Коммутатор ваз 2108, 2109, 21099
Содержание:
- Виды замка
- Виды СЗ
- Замена замка зажигания на авто ВАЗ
- Как проверить зажигание на инжекторе
- Порядок обслуживания СЗ
- Установка зажигания на ВАЗ девятой модели
- Каким может быть коммутатор системы зажигания
- Подкапотные переделки
- Признаки неисправностей
- Устройство и назначение
- Способы регулировки зажигания на ВАЗ-2109 своими руками (для карбюраторных моторов)
- Схема СЗ
- Датчик-распределитель зажигания
Виды замка
Рассмотрим более детально, какие бывают замки зажигания. На автомобиле ВАЗ-2109 встречаются замки следующих видов:
- Нового образца. Замок предусматривает три позиции и короткий ключ.
- Старого образца. Замок предполагает четыре позиции, длинный ключ и реле зажигания, четвертая позиция – для стояночного света.
Извлечение ключа проходит в одном положении выключенной системы. В первой позиции включается радио. Во второй рабочей позиции запускаются все электрические потребители. В стартовом расположении включен один стартер, а питание системы, потребляющую мощность, отключено. Когда двигатель в работе, ключ возвращается во вторую позицию. В состоянии покоя без ключа в замке, в нулевой позиции, продолжать работу могут только приборы освещения и аварийная сигнализация.
Таким образом, изучив схему замка зажигания для ВАЗ-2109, следует отметить, что замок состоит из механики и электрики, где расположены контактные провода, осуществляющие подачу тока и запускающие таким образом автомобиль.
На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
https://www.youtube.com/embed/Ud-nuLSxwvk
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества
Особенности
СЗ работает с датчиком Холла
Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами
Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится
Не нужно регулировать положение контактов
Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109
Минимальные механические взаимодействия деталей
Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания
Энергия в свечи постоянно повышенная
Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля
Экономичность и экологичность
Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО
Стабильный запуск холодного двигателя
Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью.
Схема
Замена замка зажигания на авто ВАЗ
Для выполнения ремонтных работ по замене замка зажигания ваз нам потребуются: отвертка, тестер и тонкое шило. При наличие всего необходимого можно приступать к ремонту. На всех классических автомобилях ВАЗ замок зажигания расположен снизу, слева на рулевой колонке. Для замены необходимо:
- Отключить аккумуляторную батарею
- Снять пластмассовый кожух, предварительно открутив винты его крепления.
- Затем откручиваем два винта крепления замка зажигания к кронштейну.
- Вставляем ключ и устанавливаем его в положение 0, чтобы отключить противоугонное устройство.
- Вставляем шило в отверстие в кронштейне и нажимаем фиксатор. После чего вынимаем сам замок.
- После снятия, рекомендуется пометить провода контактов, чтобы при следующем подключении ничего не перепутать.
Снятие замка зажигания на ВАЗ-2106 начинается с разборки кожуха рулевой колонки. Откручиваем пять болтов, и снимаем его половинки. Перед тем, как приступить к разборке электрической части замка, очень кстати отключить аккумулятор, сняв минусовую клемму или отвернув болт выключателя. После этого вынимаем пружинное стопорное кольцо из задней части корпуса замка и вынимаем контактную группу. Отводим ее в сторону, чтобы не мешалась, и начинаем снимать сам замок.
Он крепится в кронштейне рулевого вала двумя болтиками, после откручивания которых, ничего не происходит. Бесполезно пытаться вытащить замок из гнезда, если не знать о специальном стопоре. Он находится на корпусе замка под кронштейном. Этот стопор вдавливаем в замок тонкой отверткой через маленькое отверстие в кронштейне. Дальше, по всем инструкциям, замок должен свободно вытаскиваться, однако это не получается.
Преградой, которая нигде не описана, становится противоугонный стержень. Он хоть и находится в «отключенном» состоянии, все равно цепляется за рулевой вал. Чтобы вытащить замок, приходится совершать манипуляции с ключом. В разных положениях личинки замка, противоугонка тоже двигается и максимально утапливается, когда ключ находится в положении «Стартер». Через несколько минут замок удается вытащить из кронштейна.
