Зачем нужны дневные ходовые огни?

Описание ДХО

Функция ДХО — сделать автомобиль более заметным для других участников дорожного движения в светлое время суток. Они относятся к внешнему освещению автомобиля. Были проведены исследования, которые показали, что использование ходовых огней снижает количество ДТП.

Принцип работы

При старте автомобиля бортовое напряжение возрастает до рабочего. Когда значение достигает 13,2 – 13,7 В, оно запоминается датчиком, благодаря которому загораются дневные ходовые огни. При выключении двигателя напряжение падает до нуля, и огни отключаются. Кроме того, они отключаются, если включается ближний свет. Одновременно их использовать запрещено.

Устройство

Что такое дневные ходовые огни? В конструкции их фар в основном используются светодиодные элементы. Чтобы защитить светодиоды от атмосферных осадков и температурных колебаний, их поместили в прочный корпус. Прозрачная часть и основа герметично соединены, что не дает попасть внутрь влаги. Прочная противоударная оболочка корпуса надежно защищает внутренние элементы от механических повреждений.

Использование LED-диодов имеет следующие плюсы:

они ярко светят: яркие ходовые огни повышают безопасность, так как их свет обращает на себя внимание;
малое потребление энергии дает возможность сэкономить на топливе, так как уменьшается нагрузка на генераторную установку;
продолжительный срок службы: качественные осветительные элементы имеют повышенную износостойкость;
просты и удобны в обслуживании: загораются при включении мотора и тухнут, когда мотор глушится.

Разновидности

Существует несколько видов ходовых огней на авто:

  1. Ближний свет. Правда, в некоторых действуют особые требования к эксплуатации фар ближнего света. Они должны освещать часть обочины или дорожного покрытия.
  2. При использовании дальнего света он должен быть приглушенным, светить параллельно плоскости дороги. При этом свет не должен слепить встречных водителей, поэтому если приближается встречный транспорт, водитель обязан выключить дальний свет.
  3. В нашей стране по правилам дорожного движения разрешается использование противотуманок в качестве ДХО. Но во многих странах это запрещено. Специалисты это объясняют спецификой использования противотуманных фар лишь при плохих погодных условиях в качестве дополнительного освещения. Их мощности недостаточно, чтобы они полноценно выполняли функцию дневного освещения.
  4. Наиболее приемлемый вариант — независимые фары. Их преимущество в простоте установки, низкой стоимости, небольшом энергопотреблении, независимость в работе. Кроме того, они дают возможность придать машине красивый внешний вид, например, установив круглые ходовые огни или ангельские глазки. Они имеют кнопки ходовых огней, тем самым, предоставляя возможность автономного управления. Многим водителям нравятся светодиодные дневные ходовые огни, как выглядят они на машине.

Светодиодные фонари разделяются на такие виды:

  • одиночные линзованные светодиоды, называемые глазом дракона или орла;
  • светодиоды на гибкой резиновой ленте;
  • в виде пластин;
  • светодиодные фары, имеющие обычное пластиковое стекло и линзованное;
  • устанавливаемые в линзованные противотуманки.

Что гласит буква закона?

Постановление, в котором говорится об обязательном передвижении с включенными фарами в светлое время суток, было принято в 2010 году. Таким образом, все водители, не зависимо от погодных условий, в светлое время суток должны включить штатные ходовые огни. Если на автомобиле врезные ДХО не установлены, можно их установить самостоятельно либо пользоваться ближним светом или ПТФ (автор видео — Артем Квантов).

При самостоятельной установке ДХО по ГОСТУ необходимо соблюсти следующие требования:

  • между огнями расстояние не должно превышать 60 см, они должны быть расположены симметрично относительно главной оси;
  • установка должна производиться спереди машины, при этом они не должны выступать за внешние габаритные огни;
  • расстояние от края автомобиля до огней не должно превышать 40 см;
  • расстояние от поверхности дороги должно быть более 25 см и менее 1,5 м в высоту.

