Руководство по тяговым батареям для штабелеров и погрузчиков

Транспортные средства с электрическим приводом нуждаются в надежном источнике питания. Тяговые батареи используются на штабелерах, погрузчиках и другой складской технике для обеспечения работы двигателя и других движущихся элементов. Такой аккумулятор для вилочного погрузчика купить можно на сайте под параметры вашего погручика.

Батареи этого типа, в отличие от стартерных, вырабатывают постоянный стабильный ток для функционирования всех механизмов. Тяговые батареи рассчитаны на циклическую работу с интервалом от нескольких часов до суток. По окончании «рабочей смены» батареи ее необходимо зарядить.

Батареи для штабелеров и вилочных погрузчиков имеют другую конструкцию пластин и имеют гораздо больший срок службы, чем автомобильные батареи.

Типы штабелеров

Существует несколько типов штабелеров и подъемных устройств, работающих от тяговых батарей.

Самоходное оборудование использует энергию аккумулятора для перемещения и подъема рабочей платформы. Такие штабелеры оснащены двумя электроприводами и являются наиболее производительными в условиях непрерывного производства.
Вилочные погрузчики с электрическим подъемом имеют один привод, обеспечивающий подъем грузов. Перемещение такого устройства осуществляется вручную.
Чем больше грузоподъемность устройства, тем мощнее должен быть аккумулятор. Выбор мощности также зависит от конструктивных особенностей конкретного погрузчика — наличия платформы для оператора, увеличенной высоты подъема вил и дополнительного оборудования. Все это потребляет много энергии и требует аккумулятора большой емкости.

Распространенные варианты

В продаже можно встретить множество видов тяговых аккумуляторов. В качестве активного вещества для накапливания электрической энергии может использоваться жидкость или гель. Наибольшее распространение получили следующие варианты АКБ:

  1. Свинцово-кислотные WET с жидким электролитом. Они применяются на протяжении последних десятилетий. Источники питания Са/Са часто используются только для пуска двигателя. На протяжении многих лет в качестве основного материала при изготовлении применяли сурьму, но она негативно сказывалась на уровне электролита при длительной эксплуатации. В последнее время пластины изготавливаются из свинца с кальцием. Главное достоинство этого типа — низкая стоимость, однако глубокий разряд может привести к частичному или полному износу пластин. Специалисты рекомендуют следить за уровнем заряда и восполнять его при серьезном падении.
  2. Источники энергии типа GEL и AGM. Тяговые гелевые аккумуляторы для лодочных электромоторов, характеризующиеся более высокими эксплуатационными характеристиками. Электролит, представленный сочетанием воды и кислоты, создают в виде геля с добавлением различных присадок. При изготовлении пластин применяется современное стекловолокно. Подобные источники энергии в последнее время используются часто, так как обеспечивают длительное питание электромотора. Электролит в виде геля может выдерживать глубокий разряд, способен выдавать высокий пусковой ток. Аккумуляторы с ним не требуют обслуживания, при заряде или эксплуатации не выделяются газы. Подобные АКБ считаются самым дорогим предложением и не выдерживают длительного перезаряда. Для зарядки устройства рекомендуется использовать специальное приспособление.
  3. Литий-ионные источники питания появились в продаже относительно недавно. Пока технология их производства не до конца отлажена, поэтому подобные батареи постоянно совершенствуются. Многие модели имеют встроенный контроллер, который позволяет исключить вероятность перезарядки. Литий-ионные модели характеризуются высокой энергоемкостью и не нуждаются в обслуживании, так как в качестве активного вещества не применяется электролит. Очень низкий показатель саморазряда — около 10% — позволяет хранить батарею на протяжении длительного периода. В процессе зарядки при применении специального устройства 80% емкости набирается в течение 1 часа. Подобный источник энергии характеризуется небольшим весом и малыми габаритами. Среди недостатков отмечается высокая стоимость.

Аккумуляторы с жидким электролитом

Основа жидко-кислотных тяговых аккумуляторов – тяжелые, усиленные сурьмой решетки, толстые пластины с плотным активным материалом, многослойный сепаратор и прочный корпус. Если за такими аккумуляторами правильно ухаживать, они выдержат тысячи циклов заряда/разряда. Однако способность к глубокому разряду омрачается в несколько раз более высокой по сравнению с автомобильными аккумуляторами ценой и недостатками, вытекающими из достоинств.