Вот здесь самое время написать, что сборку узла следует проводить в порядке, обратном снятию. И в целом, это будет верно. Сначала нужно вставить новый замок в кронштейн, утопив фиксатор и держа ключ в стартерном положении, закрутить крепежные болтики, затем подключить провода
Этому нужно уделить особое внимание, потому что неправильно подключенная контактная группа может вывести из строя стартер или систему зажигания. Провода со старой группы на новую перецепляем по одному, сверяя номера на контактах
После этого собираем кожух рулевой колонки.
Прежде всего необходимо избавиться от декоративного кожуха вала рулевого управления, выверните винты крепления и снимите его. Подобные действия мы выполняли при замене вала рулевого управления.
После снятия декоративного кожуха, отверните два винта крепления замка зажигания к корпусу, затем вставьте в замок ключ и включите положение «0» при котором выключается противоугонное устройство. Через отверстие в кронштейне, нажмите тонким шилом на фиксатор замка и выньте замок зажигания из посадочного гнезда. На этом ремонтные работы по снятию замка зажигания завершены.
Для замены контактной группы замка зажигания, необходимо тонкой отверткой или шилом поддеть с краю стопорное кольцо и снять контактную часть. При установке новой контактной части, ориентируйте ее таким образом, чтобы клеммы «15» и «30» находились со стороны запорного стержня.
На этом ремонтные работы завершены, установите новый замок зажигания в порядке обратном снятию, подсоедините провода, перенеся маркировку со старого выключателя на новый. Распиновка или схема подключения проводов замка зажигания ВАЗ достаточно проста и понятна, поэтому каждый автолюбитель может провести ремонт или замену запасной части не прибегая к помощи сотрудников автосервиса.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Рекомендуем прочитать:
Ваз 2107 карбюратор троит на холостых
Ваз 2115 распиновка задних фонарей
Как отрегулировать кастер на ваз 2110
Затяжка гайки хвостовика редуктора ваз 2107 и Нива
Схема топливной системы ваз 21214 инжектор
Замена лобового стекла на ваз 2107, что нужно для замены, снятие и установка
Почему не греет печка на ваз 2109 дует холодный воздух
Как разобрать суппорт на ваз 2107
Как проверить зажигание на инжекторе
Вначале вам необходим
о будет провести полную компьютерную диагностику системы. Если будут отысканы проблемы бортовой компьютер (] — «вычислитель») — устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций ) укажет на них путем (место, направление или сам процесс перемещения (или изменения); вплоть до научных абстракций этого понятия: Путь — система сообщения, по которому осуществляется проход или проезд, по которому ) красной индикации (методы и приёмы наблюдения, фиксации, контроля, характеристики и оценки состояния и стадий развития различных процессов, объектов и систем исследования для установления и контроля зависимостей от ) «Check». Пуще (лес (коренной лес, первичный лес, первобытный лес, пуща) — лес, не изменённый человеческой деятельностью и природными стихийными бедствиями ) всего причиной поломки (топоним в России ) становится не электронный модуль зажигания, а проблемы с заслонкой (технике — устройство для перекрытия отверстий и трубопроводов: Заслонка — задвижка для перекрытия дымохода или вентиляционного канала Заслонка — крышка для закрытия входного отверстия печи или ) дроссельного узла (метод соединения и защиты линейного материала, например, верёвки, при помощи связывания и переплетения ).
Тут вам потребуется мультиметр, которым нужно делать замеры напряжения (Электрическое напряжение между точками A и B — отношение работы электрического поля при переносе пробного заряда из точки A в B к величине этого пробного заряда
) в системе (множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство ). После (дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (в нескольких государствах по совместительству) и в международной организации; официальный представитель ) заворота ключа в системе зажигания показания (показания — сведения, выраженные в устных ответах свидетелей, об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения судебного дела ) прибора должны быть вытекающие:
- общее напряжение бортовой цепи – 12 В;
- показатели датчика заслонки дросселя – 0,5 В, при этом заслонка отворена всего на 1%.
Порядок обслуживания СЗ
Система зажигания ВАЗ 2109, как и другие узлы и агрегаты автомобиля, должно периодически обслуживаться.