Схема расположения ДХО

Правильная установка ходовых огней ДХО, светодиодных ДХО

В 2011 году дума РФ обязала всех автолюбителей страны устанавливать на своих «коней» или ДХО или ездить со включенным светом фар. е скажу, что это меня обрадовало на тот момент. Но по прошествии некоторого времени, все-таки, признал — это хороший закон. Не раз, особенно в пыли, видел встречную машину только если были включены ДХО. В противном случае… В общем, я всеми руками и ногами «за» дхо.

Светодиодные ДХО как попало нельзя устанавливать на автомобиль. Это строго регламентируется. Все требования, о том, как устанавливать световые приборы — можно посмотреть в ЕЭК ООН №87 и ГОСТом Р 41.48-2004.

Кратко — ходовые огни устанавливают на расстоянии не ниже 250 мм не выше 1500 мм от земли ( полотна дороги ). Минимальное расстояние между внутренними краями ДХО составляет 600 мм, а от края автомобиля не более 400 мм.

Выдержка о правильной установке светодиодных ДХО на автомобиль из ГОСТа и правил ПДД

6.19 Дневной ходовой огонь

6.19.1 Установка — Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.6.19.2 Число — Два.6.19.3 Схема монтажа — Специальных предписаний нет.6.19.4 Размещение

6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.6.19.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.

6.19.6 Направление — Вперед.6.19.7 Функциональная электрическая схема — В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.
Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.6.19.8 Контрольный сигнал — Факультативен в виде замкнутого контура.6.19.9 Прочие предписания — Нет.

ПДД Цитата:19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
-в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
-в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
-вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Ходовые огни необходимо устанавливать только спереди автомобиля. Запрещена установка на прицепах. Схема установки конкретная. Ее Вы видите на фото выше и ее стоит придерживаться, дабы избежать в последствии проблем с ГИБДД. Также не забываем о допустимой светосиле в 400-800 Кд. Дневные ходовые огни должны включаться с запуском автомобиля и выключаться при включении головного света или габаритов. Как правильно подключить огни таким образом мы рассмотрим в этой статье.

Отдельные светодиоды 5050 или 5730 для ДХО

Чтобы сделать самодельные ходовые огни из светодиодов нестандартной формы или использовать для этой цели корпус от противотуманок, лента может быть неудобна, поэтому нужно изготовить печатную плату.

Можно применить готовую макетную плату, но это может быть не столь удобным решением, хотя и более простым. Макетная плата не столь надежна.

Чтобы сделать рисунок печатной платы используйте программу типа spring layout, далее его нужно перенести на текстолит. Для этого нужно распечатать ЗЕРКАЛЬНОЕ изображение печатной платы на тонкой глянцевой бумаге. Такая применяется в журналах для страниц, обложка слишком плотная.

Печатать нужно на лазерном принтере, потом берём утюг и проглаживаем глянцевую бумагу на фольгированном текстолите. Когда он остынет, под струёй воды отмачиваем бумагу, на текстолите останется рисунок будущих дорожек.

Теперь дело за малым – вытравить плату в хлорном железе или любом другом подходящем реагенте. Подробную информацию о лазерно-утюжной технологии изготовления печатных плат можете найти здесь.

После изготовления печатной платы нужно сделать основу для ДХО. Для этого разместим светодиоды на печатной плате в соответствии с её разводкой. Чтобы ограничить силу тока, протекающего через светодиоды нужно добавить 1 резистор номиналом 50 Ом. Далее соберите стабилизатор на 12 вольт, на микросхеме L7812 или её аналогах.

Чтобы обеспечить нужную яркость нужно порядка 24 светодиодов, которые нужно скомпоновать в единую конструкцию и разместить в корпусе. Мы распечатали узкие платы по 9 светодиодов.

Далее есть два варианта: установить их друг над другом и получить широкий и короткий светильник, или собрать несколько полос в один ряд, чтобы они огибали бампер.