Толстые пластины и плотный активный материал замедляют скорость диффузии электролита и уменьшают скорость заряда и разряда аккумулятора. Поэтому, каждый раз, когда к аккумулятору подключается мощная нагрузка — запускается двигатель или включается инвертор, напряжение на аккумуляторе падает.

Слева — результат перезарядки гелевого аккумулятора. Жидкость испарилась и электролит превратился в порошок. Справа — взорвавшийся аккумулятор с жидким электролитом

С возрастом аккумулятора падение напряжения возрастает и может упасть настолько сильно, что электронные блоки управления на современных двигателях отключатся, а работа других электронных устройств, подключенных к аккумуляторам, нарушится. Из-за этой особенности тяговые жидко-кислотные аккумуляторы не рекомендуют использовать с мощными устройствами чувствительными к уровню напряжения.

В отличии от кратковременных высоких нагрузок, которые забирают заряд с поверхности аккумуляторных пластин, маломощные устройства разряжают батарею в течении нескольких часов. У аккумулятора появляется время выровнять напряжение по толщине пластины и отдать заряд из ее центральных областей.

Сульфатация

Во время зарядки разряженные внутренние области пластин необходимо перезарядить. Для этого процесс диффузии должен распространится по всей толщине пластины, а на это может потребоваться несколько часов. Если время зарядки ограничено, то аккумулятор полностью не зарядится. Часть сульфата свинца, образовавшегося во внутренних областях пластины во время разряда, сохранится. Сульфат будет медленно превращаться в кристаллы, и через некоторое время нормальная зарядка уже не сможет вернуть их обратно в активную массу.

Таким образом меры, предпринятые для уменьшения повреждений от циклической нагрузки, повышают вероятность сульфатации.  Чтобы этого не допустить, продолжительность зарядки аккумулятора периодически увеличивают. Источник еще одной проблемы жидко-кислотных аккумуляторов – сурьма, которую используют для усиления решеток аккумуляторных пластин. Сурьма вызывает слабые токи, разряжающие неиспользуемую аккумуляторную батарею, поэтому если аккумулятор регулярно не подзаряжать, образуется сульфат свинца и емкость аккумулятора уменьшается.

График зарядки аккумулятора с жидким электролитом. Коричневая линия — изменение тока зарядки, желтая — изменение напряжения. По окончание зарядки напряжение увеличивают, чтобы выполнить кондиционирование аккумулятора

Цель перезарядки — смягчить затвердевшие кристаллы сульфата свинца и вернуть их к активному использованию. Для этого аккумулятор заряжают током 3-5% от его номинальной емкости (3 — 5 ампер для аккумулятора емкостью 100 Ач) до тех пор, пока напряжение не вырастет до 15,0 — 16,2 вольт. Перед проведением кондиционирования аккумулятор изолируют от нагрузки, чтобы высокое напряжения не повредило чувствительное электронное оборудование.

Все аккумуляторы с жидким электролитом по мере приближения к полной зарядке выделяют газ, а в процессе выравнивания аккумулятор бурлит, как кипящий варочный котел! Взрывоопасные (водород и кислород) и вредные (арсин и стибин) газы, пар, вызывающий коррозию и необходимость долива воды делают использование аккумуляторов с жидким электролитом в некоторых случаях нежелательным.

Гелевые и AGMs батареи лишены недостатков жидко-кислотных аккумуляторов, но обладают собственными проблемами

Золотые правила

При эксплуатации батарей нужно соблюдать следующие основные правила:

• Ни в коем случае не оставлять батарею в разряженном состоянии. После каждого разряда необходимо сразу ставить батарею на подзарядку, иначе начнется необратимый процесс сульфатации пластин. Это приводит к снижению емкости и срока службы батарей.

• Разряжать батарею не более чем на 80% (для гелевых АКБ – 60%). Как правило, за это отвечает датчик разряда, установленный на машине, однако его поломка, отсутствие или неправильная настройка может также привести к сульфатации пластин, перегреву батарей при заряде и в конечном итоге сокращению срока их службы.