Не своевременное техническое обслуживание может привести к:
- Потере надежности работы системы зажигания, как правило, это проявляется в частых сбоях в ее работы;
- Уменьшение технических показателей в эксплуатации;
- Резкое увеличение расхода топлива;
- Не выявление поломок деталей СЗ на начальной стадии, может привести к более серьезным неисправностям.
Техническое обслуживание необходимо приводить постоянно с периодичностью, указанной с технической документации на автомобиль.
Так как на автомобиле ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя достаточное количество различной электроники и в ходе ее работы в ней образуется очень высокое напряжение, в целях безопасности и исключения возможности вывода из строя важных электронных деталей, выполнение перечисленных ниже правил является обязательным:
- При запущенном моторе запрещено касаться руками катушки зажигания, корпуса коммутатора, проводов, передающих высокое напряжение;
- Запрещено тестировать на работоспособность всю цепь зажигания методом «на искру», так как это может привести не только к увечьям, но и к поломки всей системы зажигания.
- Запрещено заводить автомобиль методом искрового зазора между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтным проводом.
Работы по техническому обслуживанию не сложные и включают в себя:
Очистка от нагара свечей зажигания или их замена; Проверка изоляции проводов и их крепление; Контроль момента зажигания и правильная его установка; Очистка от грязи всех сторон крышки ротора и датчика распределителя; Зачистка токо разносной пластины ротора и электродов боковых клемм; Проверять крепление всех деталей системы зажигания, обращать внимание на защитные колпачки, не допускать образование в них трещин; Проверять крепление всех видов проводов, не допускать их болтание.
Установка зажигания на ВАЗ девятой модели
Во время регулировки зажигания ВАЗ 2108-09-099 с бесконтактной системой зажигания используется стробоскоп. Последовательность действий при этом такая:
- Отсоединяется трубка вакуум-корректора, провода стробоскопа, соблюдая полярность, присоединяются к аккумулятору, датчик – к высоковольтному проводу цилиндра №1.
- После этого датчик с проводом нужно поместить в отверстие крышки распределителя, запустить силовой агрегат и установить стробоскоп напротив люка со шкалой, предварительно достав крышку люка. Если настройка зажигания ВАЗ 2109 правильная, точка на маховике не будет достигать центральной отметки шкалы плюс-минус на одну отметку. Оптимально она расположится строго напротив центральной отметки. Если это не так – зажигание на ВАЗ 2109 нуждается в настройке.
- Чтобы правильно выставить зажигание на ВАЗ 2108 (2109, 21099), необходимо заглушить силовой агрегат, отпустить трамблер и сдвинуть его по часовой стрелке, смотря со стороны переднего левого колеса, для повышения опережение воспламенения смеси (более раннее), и против часовой стрелки – уменьшая угол (более позднее зажигание).
- Изменив угол, следует закрепить распределитель, надеть вакуумную трубку на вакуум-корректор проверить момент снова. Если имеет место повторное несовпадение с оптимальными параметрами – операцию регулировки повторить.
- Цилиндр №1 выставляется в ВМТ такта сжатия. В этом можно убедиться, если извлечь свечу из цилиндра №1 и плотно закрыть резьбовое отверстие скатанным бумажным шариком, или прижав его пальцем. Вылет бумаги или прорыв воздуха из-под пальца при прокручивании коленвала вручную укажет ВМТ поршня в конце такта сжатия. При этом отметка на шкиве коленвала должна быть совмещена с большей из трех меток, на крышке блока цилиндров или, из-за растяжения ремня, находиться за ней.
- Распределитель устанавливается в нулевое положение октан-корректора. Контакты прерывателя распределителя зажигания при ВМТ первого цилиндра должны разомкнуться. Подтвердить это поможет контрольная лампа 12В с отрезками проводов и зажимами. «Плюсовой» зажим подключается к «плюсовому» контакту катушки зажигания, «минусовой» – к «массе» автомобиля.
- После этого необходимо включить зажигание. Если контакты прерывателя разомкнуты – лампа загорится. В случае если она не загорелась, необходимо ослабить крепление стопорной пластины распределителя зажигания и медленно поворачивать корпус распределителя в одну и (или) другую сторону до момента загорания контрольной лампочки. Положение распределителя, при котором лампа загорелась (или погасла) и будет являться оптимальным моментом зажигания.
После его нахождения нужно не изменяя положения распределителя зажигания, закрепить стопорную пластину. В случае если после регулировки зажигания обороты двигателя возросли, их следует уменьшить до 800-900 оборотов в минуту. Проделав описанные действия, необходимо убедиться в том, как выставлено зажигание на ВАЗ при движении автомобиля используя описанный выше способ.
Каким может быть коммутатор системы зажигания
Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:
- транзисторов;
- тиристоров:
- гибридных элементов;
- бесконтактных датчиков.
Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.
Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.
При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы
Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу. Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:
- более мощную искру;
- исключение потерь в трамблере;
- стабильный холостой ход;
- улучшенный пуск при пониженной температуре;
- снижение расхода топлива.
Подкапотные переделки
Помимо замены силового агрегата после выработки ним ресурса, в подкапотном пространстве есть множество узлов, проводка которых также нуждается в замене:
- высоковольтные провода от блока зажигания;
- проводка различных контрольных датчиков;
- силовые кабели аккумуляторной батареи (места соединения наиболее подвержены коррозии).
Если нет искры — ремонт электропроводки ваз 2109 неизбежен
Особого контроля требуют многочисленные датчики в подкапотном пространстве:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости – при неисправной электропроводке водитель не заметит перегрева силового агрегата;
- Датчик уровня тормозной жидкости в расширительном бачке – протечка или низкий уровень могут привести к отказу тормозной системы;
- Датчиков системы АВС – окисление контактов или нарушение целостности проводки может привести к отказу системы;
- Датчик выхлопных газов – на основе его показаний электронный блок «готовит» топливо-воздушную смесь. Если датчик не будет работать, то увеличится расход бензина.
Единственный беспроводной элемент охранной сигнализации автомобиля
Полезным дополнением функциональности автомобилю является приобретение современной противоугонной системы.
Установка современной сигнализации – особая тема, поскольку ее работа затрагивает сразу несколько основных узлов и систем автомобиля семейства ВАЗ:
- Общая электрическая система;
- Система питания;
- Звуковая и световая цепь и исполнительные устройства (габаритные огни, фары головного света, звуковые сигналы);
- Штатный иммобилайзер.
Для монтажа сигнализации схема эл проводки ваз 2109 обязательна
Совет: нередко производители систем сигнализации сопровождают процесс установки видео и фото материалами, для каждой конкретной модели того или иного семейства авто. Перед началом монтажа следует внимательно с ними ознакомиться.
Общие переделки
Установка дополнительных противотуманных фар относится к общим переделкам, поскольку:
- Затрагивает оборудование в подкапотном пространстве;
- Вмешивается в панель приборов внутри салона;
- Подключается к штатной системе электроснабжения автомобиля;
- Крепится к силовому кузову.
В наборе обязательно должна быть инструкция по подключению
Для установки и подключения противотуманных фар потребуется схема электропроводки на ваз 2109, ведь в комплектацию входят:
- Соединительные провода;
- Клеммные колодки;
- Реле включения;
- Исполнительные механизмы (кнопки);
- Лампа подсветки (или светодиод), сигнализирующие о состоянии осветительных приборов.
Признаки неисправностей
Существует несколько типов состояния электропроводки транспортного средства, при которых владельцы ВАЗ 2109 вынуждены искать поломки:
- Транспортное средство не позволяет выполнять свою первостепенную функцию, то есть не может ехать. Либо схема электропроводки ВАЗ 2109 повреждена, либо не работает один из основных узлов машины.
- Автомобиль может ехать, но при этом системы иногда начинают барахлить или работают некорректно.
Если при попытке запустить двигатель, у водителя ничего не получается, при этом топливо нормально поступает в инжектор или карбюратор, то скорее всего, проблема заключается в работе проводки:
- Если автомобиль работает на карбюраторе, то в первую очередь необходимо проверить свечи и жгут высоковольтных проводов. Не лишним будет произвести диагностику трамблера, а также катушки зажигания. Также на карбюраторах есть смысл проверить подкапотную проводку.
- Если речь идет об инжекторе, то зачастую основной причиной проблемы является электронная система управления мотором. Если система не позволяет обрабатывать сигналы с датчиков и впоследствии не может выдавать команды для дополнительных узлов или механизмов, то проблему нужно искать в ней.
Проводка на отечественной «девятке»
И в карбюраторах, и в инжекторах зачастую причиной неисправности электрооборудования являются подгоревшие контакты, в частности, в замке зажигания. Если замок зажигания или монтажный блок не могут работать полноценно, как минимум в салоне не будут работать лампы освещения. Кроме того, при неисправных устройствах может отказывать в работе и другое электрооборудование, к примеру, омыватели, вентиляторы, очистители стекла и т.д.
Устройство и назначение
Итак, какое устройство и какие функции выполняет распределитель зажигания, какое его расположение и какой порядок проводов на трамблере ВАЗ 2109? Трамблер ВАЗ 2109 представляет собой одну из составных частей систем зажигания. Его предназначение заключается в регулировке и подаче электрического импульса на коммутатор самой катушки. Также он распределяет искру на свечи зажигания, учитывая при этом определенную последовательность.
В отечественных «девятках» могут использоваться два типа систем зажигания ВАЗ — контактная и бесконтактная. Соответственно, могут использоваться и два типа распределителей. Друг от друга эти устройства могут отличаться только конструкцией, но не функциями. В частности, речь идет о наличии контактов и датчиков. В контактной системе используется непосредственно прерыватель, а в бесконтактном варианте — специальный датчик. Что касается основных технических характеристик, то в целом они идентичны.
Устройство распределителя для «девятки»
Если говорить об устройстве, то на ВАЗ 2109 используется специальный распределительный элемент, оборудованный датчиком Холла. Сам по себе этот узел рассчитан на четыре искры, он также имеет встроенные центробежный и вакуумный контроллеры опережения.
В соответствии со схемой, приведенной ниже, основные составляющие конструкции таковы:
- Уплотнительное кольцо. Благодаря ему обеспечивается герметичность конструкции в целом.
- Муфта устройства.
- Шайбы, предназначенные для регулировки.
- Валик с установленным на нем центробежным устройством.
- Опорная пластина.
- Диск, так называемый экран, предназначенный для защиты конструкции от пыли.
- Бегунок. На практике бегунок трамблера является достаточно надежным элементом, но он также может выходить из строя.
- Непосредственно датчик Холла.
- Стопорная шайба.
- Упорная шайба.
- Сам корпус, внутри которого располагается конструкция.
- Вакуумный корректор.
Схема подключения устройства
Способы регулировки зажигания на ВАЗ-2109 своими руками (для карбюраторных моторов)
Проблемы с зажиганием все чаще появляются в старых версиях авто, оборудованных карбюраторным двигателем.
Если у вас именно такой ВАЗ-2109, то работа по настройке момента требует следующего оборудования и инструментов:
- стробоскоп (не обязательно, но его наличие позволит более точно выставить нужный угол);
- тахометр. Как правило, такой прибор — часть автомобильного тестера, поэтому проблем с поиском здесь не будет;
- отвертка (для проведения регулировки);
- ключ на «десять» (можно использовать рожковый или накидной вариант).
Как показывает практика, при настройке момента можно обойтись и без стробоскопа.
Но если вы планируете самостоятельно обслуживать автомобиль, то наличие такого устройства в гараже — только плюс.
Перед началом работ по установке угла зажигания выполните подготовительные работы:
устанавливайте ключ в замок зажигания и заведите мотор; дожидайтесь пока силовой узел наберет температуру в 90 градусов Цельсия и увеличьте частоту оборотов до 800 (контролируйте показатель с помощью тахометра). Поднять скорость вращения коленвала можно двумя способами — попросить напарника нажать на педаль газа в автомобиле или потянуть за ручку регулятора на кожухе карбюратора; как только мотор прогрелся до нужной температуры, демонтируйте трубку, благодаря которой осуществляется разрежение со штуцера. Ручку для регулировки можно найти на панели распределителя системы зажигания (трамблере). Отсоединенный конец отброшенной трубки зажимайте пальцем, чтобы убедиться в наличии разрежения. Если таковое имеется, то необходимо поднять число оборотов до момента исчезновения разрежения; отключайте мотор и полностью перегибайте трубку
Обратите внимание, чтобы в проеме изделия не оставалось просвета. Берите ключ и слегка откручивайте гайки, которые фиксируют трамблер; доставайте пробку и вычищайте от загрязнений смотровой лючок со специальной шкалой (расположен на картере КПП)
В данном лючке найдите полоски, необходимые для правильного выставления зажигания. Вот на них и нужно остановиться более подробно.
Установка по меткам:
— берите отвертку со шлицом и поворачивайте маховик до момента достижения длинной полосы на шкале. В момент настройки зажигания проследите, чтобы длинная полоса находилась напротив треугольного выреза на шкале изделия. Данная позиция соответствует нулевому положению угла. При выставлении такого параметра 1-й и 4-й цилиндры мотора ВАЗ-2109 располагаются в позиции ВМТ;
— в случае, когда шкалу видно плохо или нет уверенности в том, что нужная полоска является действительно длинной, то убедитесь в правильности ее позиции на шкиве распредвала. Чтобы выполнить эту работу, демонтируйте кожух ремня ГРМ. При этом нужная отметка должна совпасть с чертой на задней части кожуха ремня.
Проверка с помощью стробоскопа выполняется следующим образом:
- красным проводом прикасайтесь к плюсовому контакту катушки;
- темный проводник набрасывайте на корпус;
- крепление подключайте к проводам, расположенным на 4-м цилиндре.
Как только приготовления заверены, можно приступать к точному выставлению момента зажигания.
Делается это по следующему алгоритму:
- запускайте мотор и сводите число оборотов к минимуму (до 800, не более). Для измерений используйте подготовленный ранее тахометр;
- луч стробоскопа направляйте в специальное окошко для просмотра;
- наиболее длинная отметка маховика выставляется на уровне нуля (измеряется в градусах). Устанавливайте ту метку, которая характерна для применяемого вами топлива.
Корректировку угла стоит осуществлять, отталкиваясь от «нуля» длинной линии, то есть от центральной части треугольника.
Чтобы исключить ошибку, проворачивайте корпус распределителя в правую сторону.
При таком действии угол будет увеличиваться. Если же проворачивать крышку против часовой стрелки, то угол зажигания, наоборот, будет снижаться.
Определить точное направление можно по шкале, нанесенной на трамблере автомобиля, где отмечен «плюс» и «минус».
Одно деление на изделии приравнивается к 8 градусам. Следовательно, регулировка должна производиться без спешки. Как только нужная позиция найдена, фиксируйте трамблер.
Проверку можно проводить со стробоскопом по лампочке 12 Вольт.
Для этого:
- подключайте лампочку к проводу, который соединяет катушку зажигания и трамблер;
- подключайте лампочку к массе вторым проводником;
- коммутируйте центральный провод с «массой» вторым проводом;
- включайте зажигание и послабляйте крепления на трамблере;
- проворачивайте корпус до момента, пока лампочка не погаснет;
- как только лампочка перестала гореть, начинайте проворачивать крышку влево. При свечении лампы закручивайте болты.
Схема СЗ
Используемая на ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя следующие компоненты:
- Коммутатор;
- Свечи;
- Датчик распределителя;
- Катушки зажигания;
- Выключатель;
- Блокирующее устройство. Оно не позволяет включаться стартеру до тех пор, пока полностью не выключится зажигание;
- Запорно-противоугонное устройство;
- Датчик Холла;
- Валик датчика-распределителя, который располагается горизонтально и получает вращательный момент от распределительного вала;
- Система самопроизвольного отключения зажигания, которая срабатывает через 2-8 секунд;
- Система выравнивания коммутируемого тока, которая требуется при изменении напряжения в сети в пределах 6-18В;
- Встроенная в коммутатор система, которая регулирует время накопления энергии в катушке, ограничивает силу тока при небольшой частоте работы мотора.
Обслуживание
Если не следить за состоянием системы и упускать из виду наличие неисправностей, нарушений в работе, это может привести к определенным последствиям. А именно:
- Снижение надежности работы СЗ, появление сбоев;
- Снижение технических характеристик двигателя, таких как динамика разгона, максимальная скорость;
- Резкое увеличение количества потребляемого топлива;
- Поломка элементов СЗ или всей системы.
Прежде чем самостоятельно проводить техническое обслуживание СЗ, примите во внимание несколько важных рекомендаций
- Не прикасайтесь руками к катушке зажигания при работающем двигателе. Это касается проводов, коммутатора и прочих компонентов.
- Не проверяйте СЗ на работоспособность методом «на искру», поскольку это может привести к травмам и дорогостоящему ремонту всего автомобиля;
- Ни в коем случае не заводите двигатель искровым зазором между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтником.
Техобслуживание
Обслуживание данной системы включает в себя следующие операции:
- Зачистка свечей от образовавшегося нагара или замена элементов;
- Проверка проводов на предмет изоляции, качества контактов и крепления;
- Контроль момента зажигания, установка момента;
- Очистка крышки ротора и датчика распределителя при образовании загрязнений;
- Зачистка пластины ротора, электродов боковых клемм СЗ;
- Проверка качества фиксации на посадочных местах всех элементов системы;
- Проверка креплений проводов.
Система зажигания на отечественном автомобиле ВАЗ 2109 устроена достаточно сложно, хотя принцип ее работы даже у новичков не вызывает серьезных сложностей.
https://youtube.com/watch?v=A7WQ6fEN1Bg
Профилактика, ремонт СЗ подразумевает работы с электрической составляющей автомобиля, потому обязательно соблюдайте все установленные правила безопасности, опирайтесь на рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации авто.
Датчик-распределитель зажигания
Распределитель зажигания ВАЗ 2109 имеет двойное назначение:
- Перенаправление искрообразования по цилиндрам двигателя;
- Определять правильный момент искрообразования в зависимости от нагрузки на двигатель и частоты вращения колен вала.
Перенаправление искрообразования по цилиндрам происходит благодаря ротору и самой крышки распределителя.
На крышке закреплены наружный и центральный контакты, между которыми расположен резистор имеющий сопротивление в 5-6 кОм.
Напряжение поступает от катушки зажигания к ротору через центральный контакт с помощью специального угольного электрода.
Во время вращения ротора импульсы тока с определенной частотой поступают через наружный контакт на боковые электроды, которые расположены в крышке распределителя зажигания.
От боковых электродов импульсное напряжение поступает по проводам высокого напряжения непосредственно на свечи зажигания.
Стоит обратить внимание, что угольный электрод должен свободно перемещаться в крышке. Если он заклинивает, то в скором времени сгорает
Поэтому необходимо следить за износом контактного уголька и не допускать, чтобы он достигал более 0,5 мм.
Для системы зажигания ВАЗ -2109 используются специальные провода высокого напряжения синего цвета, которые характеризуются большим пробивным напряжением в 30 кВ.
Многие слышали о таких понятиях как ранее и позднее зажигание.
Ранее зажигание происходит тогда, когда угол опережения зажигания (УОЗ) больше нормативного и искрообразование происходит на много раньше, чем поршень подошел к верхней мертвой точке.
Позднее зажигание характеризуется тем, что появление искры происходит позже, тогда, когда поршень или достиг ВМТ или уже ее прошел. Т.е. УОЗ на много меньше нормативного.
В зависимости от частоты вращения колен вала и нагрузок на двигатель угол опережения зажигания должен быть разным и регулироваться буквально на «ходу».
Для этого предусмотрен центробежный регулятор.
Наибольший показатель угла опережения зажигания варьирует от 30 до 40 градусов в соответствии с углом поворота коленвала двигателя.
Если Вы хоть немного помните школьную программу физики, то должны знать такое понятие, как центробежные силы. Это физическое явление и заложено в основу принципа функционирования центробежного регулятора.
При вращении, под воздействием центробежных сил, грузики, которые установлены в регуляторе, удаляются друг от друга, и проворачивают дальше ротор по ходу вращения основного валика.
Пружины, показанные на рисунке, специально имеют разную жесткость, тем самым добивается выставления нужных углов опережения зажигания при определенной частоте работы двигателя.