Если взять акриловую трубку и поместить в неё полученные платы, тогда получатся такие ДХО из светодиодов (см. ниже). Придать форму им можно нагрев строительным феном и согнув вокруг бампера.

Если вы хотите сделать широкие ДХО – соединить платы нужно друг над другом, или же развести и вытравить плату наподобие этой.

Кстати здесь применены более мощные светодиоды 5730. В качестве корпуса можно использовать старые противотуманки или использовать мебельный профиль для подсветки с пластиковой накладкой.

ПДД и дневные ходовые огни

В России на законодательном уровне обязательное использование ДХО было утверждено в ноябре 2010 года. В связи с этим ПДД дополнены поправками, по которым весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары.

Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска. Современные модели автомобилей оснащены штатными уведомляющими приборами на основе светодиодных модулей. Использование таких ДХО значительно экономит расход топлива и энергию аккумулятора при езде в городской местности.

По этой причине многие владельцы машин самостоятельно устанавливают готовые модульные ДХО или изготавливают их своими руками, избавляясь от недостатков ближнего света и противотуманок. Включение ближних огней приводит в действие подсветку приборной панели и габаритов, в результате чего возрастает нагрузка на аккумулятор и сокращается срок службы ламп. В свою очередь, противотуманные фары слепят водителей встречного транспорта, что является их главным минусом. По этой причине во многих странах их запрещено включать в условиях нормальной видимости.

Пункт 12.5 КоАП РФ содержит информацию о неисправностях и условиях, при которых запрещается эксплуатация ТС. В частности запрещено устанавливать световые приборы, режим работы которых не отвечает основным требованиям Положения, что влечет лишение прав сроком от 6 до 12 месяцев.

Особую бдительность следует проявить водителям общественного транспорта, а также при перевозке детей, опасных и негабаритных грузов. В соответствии со ст. 12.20 кодекса КоАП на территории РФ за езду в светлое время суток с выключенными ДХО предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

Правила

Как сделать фары ангельские глазки своими руками

Установка ДХО в штатные фары своими руками, имеет некоторые особенности. В первую очередь, имеются свои юридические особенности этой доработки. Согласно техническим регламентам на автомобиль можно устанавливать только предназначенные для этой модели световые приборы. За самовольную установку не штатных световых приборов можно получить солидный штраф, а также конфискацию незаконно установленных приборов. Кроме ДХО, сюда относят подсветку днища, эквалайзер. Согласно правилам, для установки подобного оборудования, следует сделать следующие шаги:

  • Обратиться в местное ГИБДД, там вам должны выдать справку-разрешение на установку дополнительного светового оборудования. Там будет указан тип, разрешенных к установке на ваш автомобиль приборов;
  • Работа по модернизации производится в сертифицированном сервисном центре. В итоге, вы получите на руки справку о соответствии ДХО нормам;
  • Едете в ГИБДД, и фиксируете изменения.

Как сделать ДХО своими руками?

Как мы уже сказали, сделать самодельные ДХО своими руками — не особо сложная задача. Для начала следует правильно подготовиться к работам:

Инструменты и материалы

Если вы решили соорудить ДХО своими руками, то в первую очередь для того, чтобы все сделать правильно, вам потребуются фонари.

Заранее запаситесь:

  • противотуманными фонарями либо же просто подготовьте корпус от них;
  • алюминиевыми пластинами;
  • диодной лентой (цвет свечения может быть любым, но оптимальней всего выбирать белый).

Запрос вернул пустой результат.