• В АКБ можно доливать только дистиллированную воду. В обычной воде содержится множество примесей, оказывающих негативное влияние на аккумуляторную батарею. Долив электролита в АКБ для увеличения плотности запрещен: во-первых, это не даст прироста емкости, а во-вторых, вызовет необратимую коррозию пластин.

Чистка АКБ

Чистота абсолютно необходима не только для хорошего внешнего вида батареи, но в значительно большей степени – для предотвращения несчастных случаев и ущерба, уменьшения срока службы, а также для того, чтобы АКБ находилась в состоянии, пригодном к эксплуатации. Аккумуляторные корпуса, ящики, изоляторы необходимо чистить для обеспечения требуемой изоляции элементов по отношению один к другому, по отношению к земле («массе») или внешним проводящим частям. Кроме того, очистка позволяет избежать коррозионных повреждений и возникновения блуждающих токов. Вне зависимости от времени работы и места на АКБ неизбежно оседает пыль.

Небольшое количество электролита, выступающего из батареи во время заряда после достижения напряжения газообразования, образует более-менее токопроводящий слой на крышках элементов или блоков, по которому протекают блуждающие токи. Результатом является повышенный и неоднородный саморазряд элементов или блоков. Это одна из причин того, почему операторы электрических машин жалуются на упавшую емкость батареи после того, как техника не эксплуатировалась в течение выходных дней.

Аккумуляторный журнал и организация работы

При использовании парка электропогрузчиков целесообразно закреплять за каждым погрузчиком свои АКБ. Для этого их нумеруют: 1а, 1б, 2а, 2б и т. д. (батареи с одинаковым номером используются на одном и том же погрузчике). После этого заводят журнал, в котором о каждой АКБ ежедневно отражается информация, проиллюстрированная на примере.

Пример 1
Номер батареи Установлена на погрузчик Поставлена на заряд
Дата Время Плотность (средняя по трем элементам выборочно) Показания счетчика, машино-ч Дата Время Плотность (средняя по трем элементам выборочно) Показания счетчика, машино-ч
               
               
               
и т.д.                

 Таким образом, с помощью данного мероприятия можно избежать использования недозаряженных батарей, а также спрогнозировать и спланировать замену АКБ до полного выхода ее из строя. Помимо этого по каждой батарее целесообразно вести еще один журнал, в котором раз в месяц отражается информация о батарее, перечисленная в примере 2. Эти данные являются основным источником информации для сервисной службы, поэтому зачастую ведение такого журнала является обязательным условием гарантийного обслуживания. За все аккумуляторное хозяйство должен быть ответственен один или два (в случае двухсменной работы) человека. В их обязанности по данной зоне ответственности должны входить прием и выдача АКБ, их обслуживание и заряд, ведение аккумуляторных журналов, прогнозирование выхода АКБ из строя.

Тяговые АКБ

Следующий вопрос — это тяговый аккумулятор. Чтобы отличить его от стартерного, нужно вникнуть в суть устройства. Тяговые АКБ — это принципиально другие виды источников питания. Главное отличие в принципе работы. Такие батареи не предназначены для того, чтобы отдавать большое количество энергии за короткий временной промежуток. Они работают с целью передавать стабильный заряд в течение длительного времени. Своей отдачей тока тяговая батарея способна поддерживать вращение ротора в составе электродвигателя.

Отсюда логичный вывод. Тяговые батареи отдают небольшой ток, но с постоянным значением, делают это в течение длительного времени. Тем самым потребитель может непрерывно работать.

Среди основных сфер применения тяговых аккумуляторов сегмента колёсной техники можно выделить:

  • погрузчики;
  • техника для складов;
  • тягачи;
  • электромоторы для плавательных средств;
  • гибридные машины;
  • электрокары. 

Сейчас разработке тяговых аккумуляторов уделяют особое внимание. Производители стремятся добиться максимальных показателей стабильной и непрерывной работы

 И если раньше на электротяге машина могла проехать буквально 10 километров, да ещё и на минимальной скорости, то теперь показатели приближаются к 1000 км. И скоростные ограничения подняли до 100-150 км/ч.

