазе устанавливается мотор с изменяемыми фазами газораспределения)
- Ремень ГРМ как и форсунки — Continental.
Форсунки имеют большую производительность в отличии от приоромотора. Ресурс ремня ГРМ -180 тыс.км. В прочем на Приоре заявляли примерно такие же ресурсные пробеги, но пройдут ли столько ролики и помпа: все вы знаете, дорогие читатели, чем это все заканчивалось. Кстати ролики так же немецкой фирмы INA.
За ценой не постоим?
Блок цилиндров (БЦ) является самой трудоемкой деталью, требующей значительного количества металлорежущего, в основном автоматического оборудования. Его замена или модернизация требует огромных финансовых вложений. Поэтому при проектировании двигателя была сделана ставка на максимальное использование в конструкции серийных деталей, в первую очередь таких трудоемких, как БЦ.
Что значило бы, к примеру, заменить чугунный блок алюминиевым? Это повлекло бы пересмотр всей технологической цепочки: вместо существующих литейных линий нужно было бы закупать дорогостоящие машины для литья под давлением. А как это отразится на себестоимости, следовательно, и на продажной цене? Ведь алюминий дороже чугуна.
Его обработка производится на других режимах резания, поэтому все металлорежущее оборудование необходимо заменить или кардинально модернизировать. Из этих соображений и было решено обойтись малой кровью.
За основу нового двигателя была взята конструкция мотора ВАЗ-21127 или 21129, отличающихся между собой только прошивками. Это 16-клапанные агрегаты с рабочим объемом 1,6 л, которые устанавливаются на модели Priora, Kalina, Granta.
А блок цилиндров у них применяется от агрегата 21126, устанавливающегося на ВАЗ-2170 LADA Priora. В таблице приведены в качестве сравнения основные характеристики нового двигателя, его предшественника и ближайших конкурентов.
Наименование параметра | Марка двигателя | |||
ВАЗ-21127 | ВАЗ-21129 | HR16DE | ВАЗ-21179 | |
Модель автомобиля | LADA Kalina, LADA Granta | LADA XRAY, LADA Vesta | LADA XRAY, LADA Vesta | LADA XRAY, LADA Vesta |
Рабочий объем, см³ | 1596 | 1596 | 1598 | 1774 |
Степень сжатия | 11,0 | 10,5 | 10,7 | 10,3 |
Мощность, л. с. | 106 | 106 | 114 | 122 |
Крутящий момент, Нм | 148 | 148 | 156 | 170 |
Основа основ
Как было сказано выше, БЦ разработчики взяли от 126-го движка. При этом прирост рабочего объема обеспечили за счет увеличения не диаметра цилиндров, а хода поршней, что опять же объясняется стремлением сократить переделки основной корпусной детали. На первый взгляд отличия незаметны (да и на второй тоже). Тем не менее, разработчики приложили немало усилий, чтобы адаптировать блок к новым условиям:
- Между 1-м и 2-м цилиндрами появился дополнительный вертикальный маслоканал для подачи масла к фазорегулирующему устройству («фазеру»), которого на прежних движках не было.
- В процессе испытаний агрегата обнаружился повышенный износ поршневых колец. Выяснилось, что это вызвано недостаточным охлаждением межцилиндровых перемычек. Проблему решили путем сверления дополнительных наклонных отверстий, пересекающихся в теле перемычек (в виде буквы V).
- Ввели автоматический селективный контроль постелей коренных подшипников с нанесением соответствующей маркировки на торце блока (3 размерные группы).
- Перенесли место нанесения порядкового номера двигателя с заднего торца блока на левую сторону. Это сделано для того, чтобы номер мог читаться при продольной установке агрегата (на полноприводных машинах).
- Наконец, чтобы двигатель 1.8 вставал как на «Весту» (вазовская платформа), так и на XRAY, Largus (платформа B0), на переднем торце блока добавили резьбовые отверстия для крепления кронштейна правой установочной опоры двигателя.
Агрегат от ниссан
В блоке цилиндров установлено два распредвала и четыре клапана на каждый цилиндр. Привод распредвалов осуществляется бесшумной цепью с автоматическим натяжителем, которая рассчитана на весь срок службы мотора.
Тепловые зазоры в приводе клапанов регулируются подбором толкателей (гидрокомпенсаторы отсутствуют). Масляный насос находится в верхней части поддона двигателя и приводится в движение цепью. Основной и дополнительный каталитические нейтрализаторы расположены в приемной трубе.
Двигатель HR16DE/H4M оборудован системой автоматического изменения фаз газораспределения, которая улучшает наполнение цилиндров двигателя на всех режимах работы. Для этого фазорегуляторы поворачивают звездочки распредвалов впускных клапанов относительно самих валов, управляются они гидроприводом, в котором используется давление масла их системы смазки двигателя.
Вспомогательные агрегаты (генератор и насос системы охлаждения, компрессор кондиционера) приводятся в действие поликлиновым ремнем. На каждый цилиндр ставятся по две форсунки, повысилась экономия топлива, немного увеличилась мощность, снизились холостые обороты.
Двигатели
Внимание! Xray c 1.6 литровым 110-ти сильным двигателем Nissan сняты с производства в июне 2020 года. Lada Xray получил 1,6-литровый мотор Nissan с маркировкой H4 мощностью 110 л.с
(156 Нм), он же сейчас ставится на Nissan Sentra, правда на ней он выдает 114 л.с. Второй мотор — также 1,6-литровый, 106-сильный (148 Нм), вазовский, имеющий индекс 21129 и известный по другим моделям Lada
Lada Xray получил 1,6-литровый мотор Nissan с маркировкой H4 мощностью 110 л.с. (156 Нм), он же сейчас ставится на Nissan Sentra, правда на ней он выдает 114 л.с. Второй мотор — также 1,6-литровый, 106-сильный (148 Нм), вазовский, имеющий индекс 21129 и известный по другим моделям Lada.
Помимо этого, хэтчбек получил и двигатель объемом 1.8 литра (индекс 21179), разработанный на АВТОВАЗе. Мощность нового мотора составит 122 л.с. и 170 Нм крутящего момента. Это будет топовый двигатель для Х рея и с ним будет доступен только вазовский «робот». Обновлено! Осенью с 1.8 появилась и МКПП (см. тест драйв Лада Х рей 1.8+МКПП).
Разгон до 100 км/час и расход топлива: двигатель 1.6 л, 106 л.с. (механика) — 11,9 сек., расход на 100 км. — 7,5 литров двигатель 1.6 л, 110 л.с. (механика) — 10,3 сек., расход на 100 км. — 6,9 литров — снятс производства двигатель 1.8 л, 122 л.с. (робот) — 10,9 сек., расход на 100 км. — 7,1 литров
Техобслуживание
Реальный ресурс ДВС пока неизвестен из-за малого срока эксплуатации первых машин, сошедших с конвейера в 2016 году. Однако для его увеличения следует обслуживать двигатель 21179 по нижеприведенному регламенту:
- 10000 км пробега означают замену фильтра/масла;
- вдвое дольше, 30000 км ходит ремень генератора;
- через 45000 км меняют шланги/фитинги и антифриз;
- на 60000 км хватает свечей и аккумуляторов;
- около 180000 проходит оригинальный ремень ГРМ.
На 2017 год устройство ДВС считается самым совершенным в линейке производителя АвтоВАЗ. На практике его проект рассматривался еще с 2006 года, но постоянно откладывался до тех пор, пока наконец то не сложились благоприятно техническая, экономическая и рыночная ситуация в РФ. То есть АвтоВАЗ в этом проекте поставил на первое место энерговооруженность мотора, а не экономичный расход топлива, как обычно происходило до этого.