Этапы

Чтобы сделать дневные ходовые огни своими руками с драйвером на 30% мощности от фар дальнего света, выполните следующие шаги:

Осторожно разберите противотуманные фары, их корпус должен быть целым и без повреждений. Используя строительный фен, необходимо размягчить герметик, нанесенный на стекло

Само стекло необходимо осторожно отделить от основного корпуса, для этого используйте тонкую отвертку. Если хотите сделать тонировку на самодельных фарах на 30% мощности от дальнего света с драйвером, то лучше ее сделать на этом этапе.
Выполнив эти действия, необходимо отсоединить электроцепь, планки фиксаторов, корпуса, а также самого рассеивателя.
Из тех пластинок, который вы подготовили заранее, нужно вырезать специальные подложки для диодных элементов. Непосредственно сама пластинка должна быть целой, без повреждений и следов ржавчины. С помощью герметика зафиксируйте пластины на корпусе рассеивателя, дайте им высохнуть.
Следующим этапом установки самодельных ДХО с драйвером на 30% мощности от дальнего света будет установка диодной ленты на пластинки. При этом желательно, чтобы лента была оснащена силиконовой защитой. Если вы хотите, чтобы 30% мощность от дальнего света была более яркая, то можно поставить несколько лент, в несколько рядов. В этом случае оптика будет более броской.
В соответствии со схемой лента устанавливается на герметик, далее осуществляется пайка диодов.
Далее, для монтажа ДХО-30 с драйвером соберите оптику. Нужно установить стекла для фар авто, которые вы сняли ранее. Для монтажа используйте герметик, проследите за тем, чтобы стекло было обработано четко по всему диаметру. Если этого не сделать, в будущем можно столкнуться с проблемой запотевания.
Одним из основных компонентов оптики является не драйвер, а именно рассеиватель. Вариантов сделать рассеиватель для своего авто несколько — вы можете осуществить фрезеровку стекла либо вылить его из эпоксидной смолы. Последний вариант более доступный, с его помощью сделать дневные огни для авто будет более легко (автор видео — Александр Амочкин Коломна ААК).

Как подключить ДХО

В первую очередь нужно обзавестись простым реле и ответной частью, продающихся в любом магазине автозапчастей.

Потому, что реле имеет свойство замыкать и размыкать контакты при подаче напряжения, то подключив ДХО в соответствии со схемой, приобретаем в полной мере работоспособную несколько DRL в соответствии с требованиями ГОСТа.

Схема подключения ДХО

Видео — как подключить 5-контактное реле для ДХО:

Потому, что дневные ходовые огни, как упоминалось выше, смогут воображать собой не только готовые комплекты, установленные в корпусе со особым рассеивателем, но и блоки из нескольких независимых ламп (светодиодов), то ниже представлено видео поясняющее установку для того чтобы типа DRL.

Напоследок хотелось бы подчернуть, что независимое изготовление ДХО вероятно лишь при наличии сертифицированных комплектующих, имеющих определенную ГОСТом яркость, и (при сборке из отдельных модулей как на видео выше) площадь освещения. В другом случае громадна возможность происхождения неприятностей при прохождении технического осмотра.

Статья о том, как происходит зарядка аккумулятора автомобиля от генератора — какие конкретно должны быть условия.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля (подробнее) и на что обращать внимание. Поиск запчастей по VIN номеру (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/poisk-zapchastej-po-vin-kodu-avtomobilja.html) онлайн не всегда вероятен

Поиск запчастей по VIN номеру (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/poisk-zapchastej-po-vin-kodu-avtomobilja.html) онлайн не всегда вероятен.

Видео — подключение ДХО на ВАЗ2111:

В обязательном порядке к прочтению:

  • Что такое гидроудар двигателя автомобиля и как его избежать
  • Какое масло лучше заливать в двигатель зимний период
  • Какие конкретно мужчины их классификация и водители
  • Как проверить катушку зажигания мультиметром либо способом перебора
  • Где возможно выяснить среднюю цену на машины с пробегом
  • Напряжение зарядки автомобильного аккумулятора от генератора
  • Увеличиваются штрафы за нарушение ПДД с 1 января 2012 года

https://youtube.com/watch?v=WVA-998VUA8

Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

  • В помощь автолюбителю Недавно в правила дорожного перемещения были добавлены поправки, среди которых имеется и необходимая езда с включенным светом в дневное время. Невыполнение этого…