Существуют и спортивные электрокары. Они, используя тяговые батареи, способны разогнаться до 300 км/ч и выше.

Спортивный электрокар Lotus

Ещё тяговые АКБ широко применяются в сфере альтернативной электроэнергии. Это батареи, работающие от солнечной энергии, ветровые генераторы и не только.

К важным особенностям тяговых батарей относят их стойкость к длительной нагрузке. Поэтому они стабильно работают по несколько часов.

Также нужно заметить, что тяговые батареи не боятся сильного разряда. Это тот случай, когда АКБ можно разрядить почти в ноль. Хотя сами производители советуют не давать им садиться более чем до 5%.

Для сравнения, при номинальных 12,7 В у стартерного аккумулятора, разряд до 10 В уже считается недопустимым.

Главные особенности у тяговой батареи такие:

  • устойчивость в отношении глубокого разряда;
  • адаптированность к низким температурам;
  • широкий температурный диапазон работы (от -40 до +65 градусов Цельсия);
  • широкий ассортимент по параметрам напряжения;
  • большой выбор ёмкости.

В характеристиках тяговых АКБ можно встретить 2 параметра ёмкости. Одни указаны для низкой температуры, а вторые для нормальной. Это обусловлено тем, что при 0-5 градусах Цельсия реальная ёмкость падает на 10-15% в сравнении с заводскими значениями.

Как и в случае со стартовыми, тяговые производятся на основе разных технологий. Основная масса таких аккумуляторов:

  • гелевые;
  • серебряно-цинковые;
  • свинцово-кислотные;
  • литий-ионные;
  • никель-кадмиевые;
  • литий-полимерные;
  • литий-титановые;
  • литий-железофосфатные и пр.

Перечислять отдельно технологии стартовых батарей уже не будем. Хотя основная масса там свинцово-кислотные с разными добавками к пластикам из свинца.

Правила обращения с АКБ

Необходим регулярный контроль уровня электролита в АКБ – он должен быть на 10…15 мм выше пластин. При необходимости следует доливать в аккумулятор только дистиллированную воду, причем делать это надо в конце зарядки. Электролит можно добавлять только в случае его прямой утечки из АКБ. Концентрированную кислоту заливать в аккумулятор запрещается! Открывать герметизированные гелевые батареи и доливать в них воду нельзя. Для достижения оптимального срока службы АКБ необходимо избегать глубокого разряда (более 80% емкости). Хранить АКБ следует в полностью заряженном состоянии в сухом помещении с положительной температурой. Желательно ежемесячно проводить выравнивающие зарядки.

АКБ необходимо содержать в сухом и чистом виде во избежание возникновения токов утечки. Полюсные выводы аккумулятора всегда должны быть чистыми и сухими. При загрязнении лучше протирать их влажной тряпкой из хлопчатобумажной ткани. Для чистки запрещается применять органические растворители и моющие средства. Обязательно надо следить за тем, чтобы вентиляционные отверстия в пробках не забивались, в противном случае батарея может взорваться при заряде. Желательно покрыть полюсные выводы батареи и клеммы консистентной смазкой (литол, солидол, технический вазелин) во избежание быстрого окисления.

Вес батареи может доходить до 2,5 т, поэтому ее монтаж (демонтаж) в транспортное средство без особых приспособлений сложен. Для замены АКБ на технике небольшой мощности применяют специальные роликовые столы (тележки), на которые батарея выкатывается вручную. Для замены АКБ на погрузчиках можно использовать другой вилочный погрузчик, тельфер или иные подъемные устройства. Следует строго соблюдать требования руководств по эксплуатации АКБ различных типов.

Стартерные АКБ

Начать стоит с изучения основных характеристик и параметров.

Стартовыми называют аккумуляторные батареи, которые используются для пуска двигателя на машинах. От АКБ на стартер поступает пусковой заряд тока, который и даёт возможность провернуть коленвал, воспламенить топливовоздушную смесь и заставляет включаться ДВС.

Ключевую роль в стартовых АКБ играют следующие характеристики.

  • Сила тока. Параметры тока доступны в широком диапазоне. Это зависит от машины, её комплектации, установленного ДВС. Чем мощнее и тяжелее двигатель, тем более сильный пусковой ток ему нужен для запуска. Основной диапазон силы тока для батарей стартерного типа варьируется от 250 до 1000 Ампер.
  • Напряжение. Здесь диапазон скромный. АКБ могут быть предназначены для работы в бортовой сети с напряжением 12 или 24 В. У легковых машин всегда 12 В. 24 В применяется на грузовиках, больших автобусах, а также на спецтехнике. Но в маркировках обычно используют сокращённые значения. На там же прикуривателе пишут 12 В. Хотя в действительности АКБ имеют 12,6-12,8 В.
  • Ёмкость. Тут представлен широкий выбор. На компактных авто с маленькими моторами и малой мощностью могут идти АКБ ёмкостью 30-35 Ач. Основная масса машин комплектуются батареями на 40-75 Ач.

Стартерные аккумуляторы крайне не любят сильного разряда. Они очень чувствительные к нему.

Поэтому производители АКБ всегда предупреждают, что допускать падение напряжения в аккумуляторе ниже 10 В категорически нельзя. Иначе восстановить устройство путём его зарядки может не получиться.

Потенциально восстановить источник питания после глубокого разряда можно. Причём некоторые виды аккумуляторов способны пережить по несколько десятков глубоких разрядов. А есть и те, которые после 2-3 глубокого разряда будут пригодны только для утилизации и разбора на части.

Работают стартерные АКБ по простому принципу. Они накапливают в себе энергию от генератора во время движения машины. В теории езда на авто позволяет компенсировать все затраты заряда. Когда машина глушится, для её запуска нужен стартерный ток. Он запускает двигатель. При этом часть энергии элемент теряет. Восполняет его тот же генератор. Он выступает как зарядное устройство.

Когда в дело вступает генератор, АКБ только заряжается. Участие в питании потребителей уже не принимает.

Помимо запуска мотора, аккумуляторы также нужны для питания разных систем, пока ДВС и генератор находятся в состоянии покоя. Поэтому не нужно заводить машину, чтобы во время отдыха на природе включить музыку в салоне или подсветить что-то фарами.

Но поскольку в таком состоянии АКБ только отдаёт заряд и количество энергии ограничено, длительное включение потребителей может привести к разряду аккумулятора. Будьте внимательными.

Устройство тяговых АКБ

По устройству тяговые источники питания в чем-то схожи со стартерными АКБ. В них также присутствуют положительные и отрицательные пластины, они, как и стартерные, работают по принципу преобразования химической энергии в электрическую. Но на этом схожесть заканчивается.

Устройство тяговой батареи на примере батареи производителя Sunlight

Главное отличие заключается в массе пластин, которая естественным образом трансформируется в массу и объем всей батареи. Тяговая аккумуляторная батарея 24V емкостью 75 Ач может превышать по размерам стартерную 12В АКБ в 40–50 раз. Объясняется это просто – пластины большего размера и массы позволяют значительно продлить срок эффективной эксплуатации АКБ с большим количеством циклов зарядки.

По типу электролита различают свинцово-кислотные и щелочные аккумуляторы. Щелочные АКБ, которые были очень распространены раньше, сейчас мало используются из-за их высокого ценового диапазона, а вот кислотные батареи в результате развития технологий находят все большее применение в электроприводной технике.

Различают три основных разновидности кислотных АКБ.

Аккумуляторы WET

Устройства традиционного типа с электролитом, представляющим собой растворенную дистиллированной водой серную кислоту в жидком – свободном виде. В зависимости от технологического способа производства электродов подразделяются на три основных класса:

  1. Аккумуляторы с обычным техобслуживанием. Пластины таких аккумуляторов изготавливаются из сплава свинцово-сурьмянистого состава, им требуется периодическая проверка уровня электролита и пополнение его дистиллированной водой.
  2. АКБ с ограниченным техническим обслуживанием. Изготавливаются по гибридной технологии: плюсовые пластины имеют свинцово-сурьмянистый состав с пониженным содержанием сурьмы, а отрицательные изготавливаются из сплава свинца и кальция. Процесс зарядки тяговых аккумуляторных батарей такого типа сопровождается меньшим испарением воды из электролита, поэтому восстановление уровня требуется только при эксплуатации в тяжелых условиях повышенных температур и нагрузок.
  3. В аккумуляторах SM (маркируемых еще как MF), не требующих обслуживания, электроды изготавливаются из свинцовых сплавов, которые не содержат сурьму. Положительные пластины могут иметь свинцово-кальциево-оловянный либо свинцово-кальциево-оловянно-серебряный состав, отрицательные производятся из свинцово-кальциевого сплава.

Источники WET типа применяются по большей части в качестве аккумуляторных батарей для электропогрузчиков. Заряжать тяговые аккумуляторы допускается исключительно под вытяжкой.

Аккумуляторы VRLA

Новое поколение тяговых аккумуляторов, классифицируемых в международной терминологии как VRLA, позволяет в значительной степени сократить не только занимаемое источником питания пространство. Свинцово-кислотные батареи, созданные на основе технологии VRLA, сохраняют все характеристики, присущие тяговой разновидности аккумуляторов, имея при этом массу и габариты, сопоставимые с аналогичными параметрами стартерных источников.

Аккумулятор Delta VRLA для мототехники

Тяговые аккумуляторные батареи для погрузчиков нетребовательны к габаритам и массе, скорее даже наоборот. А вот батареи для питания лодочных моторов, гибридных авто должны иметь большой запас емкости при минимальной массе и геометрических размерах. Так свинцово-кислотная тяговая батарея 65 Ач имеет геометрические размеры всего 278х175х190 мм.

По клапанно-регулируемой технологии выпускаются два типа источников питания:

  1. С использованием технологии AGM. Плюсовые пластины таких устройств изготавливаются из сплава свинца с кальцием и оловом, отрицательные – из свинцово-кальциевого. Изолирующим материалом, одновременно удерживающим в своем объеме кислый электролит, выступает поглощающее стекловолокно.
  2. С использованием гелевой технологии – типа GEL. Отличие с аккумуляторами AGM заключается в агрегатном состоянии электролита. Как следует из названия, кислая электролитная среда таких батарей переведена с применением гелеобразователей в состояние геля.

Принцип функционирования аккумуляторов VRLA имеет в своей основе метод кислородно-водородной рекомбинации. Незначительное избыточное давление, создающееся в корпусе устройства, нивелируется работой клапана.

Виды

По виду тяговые аккумуляторы отличаются компонентами сплава пластин и химическим составом электролита. В то время как конструкция готовой батареи остается одинаковой для всех – наличие положительных и отрицательных полюсов, наличие среды протекания реакции. Некоторые из них будут иметь существенные отличия, далее рассмотрим все типы более детально.

Свинцово-кислотные

Свинцово-кислотные аккумуляторные приспособления наиболее приближены к стандартным батареям для авто. Они имеют обозначение WET, широко используются в штаблерах и погрузчиках. В качестве наполнителя для кислотных АКБ применяются раствор дисцилированной воды и кислоты.

Устройство такого тягового аккумулятора приведено на рисунке ниже:

Рис. 2. Устройство свинцово-кислотной батареи

По конструкции разделяются на:

  • Обслуживаемые – пластины таких свинцово-кислотных батарей состоят из сплава плюмбума  и сурьмы. В этих моделях обязательно контролируется уровень электролита, а при необходимости, производится его доливка.
  • Частично обслуживаемые – плюсовая пластина выполнена из свинца и сурьмы, но с меньшим процентным содержанием последней, а минусовая из свинцово-кальциевого сплава, что обеспечивает меньшее газообразование. Электролит в них доливается крайне редко после аварийных режимов.
  • Необслуживаемые  модели — полностью герметичные, свинцовые пластины лигируются кальцием, оловом, реже серебром.

К их преимуществам относится низкая себестоимость и простота переработки после списания, малый процент саморазряда и хорошие рабочие токи. К недостаткам относится чувствительность к низкой температуре и циклам глубоких разрядов, которые существенно сокращают срок службы.

Щелочные

Щелочные тяговые аккумуляторы имеют схожую конструкцию с кислотными. Ощутимым отличием является наполнение – это никель-кадмиевые или никель-металлогидридные элементы. Вместо кислоты в них применяется щелочной электролит, поэтому обслуживание требует других мер безопасности.

К преимуществам щелочных аккумуляторов относятся:

  • В сравнении со свинцовыми АКБ они отличаются длительным периодом эксплуатации, высокой энергоемкостью, проще переносят глубокие разряды.
  • Можно длительно не подключать к зарядным устройствам, оставляя в состоянии полного разряда.
  • Устойчивы к механическим воздействиям, вибрациям, не боятся кратковременных кз.

К недостаткам относится химическая активность кадмия, который может засорять окружающую среду, щелочные аккумуляторы обладают «памятью», для их обслуживания необходим штат профильных специалистов.

Литиевые

Являются одними из самых прогрессивных типов тяговых аккумуляторов, подразделяются на литий-ионные или литий-полимерные. Технология их производства сейчас активно развивается и совершенствуется, благодаря чему такие модели все больше вытесняют остальные виды.

К преимуществам литиевых тяговых источников питания относятся:

  • Хорошее соотношение габаритов и энергетической емкости.
  • Обладают быстрым насыщением электролита зарядами.
  • Легко воспринимают попеременный цикл разрядки и воздействия тока зарядки, но доводить до полного разряда тяговый аккумулятор не допускается.

К недостаткам относится довольно большая цена таких батарей, связанная с дефицитом лития  в природе и некоторые сложности обслуживания.

AGM и GEL

Обе модели имеют схожую конструкцию и принцип работы, однако их состав существенно отличается, пример конструктивного исполнения показан на рисунке ниже:

Рис. 3. Конструкция гелевого аккумулятора

Тяговые аккумуляторы GEL изготавливают по гелевой технологии – емкость наполнена вязким веществом, которое содержит большое число газовых включений. Внутри включения происходит реакция кислорода и водорода, с выделением энергии, а за счет большой плотности гелевого электролита газы не поднимаются вверх.  В результате чего гелевые модели обладает большей емкостью и лучшими рабочими параметрами.

Технология AGM содержит жидкий электролит между пластинами. С тем отличием, что жидкость заключается в полимерное волокно, которое так же удерживает газовые смеси и не дает им подниматься.

Конструкция этого тягового аккумулятора приведена на рисунке ниже:

Рис. 4. Конструкция AGM аккумулятора

AGM аккумуляторы, как и GEL, используются в автомобилях, для лодочных электромоторов и т.д. Эти батареи позволяют существенно сократить затраты на их содержание и могут полноценно заменять стартерные модели.

Правила хранения и эксплуатации

Периодически необходимо проверять внешний вид батареи: не поврежден ли корпус, есть ли на клеммах продукты окисления, не произошла ли утечка электролита в случае, если АКБ имеет жидкий кислотный состав. Нужно регулярно проверять уровень содержания жидкого электролита — любая жидкость имеет свойство испаряться, особенно в условиях закрытых помещений и повышенной температуры. Если электролита мало, его следует добавить внутрь АКБ через специальное отверстие. При этом руки должны быть защищены резиновыми перчатками.

Новые аккумуляторы находятся в полностью заряженном состоянии и не нуждаются в подзарядке перед началом использования. Не стоит ставить их близко к источникам тепла во избежание возгорания газообразующих веществ. Если на аккумуляторе есть внешние загрязнения, их следует убирать мягкой тряпочкой, которая смочена водой. Использовать масла, растворители и другие химические вещества нельзя.

Также нельзя разбирать аккумулятор, а если жидкий электролит попадет в глаза или на кожу, пораженный участок сразу промыть чистой водой.

Зарядка тяговых АКБ должна проводиться своевременно, согласно инструкции по применению. Хранить аккумуляторы, которые не используются, следует в прохладных помещениях с постоянной температурой и не оставлять их в условиях попадания прямых солнечных лучей. Гелевые аккумуляторы дольше могут находиться без подзарядки, они держат стабильный заряд в течение года — при условии их хранения в сухом помещении. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector