Ремонт, устройство, признаки неисправности системы охлаждения ваз 2110
Содержание:
- Как исправить проблемы
- Каким должно быть давление?
- Электрический вентилятор
- Классификация
- Инструкция по снятию и замене датчика
- Устройство и принцип функционирования системы охлаждения движка «десятки».
- Давление в системе охлаждения двигателя
- Ремонт
- Ключевые компоненты
- Описание конструкции
- Осмотр и ремонт помпы
- Замена охлаждающей жидкости
Как исправить проблемы
Теперь поговорим об устранении этих неисправностей согласно озвученному списку.
- Охлаждающая жидкость не может пропасть по взмаху волшебной палочки, она не испаряется под действием температуры. Потому проверять нужно все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и прочие компоненты. Где-то обязательно есть повреждение, вызывающее протечку.
- Если зимой вам приходится долго стоять на месте, дожидаясь прогрева двигателя, попробуйте утеплить моторный отсек. Существует множество способов сделать это — от классического «тулупа» для двигателя, до применения простой картонки перед радиатором в зимний период или использования специальных утеплителей. Следите обязательно за тем, чтобы ваши утеплители не задевали ремень генератора.
- При детонации можем лишь посочувствовать автомобилю, поскольку его владелец полностью игнорировал все сигналы машины о том, что СО находится в неисправном состоянии. Если простейшие меры по ремонту дадут положительный результат, считайте, что вам крупно повезло. Если нет, тогда ремонта двигателя не избежать. А это уже совсем другие суммы денег.
- Когда стрелка датчика оказалась в красной зоне, незамедлительно предпринимайте соответствующие меры. Заглушите двигатель, чтобы чрезмерный перегрев не привел к еще более печальным последствиям. Поднимите капот, проверьте наличие жидкости в бачке. Только не открывайте его, там очень горячо. При своевременной реакции можно избежать закипания и свиста из-под капота. Но своим ходом до СТО лучше не ехать. Вызывайте эвакуатор.
- Ситуации, когда рвутся прокладки головки мотора, не редкость. Но сталкиваться с ними не желаем никому. Подобная поломка говорит о том, что вам необходимо в обязательном порядке приступать к полноценному ремонту двигателя. Самостоятельно или на автосервисе — решайте сами.
Каким должно быть давление?
В зависимости от марки автомобиля давление в системе будет разниться. Среднее значение этого параметра составляет 1,2-2 атм. В системе охлаждения оно меняется в зависимости от следующих причин:
- Используемой охлаждающей жидкости;
- Конструкции двигателя;
- Герметичности системы.
Чрезмерное повышение давление может вывести из строя отдельные узлы системы. Как правило, выявить нарушение можно по таким признакам:
- Разрыв отопителя салона;
- Срыв патрубка с крепления.
Если в процессе эксплуатации автомобиля данные нарушения периодически имеют место быть, то, скорее всего, неисправен предохранительный клапан. Устраняется такая неполадка путем замены пробки на радиаторе или расширительном бачке.
Почему важно поддерживать давление?
Поддерживать давление в охлаждающей системе важно по нескольким причинам. Во-первых наличие избыточного давления способствует повреждению компонентов системы, задействованных в ее работе
Высокое давление может привести к разрыву и деформациям многим из них, а это обойдется автомобилисту в довольно кругленькую сумму. Помимо уже сказанных выше последствий нарушение давления в системе может привести и к выходу из строя следующих деталей:
- Резиновых шлангов;
- Термостата;
- Помпы;
- Металлических трубок, ведущих к радиатору.
Иногда повышенное давление в системе приводит к неисправностям самого радиатора.
Смотрите видео о давлении в системе охлаждения:
Электрический вентилятор
Речь идет о том вентиляторе, который устанавливается на радиаторе охлаждения. Он работает довольно редко. Включается только при превышении температуры на выходе радиатора. В этом месте установлен датчик, а если быть точнее, то термовыключатель. Он состоит из пластины биметалла, которая при определенном значении температуры деформируется, изменяя свою геометрию. При этом производится замыкание контактов, связанных с этой пластиной механически.
Смотреть галерею
Стоит заметить, что система охлаждения ВАЗ-2107, неисправности которой могут быть устранены достаточно быстро, все же не очень совершенна. Датчик, по словам производителя, способен коммутировать большие токи, при этом у него внушительный ресурс. Но лучше, чтобы была степень защиты – включение должно производиться при помощи электромагнитного реле, которое управляется датчиком. Так можно повысить ресурс во много раз. Кроме того, необходимо в салоне иметь кнопку, подключенную параллельно датчику. С ее помощью можно произвести принудительное включение вентилятора.
Классификация
Принято разделять существующие термодатчики на две большие группы. В первой группе датчики классифицируются в зависимости от способа определения температуры, а во второй группе – по способу взаимодействия приспособления с термостатом. Одно не исключает другого: одна модель может присутствовать в классификаторе каждой группы термодатчиков.
По способу определения
От способа определения температуры зависит корректность работы термодатчика на объекте. Существует несколько видов датчиков, отличающихся ценой и точностью определения параметра.
Дилатометрический
Дилатометрический (объемный) датчик представляет собой биметаллическую пластину или спираль, изготовленную из материала с высоким коэффициентом теплового расширения. При нагревании происходит изгиб пластины и происходит размыкание контакта на конце пластины со стационарным контактом реле, препятствуя протеканию тока. В термостатах замедленного действия используется спираль, которая медленно разжимается или сжимается с изменением температуры.
Резистивный
В резистивных температурных датчиках задействован терморезистор (термистор). Это необычный резистор, изготовленный из меди, никеля или платины, электрическая проводимость которого меняется прямо пропорционально температуре. В зависимости от сопротивления термистора в текущий момент автоматикой выбирается режим подогрева или остывания котла.
Термоэлектрический
Действие основано на свойстве термопары — термоспая из двух металлов разного типа (железо-никель, никель-хром) вырабатывать при нагреве в точке контакта пропорционально температуре ЭДС до 40–60 мкВ. Столь низкие значения напряжения налагают особые требования к используемой при обработке сигнала аппаратуре: задействуются точные, многоразрядные преобразователи с минимальным уровнем собственных шумов.
В простом энергонезависимом котле термоэлектрический датчик управляет непосредственно электромагнитным клапаном подачи газа на основную горелку после нагрева термопары пламенем запальника.
Манометрический
Принцип действия манометрических датчиков основан на изменении давления газа/жидкости в замкнутом объёме. Они не требуют внешнего источника энергии, что удобно при дистанционных измерениях. Недостатком является высокая инерционность показаний и невысокая чувствительность этого типа устройств.
По типу взаимодействия с термостатом
Тип взаимодействия с термостатом выбирается в зависимости от места локализации датчика с учетом эргономичности системы ГВС. Наряду с традиционным проводным способом подключения набирают популярность беспроводные схемы подключения.
Проводной
По определению проводные приспособления котлов передают данные по проводам. Проводниками соединяют датчик с блоком управления отопительного агрегата.
Беспроводной
Работа беспроводного приспособления аналогична принципу работы с Wi-Fi. Сигнал поступает в радиомодуль, в водогрейной установке приемный модуль принимает, а встроенный контроллер блока управления обрабатывает и преобразует его в управляющий импульс.
По способу размещения
В зависимости от способности размещаться в пространстве термодатчики подразделяют на несколько типов. Существуют накладные, погружные и комнатные типы устройств.
Накладной
Накладными называют датчики с наружным креплением к контуру отопления. Чувствительный элемент накладывается снаружи трубы подачи или обратки и притягивается к ней хомутами, после чего плотно оборачивается снаружи теплоизоляционной гильзой.
Погружной
Погружные изделия непосредственно контактируют с горячей водой или теплоносителем. Они устанавливаются в специальные посадочные отверстия на трубопроводе, предусмотренные конструкцией оборудования, на выходе теплообменника. Недостатком погружных изделий считается необходимость сливать теплоноситель из системы ГВС при замене.
Комнатный
Комнатными называют устройства, размещенные внутри жилых либо служебных помещений. Выбирается то помещение, в котором воздух имеет наиболее постоянную температуру. Самым подходящим местом для локализации чувствительного элемента/ термостата является стена. Следует размещать устройство на высоте не более 120–150 см от пола.
Внешний
Внешний (датчик наружной температуры) располагается на открытом воздухе снаружи здания. Он производит корректировку микроклимата внутренних помещений в зависимости от температуры окружающей среды на улице, осуществляя тем самым погодозависимое терморегулирование.
Инструкция по снятию и замене датчика
Регулятор, который должен стоять в моторном отсеке, имеет свойство периодически выходить из строя. Соответственно, владельцу «семерки» будет полезно знать, как производится процедура демонтажа и установки нового контроллера.
Для снятия и монтажа ДВ выполните следующие действия:
- В первую очередь, необходимо обесточить бортовую сеть машины. Для этого снимите минусовую клемму с АКБ.
- Далее, демонтируйте крышку распределительного бачка, а также пробку с радиатора, чтобы не создавать большое давление в системе.
- Под радиатор необходим подставить емкость, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость. Выкрутите кран радиатора и слейте антифриз в тазик или другую емкость.
- После этих действий нужно отсоединить провода с контроллера. Затем возьмите гаечный ключ на 30 и открутите сам регулятор за большую гайку. Теперь можно произвести демонтаж устройства. При снятии будьте особо внимательны, железное уплотнительное кольцо на регуляторе ни в коем случае нельзя потерять. Сделав это, можно приступать к монтажу нового устройства. В ходе установки не забывайте о том, что непосредственно перед монтажом места соприкосновения контроллера и радиатора необходимо смазать герметиком. При этом герметик должен быть высокотемпературным, данный процесс осуществляется насухую. Благодаря использованию герметика можно предотвратить утечку охлаждающей жидкости.
- После установки контроллера можно закрутить пробку на радиаторе. Затем сборка осуществляется в обратной последовательности — заливается слитый ранее антифриз, на место устанавливается минусовая клемма батареи. Чтобы быть уверенным в работоспособности системы, прогрейте двигатель и дождитесь включения вентилятора. Также не лишним будет избавить магистрали охладительной системы от воздушных пробок. На нашем ресурсе представлена инструкция по замене антифриза в «семерке». Если у вас возникли вопросы, она поможет вам разобраться, статья по этой ссылке.
Устройство и принцип функционирования системы охлаждения движка «десятки».
Любая система охлаждения призвана не только охлаждать детали, но и выполнять некоторые другие функции, а именно:
- вентиляции и кондиционирования, производя нагрев воздуха в системе отопления;
- охлаждения воздуха в турбонаддуве;
- охлаждения в АКПП рабочей жидкости;
- охлаждения смазки, а точнее масла в данной системе.
Устройство системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ 2110.
- Радиатор отопителя
- Пароотводящий шланг радиатора отопителя
- Шланг отводящий
- Шланг подводящий
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
- Шланг подводящей трубы насоса
- Термостат
- Заправочный шланг
- Пробка расширительного бачка
- Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
- Расширительный бачок
- Выпускной патрубок
- Жидкостная камера пускового устройства карбюратора
- Отводящий шланг радиатора
- Подводящий шланг радиатора
- Пароотводящий шланг радиатора
- Левый бачок радиатора
- Датчик включения электровентилятора
- Электродвигатель вентилятора
- Крыльчатка электровентилятора
- Правый бачок радиатора
- Сливная пробка
- Кожух электровентилятора
- Зубчатый ремень привода механизма газораспределения
- Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
- Подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
- Шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
- Шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка
- Датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке
- Трубки радиатора
- Сердцевина радиатора
Принцип работы системы охлаждения инжекторного двигателя.
Ежели говорить непосредственно о системе охлаждения ВАЗ 2110, то она является жидкостной, ее циркуляция происходит в принудительном порядке, а заливка осуществляется в расширительный бачок.
Основой для создания жидкости, используемой в данной системе, является вода в совокупности с этиленгликолем. Такая жидкость способна замерзнуть только при максимально низких температурах, а также создавать повышенную температуру кипения. С помощью добавления в нее различных присадок можно увеличить срок работы сальника, а также замедлить процесс коррозии самой системы. Полная заливка жидкости требует последней в объеме 7,8 литра.
Движение же жидкости по всей системе охлаждения ВАЗ 2110 инжектор обеспечивается с помощью центробежного насоса, который закреплен в блоке цилиндров и включается в работу благодаря зубчатому ремню привода ГРМ.
Как известно, жидкость постепенно нагревается от трения рабочих поверхностей деталей. И уже в зависимости от достигнутой температуры жидкости система охлаждения циркулирует изначально по малому кругу, а после нагрева начинает двигаться уже по большому. То есть когда достигается определенная точка нагрева, срабатывает термостат, после чего он открывается и меняет направление движения жидкости. Данный процесс уже регулируют пара клапанов, находящихся в этом термостате. В нем перепускной клапан регулирует движение охлаждающей жидкости по малому кругу, а основной – по большому. Таким образом, при открытии одного из этих клапанов, другой закрывается, и наоборот.
До тех пор пока хорошо двигатель не прогреется, перепускной клапан находится в открытом положении, а жидкость охлаждения перетекает по малому кругу через блок цилиндров, дроссельную заслонку и радиатор обогревателя. Этот отопительный радиатор встроен непосредственно в систему охлаждения мотора, посему, когда жидкость через него проходит, осуществляется обогрев салона автомобиля.
В тот момент, когда происходит нагрев охлаждающей жидкости до 85°С, начинает открываться основной клапан термостата при закрытии перепропускного. В этот момент охлаждающая жидкость проходит одновременно и по малому, и большому кругу. А уже при 102°С – жидкость поступает в радиатор, перетекая при этом только по большому кругу. Там, благодаря потоку воздуха извне происходит ее охлаждение.
Получается, что инжекторная система мотора ВАЗ 2110 устроена таким образом, что если поток воздуха плохо производит охлаждение жидкости, то с помощью сигнала электронного блока управления автоматически включается вентилятор. А в случае сильного нагрева жидкости начинает происходить увеличение ее в объеме, и тогда ее излишки возвращаются назад в расширительный бачок. В данном бачке располагается клапан, который и поддерживает необходимое давление в системе.
Контролировать и проверять уровень охлаждающей жидкости нужно только при холодном силовом агрегате авто. Если заметите регулярное ее уменьшение, то обязательно проверьте всю систему на герметичность. Ну, а полную замену охлаждающей жидкости в ВАЗ 2110 инжектор необходимо делать через каждые 75000 километров пробега.
Давление в системе охлаждения двигателя
Большинство современных авто имеют систему охлаждения мотора, без которой машина не сможет много проехать и быстро перегреется. Вот почему эта система является обязательной для каждого автомобиля. На многих автомобилях установлена воздушно-жидкостная система, охлаждающая двигатель, т.к. жидкостью будет отводиться тепло от мотора, охлаждение которой в свою очередь будет производиться воздушным потоком на радиатор. Давление в системе охлаждения двигателя — наша тема сегодня.
Из-за расширения в процессе работы охлаждающей жидкости в системе, возникает давление, хотя бывают случаи, при которых давление превышает допустимые пределы.
Зачем в системе охлаждения нужно давление
Ранее в качестве ОЖ использовали обыкновенную воду. Но при работе этой системы длительное время, происходило быстрое повышение температуры двигателя с последующим перегревом. Конструкторы стали искать выход из этой ситуации. Было найдено два способы, сегодня применяются на автомобилях:
На смену воде пришла охлаждающая жидкость, с более высокой температурой кипения, чем у воды. Сама охлаждающая система была переоборудована для создания в ней давления определенного значения, если давление растет, значит, температура, кипения жидкости также повышается.
Результатом этого, является увеличение температуры кипения ОЖ до 125 градусов, вместо прежних 100, когда использовалась вода. Если же говорить о цифрах, давление в охлаждающей системе двигателя имеет значение 1,2 Атм.
Каким образом осуществляется поддержка давления в системе
Для понимания этого, необходимо рассмотрение рабочего процесса. Давление в системе охлаждения двигателя в ходе нагрева ОЖ — происходит повышение давления. Чтобы этого не произошло, на расширительном бачке и радиаторе устанавливается клапан, и при превышении давления больше допустимого, происходит открывание клапана и стравливание лишнего воздуха.
Обратная ситуация, происходит, когда двигатель холодный, где по клапану в охлаждающую систему осуществляется всасывание воздуха, для создания необходимого давления. Теперь следует ответить на вопрос, интересующий всех, в чем причина возникновения избыточного давления в охлаждающей системе?
Проблемы, связанные с давлением охлаждающей системы
Единственная причина высокого давления в охлаждающей системе заключается в неисправном клапане сброса на расширительном бачке или радиаторе. Для устранения проблемы, надо произвести замену крышки расширительного бачка или радиатора, где располагается клапан. Для профилактики необходимо раз в несколько лет производить замену крышки, из-за периодического засорения клапана и плохого стравливания избыточного воздуха.
Противоположная неисправность, вызывающая недостаточное давление в охлаждающей системе объясняется плохой герметичностью системы, и образованием подтека ОЖ. Надо лишь найти место повреждения для его устранения.
Чтобы избежать этих проблем лучше контролировать работу систем автомобиля и периодически проверять, не происходит ли понижения уровня ОЖ и не растет ли температура мотора, во время простоя в пробках.
Ремонт
Рассмотрим, как исправить проблемы, возникающие в системе охлаждения согласно порядку их перечисления:
- тосол не может исчезать просто так, в закрытой системе он не испаряется, значит – нужно найти течь и устранить ее. Прежде всего, необходимо проверить все шланги и патрубки, возможно, они плохо закреплены, или хомуты износились. Также внимательно осмотрите радиатор охлаждения на предмет протекания;
- если в морозы приходится долго прогревать двигатель до рабочей температуры, прежде чем трогаться в путь, значит, его нужно утеплить. Причем, если в местности, где эксплуатируется ВАЗ 2110, морозы выше -10°С долго не держатся, то достаточно утеплить во время езды радиатор (например, с помощью картонки, которая должна быть на этот случай в багажнике). Если же речь идет о серьезных испытаниях холодом, то придется утеплить, что называется, капитально. Тогда долгий подогрев не понадобится. Можно, конечно, приобрести «тулуп» для двигателя, но это дорого и не всегда оправдано. Можно использовать для этой цели тивиплен или изофлекс с пенополиуретаном. Только придется долго повозиться – вырезать, подогнать, закрепить. В конце концов, чтобы утеплить, подойдет и войлок, даже старое одеяло, закрепленное под капотом с помощью подручных материалов. Следите только, чтобы крепление было надежным, и кусок вашего утеплителя не попал под ремень генератора;
- если двигатель уже начал детонировать, то, скорее всего, вы достаточно «потрудились» для этого, не обращая внимания на «сигналы», которые подавала система охлаждения. Хорошо, если все «пройдет» после приведения ее в порядок, но может понадобиться и ремонт двигателя – а это плохо, неприятно и дорого;
- стрелка датчика температуры ОЖ в красном секторе требует немедленной реакции водителя. Прежде всего желательно заглушить машину, чтобы перегрев не вызвал серьезных последствий. Откройте капот и посмотрите, есть ли в бачке ОЖ, но пробку пока не откручивайте, можно обжечься. Если вы вовремя среагируете на датчик, то до кипения не дойдет, из-под капота не повалит пар и не раздастся свист;
-
особенно неприятный момент, когда прорывает прокладку головки двигателя. Тогда уже не избежать серьезного ремонта.
Ключевые компоненты
На модели десятого семейства устанавливалась система принудительного водяного охлаждения. Ниже опишем основные компоненты и их функционал.
Радиатор
Устройство, отвечающее непосредственно за охлаждение раскалённых воздушных потоков. Охлаждающая жидкости циркулирует по двум контурам: большому и малому. Оснащается множеством патрубков, которые стыкуют радиатор с другими узлами автомобиля. Детали выпускаются из алюминия или меди. Первые дёшевы, вторые долговечны. Обычно на «чирик» по умолчанию ставили алюминиевыё радиатор, но автовладельцы меняли самостоятельно на медный, потратив дополнительные 2 500 рублей.
Расширительный бачок
Когда нагретая жидкость начинает заполнять ёмкость, срабатывает клапан и пропускает порцию тосола в магистрали и патрубки.
Также расширительный бачок способствует подаче тёплого воздуха на салонный отопитель. С помощью устройства отводится пар от радиатора охлаждения. Одно из самых проблемных мест системы охлаждения — пробка расширительного бачка.
Из-за электронной регулировки клапан заедает, что приводит к пробою ёмкости.
Стоит вкратце рассказать о хладагенте. ОЖ готовятся на основе воды и этилена. В состав жидкости добавляются дополнительные компоненты, которые предохраняют патрубки и шланги от разрушения. Всего в охладительной системе «десятки» циркулирует одновременно 8 литров хладагента.
Помпа системы охлаждения
Циркуляция жидкости в контурах обеспечивается водяным насосом, который функционирует за счёт центробежной силы. Установка приводится в движение с помощью ремня ГРМ. Сама помпа расположена внутри блока цилиндров.
Термостат
Благодаря наличию термостата определяется контур движения охлаждающей жидкости. Распределение тосола управляется клапанами термостата: основным и перепускным. Основной клапан гонит ОЖ по большому кругу, его напарник по малому. Работают по очереди: если оба клапана закрыты или открыты одновременно, то налицо дефект устройства.
Когда ДВС холодный, работает только перепускной клапан, и хладагент перегоняется только по малому кругу. С ростом температуры мотора начинает функционировать основное устройство. Главный клапан открывается в диапазоне температур 83 ºС — 87 ºС. Постоянно открыт при превышении порога температуры в 103 градуса по Цельсию.
Вентилятор радиатора
Устройство принудительного охлаждения. Включается, если забираемого встречного воздуха становится мало недостаточно для поддержания безопасной рабочей температуры. Вентилятор подключён к электронному блоку управления, который определяет режим его работы.
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным
клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает
давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается
температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он
открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается
при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13
кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя
поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от
шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала.
Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с
«пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится
винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний —
крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до
наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного
к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу
крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под
которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется
заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым
термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата
перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только
по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор
отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла
карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру
полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость
подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться,
открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по
большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной
клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость
циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен
составлять не менее 8 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с
перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с
напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности
охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками
через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а
отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий
патрубок пароотводной трубки.
Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083
включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора.
Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3
°С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком
предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий
электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На
двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока
управления двигателем (через реле).
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что
позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части
выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения
двигателя.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров
двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на
приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен
дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного
блока управления двигателем.
При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте
двигатель» в комбинации приборов(см.
Органы управления и приборы).
Система отопления описана в главеСистема
отопления и вентиляции.
..
150
..
Осмотр и ремонт помпы
Насос системы охлаждения также может утратить герметичность в процессе эксплуатации. Особенно уязвим дренаж помпы: сальники изнашиваются и узел даёт течь. В этом случае нужно демонтировать узел и заменить дефектный компонент. Проводим сервис в следующей последовательности:
- сливаем ОЖ в максимальном количестве;
- демонтируем ремень ГРМ вместе с задней крышкой ГРМ;
- снимаем крепёж помпы (она держится на четырёх болтах);
- раскручиваем корпус устройства, заменяем изношенный сальник.
Почти все ремонтные работы требуют слива охлаждающей жидкости. После ремонта не заливайте отработанное вещество, обязательно купите канистру новой ОЖ
Уделяйте повышенное внимание мягким шлангам — они могут истираться, прогорать или разрушаться от экстремальных условиях эксплуатации (особенно на моторах, где 8 клапанов — электронное управление системой охлаждения на таких машинах сведено к минимуму)
Соблюдайте межсервисные интервалы основных узлов – насоса, радиатора, термостата, вентилятора.
Замена охлаждающей жидкости
В этой статье мы рассмотрим, как заменить охлаждающую жидкость. Многие автовладельцы ни разу не меняли на своем авто антифриз (тосол), а потому и не знают как часто менять охлаждающую жидкость (ОЖ) и через сколько километров пробега ее нужно менять.
Итак, ОЖ на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112 необходимо менять через 75000 км пробега или спустя 5 лет эксплуатации автомобиля, смотря что наступит раньше. Лично я у себя ни разу еще не менял, хотя машина проехала уже около 100 000, но много доливал, т.к. очень часто была утечка, об этом я расскажу в новой статье, о том какая причина утечки была и как я ее устранил.
Замечание: Уровень охлаждающей жидкости необходимо проверять на холодном двигателе, он должен находится между верхней и нижней метками на корпусе расширительного бачка (см. рис.) Незначительное понижение или повышение уровня жидкости при охлаждении или нагревании не является какой-либо неисправностью. Это связано с тепловым изменением объема ОЖ. Однако, если на холодном двигателе уровень постепенно уменьшается, то скорее всего, где-то есть утечка.