  • Многие, кто имеет водительский стаж, знают как страшно ездить по ночам. По статистике 50% всех ДТП случаются как раз ночью, кроме того без оглядки на то, что по ночам водителей на дорогах в…

  • На первый взгляд думается, что при включенных фарах безопасность увеличивается, но по данным статистики не все так конкретно. Информация о том, что включенный днем ближний свет, снижает…

  • Не всегда удается добраться до пункта назначения засветло, а кое-какие водители собирается выезжают ночью, что бы поскорее на более пустынных дорогах добраться куда нужно. Но…

  • Работа над установкой ДХО на авто собственными руками не доставит вам громадной сложности, при нужном наличии инструмента, это займет несколько часов. Инструментов пригодятся такие как: —Шуруповёрт с…

Требования ГОСТ по установке ДХО

Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 установка и подключение ходовых огней своими руками должны производиться строго по следующим требованиям:

  • От края кузова машины до ДХО должно быть выдержано расстояние в 600 мм. Допускается уменьшение этого показателя до 400 мм, но только в случае если габаритная ширина машины составляет менее 1,3 м (пункт 6.19.4.1).
  • Расстояние от уровня грунта до световых элементов должно быть в диапазоне от 250 мм до 1500 мм (пункт 6.19.4.2).
  • ДХО должны быть направлены вперед и установлены на передней части автотранспортного средства (пункт 6.19.4.3).
  • Выдерживается определенная геометрическая видимость. Согласно пункту 6.19.5 горизонтальный угол бета должен составить 20 градусов внутрь и наружу, а альфа – 10 градусов вниз от горизонтали и вверх.

При этом определенная схема подключения ходовых огней никак не отражена в ГОСТ, соответственно тут вы вольны принимать решение самостоятельно. Однако есть маленький нюанс. Установка ходовых огней по ГОСТу подразумевает также автоматическое включение ДХО вместе с двигателем машины и выключение при работающих головных фарах. Исключением является только включение дальнего головного света на несколько секунд, для сигнализации другим водителям.

Исходя из этих требований, к выбору ходовых огней необходимо подойти внимательно.

Правовые нормы по установке ДХО

Немаловажно знать и учитывать требования по выбору и монтажу светодиодных фонарей:

  • количество светодиодных блоков должно быть не более 2 шт.;
  • запрещена установка ДХО на прицепы;
  • включение ходовых огней должно происходить автоматически;
  • блок освещения должен быть круглой или прямоугольной формы;
  • в зависимости от места размещения ДХО размер может различаться: на воздухозаборнике устанавливают приборы меньшего размера, на бампер большего;
  • светодиодные блоки должны иметь яркость 150–330 люмен, при этом количество элементов и их размер выбирается самостоятельно.

В процессе монтажа важно учесть:

  • вместо ходовых огней можно пользоваться фарами дальнего света или противотуманками;
  • особых требований к схеме подключения нет;
  • располагаться дневные огни должны на расстоянии не более 40 см от края кузова автомобиля;
  • между ДХО расстояние должно составлять не менее 60 см, а при ширине автомобиля менее 130 см его можно уменьшить до 40 см;
  • при установке ходовые огни направляют вперёд, при этом угол по горизонтали должен быть равен 20 ˚, по вертикали 10 ˚;
  • запрещается эксплуатация ходовых огней со стробоскопическим эффектом;
  • светодиоды должны загораться при запуске двигателя и гаснуть после включения головной оптики.

Стоит отметить, что самостоятельная установка ДХО разрешена и законна в соответствии с постановлением РФ№720, действие которого датируется сентябрем 2009 г

В этом случае важно не попасть под ограничения по ГОСТу, который требует сертификацию соответствия любых изменений в конструкции транспортного средства

Монтаж ДХО на автомобиль должен осуществляться с учетом действующих правил

Схемы подключения ДХО

Так как DRL можно монтировать по своему усмотрению, существует множество схем подключения, которые позволяют настроить оптику самым удобным для водителя образом. Рассмотрим самые популярные из них.

Вариант 1 (к датчикам скорости)

Данное подключение ходовых огней через реле, схема которого показана ниже, считается одним из самых простых. В этом случае ДХО будут включаться в зависимости от работы датчика скорости. Для того чтобы реализовать эту схему необходимо подключить контакты К1.1 участку цепи (в разрыв проводки) от кнопки переключения ближнего света к контакту 85. Использовать при этом можно любое реле с размыкающей парой, однако специалисты рекомендуют использовать изделие с кодом ТС.

Если вы хотите, чтобы во время стоянки при включенном двигателе работали ближние, а не габаритные огни, то контакты необходимо «запараллелить».

Вариант 2 (к датчику масла)

Еще одна схема подключения дневных ходовых огней через реле задействует датчик масла. Сразу стоит проверить, чтобы он был исправен, так как если регулятор выдает неправильную информацию о давлении жидкости, то и работа всей системы нарушится.

При таком монтаже ДХО, огни будут включаться при запуске двигателя, отключаться от габаритов. В качестве оптики, можно использовать также и ближний свет или противотуманки.

Вариант 3

Чуть сложнее будет подключить ДХО таким образом, чтобы они включались при заведении двигателя и отключались при его остановке. При этом ходовые огни будут включаться вместе с фарами ближнего света. Для этого потребуются два маломощных диода (например, 1А+КД10), которые необходимо соединить последовательно. После этого к лампочкам припаиваются провода длиной порядка 400 мм и производится их подключение. При этом не забудьте, что они полярные.

На следующем этапе:

  • Демонтируйте и разберите приборную панель машины и подключить «заготовку» к Х1 (чаще всего провод желтый).
  • Демонтируйте кнопку, через которую будет включаться оптика.
  • Вмонтируйте другой конец провода в разъем.
  • Установите кнопку обратно и проверьте ее работоспособность.

Вариант 4 (подключение ходовых огней от генератора)

Для реализации подобного проекта можно воспользоваться одной из трех схем.

Первая подойдет если задействоваться будет только ручник и мотор.

Вторая схема подключения ходовых огней от генератора потребует использования дополнительного резистора, отвечающего за отключение дневного света в момент активации габаритов или головных фар.

Третья схема позволит деактивировать ходовые огни:

  • При поднятии ручника, во время запуска ДВС или во время автоматического запуска мотора вместе с сигнализацией.
  • При включении габаритов (в этом случае необходимо чтобы фары или противотуманки работали в штатном режиме).

Грубо говоря, такой тип подключения «аннулирует» автоматический запуск ДХО одновременно с зажиганием генератора.

Полезно! Именно такая схема является «рабочей» при прохождении ГТО.

Перед тем как подключить ходовые огни от генератора, видео, приведенное в конце статьи, рекомендуется посмотреть. Дело в том, что существует не один и не два способа активации ДХО. Однако подключение будет намного проще, если вы приобрели готовый комплект ходовых огней.

Вариант 5 (подключение готового комплекта)

Чтобы не ломать голову над тем, как установить ходовые огни на автомобиль самостоятельно, проще всего купить готовый блоки управления, для автоматического отключения и включения ДХО. Для установки этого модуля необходимо:

  • Подсоединить черный провод на минус аккумулятора, а красный – на плюс.
  • Оранжевый провод (если он идет в комплекте) необходимо подключить к «габариткам» или ближнему свету. Если провод не подключен, то огни не будут деактивироваться при включении ближнего света или габаритных огней.

После установки ДХО по любой из описанных выше схем необходимо проверить, чтобы установленные элементы работали правильно. Для этого заведите двигатель и посмотрите, функционирует ли лампочка на панели управления, активируются ли ходовые огни и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector