Маркировка и классификация автомобильных аккумуляторов
Содержание:
- Разновидности батарей по материалам
- Основные технические характеристики аккумуляторов
- Маркировка отечественных АКБ
- Конструкция автомобильного аккумулятора
- Что такое АКБ в машине?
- Япония
- Где находится маркировка на аккумуляторе
- Устройство корпуса
- Для чего нужно знать маркировку аккумулятора
- Европейские страны
- Основные стандарты маркировки
- Устройство аккумуляторной батареи
- Полезные советы автомобилисту
- Расшифровка в длинном коде
- Где нанесена дата выпуска на аккумуляторе
- Маркировка автомобильных аккумуляторов европейского производства
- Назначение аккумулятора в автомобиле
- Типы аккумуляторных батареек и разница между ними
Разновидности батарей по материалам
Аккумуляторы для автомобилей бывают разных типов:
- Сурьмянистые. В нем есть 5% сурьмы. Он считается устаревшим видом сегодня, так как современные аккумуляторы содержат меньше сурьмы. Такие АКБ сохранились в разных источниках тока.
- Малосурьмянистые. Чтобы снизить испарение воды из электролита, первый вид аккумуляторов заменили малосурьмянистыми. Эти АКБ имеют менее 5% сурьмы. Они во многом смогли решить проблему доливки воды. Но они тоже нуждаются в обслуживании, так как потери воды все равно есть. Когда говорят, что их не надо обслуживать, это просто реклама. По словам специалистов, такой вид лучше подходит для легковых автомобилей.
- Кальциевые. В таких современных АКБ стали использовать кальций вместо воды. На этих моделях есть маркировка, которая говорит о содержании кальция в положительных и отрицательных электродах. В современных кальциевых аккумуляторах не существует потеря воды. Если сравнить его с сурьмянистыми аккумуляторами, можно сказать, что саморазряд у этого вида меньше 70%. Вот почему они дольше работают по сравнению с другими. Цена таких батарей выше, чем малосурьмянистых. Такие аккумуляторы встречаются на иномарках. Во время использования не надо допускать глубокого разряда батареи.
- Гибридные и гелиевые. На них есть маркировка Ca +. Они производятся по нескольким технологиям. Есть варианты гибридных аккумуляторов, в содержании которых есть сурьма. Создатели этого вида попытались собрать положительные стороны всех батарей. Но результат получился средним. Среди разновидностей гелиевых батарей, есть такой тип, который выпускают по технологии AMG и GEL.
- Щелочные. Здесь используется щелочь, а не кислота. Есть довольно много видов щелочных батарей. Они редко могут использоваться в автомобилях. В основном их применяют в складской технике. Во время реакции таких АКБ электролит не расходуется.
- Литий-ионные. Такие батареи используются как дополнительный источник тока. Здесь ионы лития являются носителями тока. Один из наиболее популярных видов аккумуляторных батарей для автомобиля.
Основные технические характеристики аккумуляторов
Номинальная емкость аккумулятора
Номинальная емкость элемента – способность накапливать и отдавать электроэнергию постоянного тока, определяет время автономной работы ИБП. Емкость электрического аккумулятора показывает время питания подключенной к нему нагрузки.
Емкость всегда указывается на корпусе АКБ, а также на упаковке, ведь именно по этому критерию большинство пользователей выбирают нужную модель.
Пусковой ток
Величину, характеризующую параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла, принято считать пусковым током. Пусковой ток или стартерный возникает в момент, когда в замке зажигания поворачивается ключ и начинает проворачиваться стартер. Единица измерения величины – Ампер. Он же ток холодной прокрутки является показателем, как аккумулятор поведет себя в морозную погоду и сможет запустить двигатель при минусовых показателях. Определяется мощностью тока, которую батарея может выдать в течение первых 30 секунд при температуре -18°С. При высоких показателях пускового тока увеличиваются шансы завести машину при минусовой температуре.
Полярность
Порядок расположения на крышке аккумулятора присоединительных клемм, которые являются токовыводящими соединительными элементами, называется полярностью. Полюса всего два – положительный и отрицательный, вариантов расположения – прямое и обратное.
Прямая полярность – отечественная разработка. Чтобы ее определить, нужно повернуть аккумулятор таким образом, чтобы этикетка была перед глазами. При расположении плюсовой клеммы слева, а минусовой справа, можно утверждать, что акб с прямой полярностью. На иномарках устанавливаются аккумуляторные батареи обратной полярности.
Прямая, обратная полярность
Исполнение корпуса
Корпус большинства аккумуляторов состоит из ударопрочного полипропилена, который характеризуется как материал легкий, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен довольно стоек к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Традиционно появились американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота от 17,5 до 19 сантиметров. У азиатских этот показатель немного выше, до 22 сантиметров за счет верхнего расположения электродов
Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать замыкания при случайном касании токоотводами металлических частей кузова
У АКБ с европейским типом корпуса клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. Иногда клеммы дополнительно защищены от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке, верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора. Какую клемму снимать с аккумулятора первой читайте здесь.
Российский стандарт акб
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты
Тип и размер клемм
Распространены аккумуляторы с клеммами трех разных стандартов: тип Euro – Type 1, и Asia –Type 3, «под болт» – американский стандарт. В типе Euro плюсовая клемма имеет диаметр 19,5 мм, минусовая клемма – 17,9 мм. В типе Asia клемма плюс имеет диаметр 12,7 мм, клемма минусовая – 11,1 мм. Клеммы «под болт» находятся на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой.
Американский стандарт
Маркировка отечественных АКБ
При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 53165-2008. Схема маркировки следующая:
Маркировка автомобильных аккумуляторов отечественных производителей
Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.
Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.
В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.
Конструкция автомобильного аккумулятора
С точки зрения конструкции АКБ автомобиля представляет собой набор элементов, электрически соединенных друг с другом и закрытых в отдельных ячейках внутри корпуса. Крайние ячейки имеют так называемые «полюсные наконечники». Это выводы в форме усеченных конусов, которые чаще всего имеют одинаковую высоту, но различный диаметр. Впрочем, их размеры не всегда соответствуют заданным параметрам, это необязательное требование для автомобильных АКБ.
Один из выводов аккумулятора имеет положительный знак (+), а другой отрицательный (-). Они используются для подключения аккумулятора к электрической цепи авто. Подключение к машине происходит с помощью проводов, имеющих с одной стороны специальную клемму (зажим). Их нужно просто надеть и зажать на полюсных выводах АКБ.
В конструкции аккумулятора можно выделить несколько основных элементов, из которых он состоит:
- Корпус АКБ;
- Ячейка;
- Сепаратор;
- Решетка;
- Положительная и отрицательная пластина;
- Электролит.
Ниже постараемся кратко описать каждый из них.
Корпус аккумуляторной батареи – это блок, используемый для установки и герметичного размещения в нем пластин. Изготавливают его из кислотостойкого материала, чаще всего полипропилена или эбонита.
Ячейка – это набор соединенных между собой положительных или отрицательных пластин, разделенных сепараторами. Плюсовые и минусовые пластины сгруппированы в отдельные ячейки. Каждое из них вырабатывает напряжение 2,13 вольт.
Наиболее распространенные АКБ, которые используются в машинах, характеризуются напряжением порядка 12 В. Для того, чтобы аккумулятор соответствовал этому требованию, необходимо последовательно подключить определенное количество этих ячеек. Так, например, 3 параллельно соединенных друг с другом элемента будут давать напряжение 6 вольт. При подключении 6 таких ячеек мы получим приблизительное напряжение аккумулятора в 12 В.
Сепаратор – это элемент, предотвращающий контакт между минусовыми и положительными пластинами. В противном случае может произойти короткое замыкание. Поверхность сепаратора пористая, сделано это для того, чтобы поток тока протекал с наименьшим сопротивлением.
Решетка – как для положительных, так и отрицательных пластинок выполняет одну и ту же роль, а именно структурного каркаса и проводника электрического тока. Чтобы максимально использовать доступную энергию и в то же время уменьшить общую массу АКБ, в современные батареи устанавливают очень тонкие решетки.
Положительные / отрицательные пластины. Плюсовая пластина после зарядки становится коричневой, тогда как минусовая – серой. Эти элементы, погруженные в раствор, вызывают химическую реакцию, результатом которой является электричество.
Электролит. В большинстве автомобилей используются свинцово-кислотные аккумуляторы. В качестве электролита в таких АКБ применяют раствор серной кислоты. Положительные и отрицательные свинцовые элементы погружаются в серный раствор, называемый электролитом. Он осуществляет активацию активного материала пластины и проводит между ними ток.
Нами была рассмотрена упрощенная конструкция автомобильной батареи. В зависимости от производителя могут встречаться некоторые незначительные различия в устройстве, но обычно именно они определяют качество, долговечность и условия эксплуатации аккумулятора. Разобравшись с вопросом, что такое АКБ в машине и из чего состоит, стоит рассказать о том, как правильно батарея должна устанавливаться и обслуживаться.
Подробнее об устройстве АКБ, принципе работы, маркировках автомобильных аккумуляторов и как подобрать батарею для автомобиля можете узнать, просмотрев следующее видео:
Что такое АКБ в машине?
Расшифровка АКБ в зависимости от сферы деятельности может иметь несколько обозначений. Но если речь идет о технике, то это не что иное, как сокращенное название аккумулятора. Более точная расшифровка АКБ — это аккумуляторная батарея. В еще более конкретном плане, когда в качестве технике имеется в виду автомобиль, то данное обозначение можно смело расшифровать как автомобильная аккумуляторная батарея.
Аккумулятор представляет собой обратимый электрохимический источник тока. Другими словами, АКБ – это устройство, предназначенное для сбора и последующего извлечения из него электричества. А каждая фаза его работы связана с химическими реакциями, происходящими внутри корпуса батареи.
Япония
Маркировка АКБ из Японии.
В Японии присутствует свой стандарт JIS. В данном стандарте предусмотрено 4 показателя.
Опять же давайте разберем на примере. Вот стандартное обозначение Японского АКБ — 55D23R.
Первые две цифры (55) указывают показатели емкости АКБ и ее пусковой ток, это своеобразный коэффициент и его нельзя расценивать как чистая емкость АКБ, как многие считают.
Второй показатель в виде букв от А до Н (в нашем случае D). Указывает нам на размеры батареи и конструкцию изготовления ее клемм.
Третий показатель (23) указывает на длину батареи в сантиметрах. В нашем случае длина АКБ 23 сантиметра.
Следующий, последний показатель, указывает, где расположена отрицательная клемма. Если буква R, то клемма расположена справа (как в нашем случае), если буква L, то клемма находится слева.
Более подробно разобраться в обозначении Японских АКБ, вы сможете, изучив таблицу.
Учитывая то, что в мире производителей аккумуляторных батарей очень много, и они привязаны к определенным странам, в которых существуют свои собственные стандарты, маркировка АКБ может содержать в себе довольно запутанные обозначение.
Данные обозначения порой не понятные не только многим автолюбителям, но и людям, которые уже долгие годы работают в данной сфере.
Поэтому я надеюсь, что статья Маркировка АКБ оказалась для Вас полезной и информативной.
Как не ошибиться при выборе аккумулятора, видео от НТВ.
Где находится маркировка на аккумуляторе
Чтобы узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, потребуется ознакомиться с его маркировкой. Но найти ее не всегда просто.
Большая часть производителей автомобильных батарей маркируют аккумуляторы по длинной стороне сверху. Некоторые отдают предпочтение размещению маркировки неподалеку от положительной клеммы.
Реже аккумуляторы маркируются на короткой боковине, и практически не встретить современные батареи, у которых метка стояла бы на днище или торце.
Обратите внимание: Чтобы найти маркировку на аккумуляторе, необходимо его внимательно осмотреть. Чаще всего метка хорошо видна, ее не стараются «спрятать от глаз»
Если вы не можете найти маркировку на аккумуляторе, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете, чтобы узнать, где обычно производитель интересующей вас батареи маркирует свои продукты.
Устройство корпуса
У большинства аккумуляторов корпус состоит из ударопрочного полипропилена. Он характеризуется как легкий материал, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен имеет весьма хорошую стойкость к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, где нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Известными типами аккумуляторов, обладающих спросом являются: американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейский тип корпуса характерен тем, что АКБ клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. В некоторых случаях клеммы дополнительно защищаются от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке. Верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора.
Российский стандарт АКБ
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Аккумулятор (АКБ) ALPHALINE 60 Ач
Тип крепления аккумулятора
Особое внимание при выборе АКБ следует уделять типу крепления АКБ, при котором батарея может крепиться снизу или сверху. С помощью специальной монтажной рамки, которая охватывает аккумулятор, элемент крепится вверху
Крепление аккумулятора происходит с помощью планки и двух шпилек. Чаще всего такой вид установки и фиксации аккумуляторной батареи встречается на автомобилях китайского или корейского производства.
Тип крепления на АКБ
Нижнее крепление применимо на европейских автомобилях. На нижней части корпуса АКБ находится выступ. За этот выступ аккумулятор прижимается к платформе с помощью пластины и винта.
Выступ для фиксации АКБ
Для чего нужно знать маркировку аккумулятора
Каждый автомобильный аккумулятор, вне зависимости от марки и мощности изделия, имеет определённые показатели саморазряда. При длительном хранении количество электроэнергии может значительно уменьшится, что приведёт к образованию оксидной плёнки на внутренних пластинах изделия.
Сульфатный слой имеет очень большие показатели электрического сопротивления, поэтому будет являться эффективной преградой на пути накопления и отдачи электрического тока. Чем больше прошло времени с момента изготовления аккумулятора, тем толще будет «барьер».
Это правило справедливо для любого типа АКБ, но если обычная кислотная батарея существенно потеряет в ёмкости уже после 6 месяцев предпродажного хранения, то современные виды химических источников тока способны размещаться на складе или на прилавке магазина без потерь в течение полутора лет.
К таким изделиям относятся гелевые, кальциевые и гибридные аккумуляторы. Входящие в состав решёток таких АКБ легирующие элементы способны значительно снизить эффект окисления, по этой причине срок эффективной эксплуатации может достигать 10 и более лет.
Получение точной информации о дате выпуска и типе химического источника электроэнергии позволит принять правильное решение ещё до момента покупки нового аккумулятора. Чтобы не возникло затруднения с поиском информации необходимо точно знать расположения кода на корпусе элемента питания.
Европейские страны
Давайте теперь рассмотрим маркировку аккумуляторной батареи, которая свойственна для большинства Европейских стран. Так как на нашем рынке таких батарей предостаточно, то я думаю, это будет полезной информацией для вас.
Маркировка АКБ для большинства Европейских стран представляет из себя пятизначный или девятизначный специальный код.
Первый код пришел в эти страны из Германии, и соответствует немецкому стандарту DIN. Второй код маркировки АКБ соответствует международному стандарту ETN. Пример кода стандарта DIN – 570 20. Пример кода в соответствии с международным стандартом – 570 060 044.
Теперь разберем эти коды поподробнее, так как данные маркировки по сложнее наших и в них очень просто запутаться.
Показатели первых 3-х цифр, что в стандарте DIN, что в стандарте ETN одинаковое. Оно указывает на напряжение и емкость аккумуляторных батарей.
Для каждого типа АКБ с разными показателями напряжения это цифры будут отличаться.
К примеру, берем 6 вольтовое АКБ. Для данного типа батареи существует предел первых трех цифр от 001 до 499, которые указывают на ее емкость в А-ч.
Берем более популярные батареи на 12 вольт. Что бы узнать их емкость нужно отнять число 500 от чисел в пределах от 501 до 799.
В итоге если 1-я цифра в маркировки равна пяти, то батарея имеет емкость в пределах от 1 до 99 А-ч, если цифра 6 то приделы уже составляют от 100 до 199 А-ч, а если стоит цифра 7, то от 200 до 290 А-ч.
Дальнейшая маркировка АКБ в виде двух последних цифр по DIN (20) и 2-я тройка цифр по ETN (060), показывает тип полюсных выводов и их размеры. А так же тип газоотвода, присутствие ручек для переноски, тип крепежных элементов и их конструкцию, тип крышки, стойкость АКБ к вибрации.
Последние 3 цифры в маркировки АКБ по ETN десятую часть показателя тока холодной прокрутки двигателя. Допустим в нашем примере этот показатель равен 044, умножаем на 10 и получаем ток холодной прокрутки равным 440 А, (обозначается как I).
Если пересчета тока холодной прокрутки из стандарта по DIN в стандарт ETN, существует своеобразная формула: 1,7 : I (величина тока) по ETN = 1,7 x I (величина тока) по DIN.
В такой маркировки АКБ тяжело разобраться не опытному человеку, поэтому если вы решили приобрести батарею от Европейских производителей, то перед покупкой посоветуйтесь с специалистом, да и представители от автомагазинов могут дать дельные советы.
Пример.
Основные стандарты маркировки
Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.
Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.
Отечественные батареи
В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».
Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:
- А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
- Б – тип АКБ;
- С – емкость прибора;
- Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.
Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.
Она содержит шесть элементов питания (банок).
Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
- А – общая крышка;
- П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
- З – батарея залита и заряжена.
Европейский стандарт
Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.
В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).
В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.
Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.
Американский и азиатский стандарты
Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.
Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:
- Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
- Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
- Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
- Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.
Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:
Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.
Расшифровывается она следующим образом:
- Буква обозначает тип батареи.
- Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
- Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.
Устройство аккумуляторной батареи
В аккумуляторной батарее происходит преобразование химической энергии в электрическую. Химия в том, что взяли и поместили в раствор серной кислоты две пластины, состоящие из свинца, и на пластинах сделали выводы (рисунок 10.1). Подсоединили к выводам два провода от генератора, начали вращать его, чтобы тот выделял электрический ток и зарядили АКБ (пока аккумулятор заряжается, он является потребителем тока). В данном случае электрическая энергия преобразовалась в химическую – аккумулятор зарядился. Отсоединили от выводов генератор и подсоединили, например, лампочку, и она загорелась! Потому что начался процесс преобразования химической энергии в электрическую. Прелесть данной конструкции в том, что процессы зарядки и разрядки можно производить многократно. И если соблюдать основные, довольно несложные, правила эксплуатации АКБ, она может прослужить долгое время.
Простейший аккумулятор состоит из двух пластин, помещенных в корпус (его еще называют банкой), этот корпус заполнен раствором серной кислоты (который называется электролитом) и закрыт сверху крышкой. В крышке имеются отверстия, через которые выведены по два вывода от каждой из пластин (положительный и отрицательный).
Рисунок 10.1 Принцип работы аккумуляторной батареи.
Любая АКБ состоит из нескольких (чаще шести) простейших батарей, описанных выше. Почему именно шести? Бортовая сеть автомобиля рассчитана на 12 вольт, а значит и аккумуляторная батарея должна выдавать столько же. Ввиду своих габаритных размеров одна банка (две пластины) обеспечивает напряжение приблизительно в 2 вольта. Для получения 12 вольт положительные и отрицательные пластины соединяют последовательно и делают два общих вывода – положительный и отрицательный (смотрите рисунок 10.2).
Примечание
Аккумуляторная батарея должна иметь такие габаритные размеры, чтобы оптимально вписаться в ограниченное пространство моторного отсека автомобиля.
Рисунок 10.2 Устройство аккумуляторной батареи.
На многих современных автомобилях для предотвращения кражи головного модуля аудиосистемы существует своеобразная защита, которая блокирует аудиомагнитолу после отключения отрицательной клеммы от аккумуляторной батареи. Чтобы магнитола заработала, в нее необходимо ввести определенный код – ключ. Если вы приобретаете новый автомобиль, данный код вам вручат в салоне, если покупаете машину с рук, необходимо уточнить у владельца наличие такого кода.
Примечание
Стоит помнить, что в некоторых современных автомобилях после отключения АКБ и повторного подключения бортовой компьютер может вывести сообщение об ошибке, которое можно сбросить с помощью специализированного оборудования на СТО.
Полезные советы автомобилисту
Не секрет, что все важные узлы автомобиля нуждаются в периодической проверке работоспособности и тщательном обслуживании, и аккумуляторные батареи — не исключение. Время от времени их нужно приводить в надлежащее состояние и тщательно обслуживать. Как известно, все АКБ осуществляют постоянную разрядку и зарядку, при этом разрядка осуществляется при запуске силовой установки и нуждается в больших усилиях и отдаче электроэнергии.
Если машина не способна завестись с первого раза, то источник питания может терять около 50 процентов заряда на заведение с 4−5-го раза. С приходом холодов нагрузка на аккумулятор возрастает в несколько раз, что объясняется соответствующими климатическими условиями. Чтобы избежать быстрого износа аккумулятора, нужно знать о том, как обслуживать и хранить его в зимний период.
Если на улице начинает идти снег, большинство автомобилистов загоняют машину в гараж и не достают ее оттуда, вплоть до весны
Чтобы батарея смогла перенести такой холод, важно немного позаботиться о ней. Кто-то забирает АКБ непосредственно в дом, помещая ее в теплый чулан, а кто-то попросту оставляет все как есть
Однако это неправильное решение, из-за которого аккумулятор может серьезно пострадать.
Чтобы не допустить подобного хода событий, нужно правильно демонтировать деталь с машины, а затем разрядить ее до нулевого уровня. По приходу весны осуществляется полная зарядка батареи, а также зачистка выводов с помощью наждачной бумаги, что избавит конструкцию от застарелой окиси.
Перед первым запуском опытные автомобилисты промывают емкость с жидким электролитом. Такая процедура по-особому актуальна для владельцев старых аккумуляторов.
Соблюдение полезных рекомендаций позволит продлить срок службы узла и наслаждаться бесперебойной работой АКБ в течение длительного времени.
Расшифровка в длинном коде
Кодировка, которая широко распространена среди компаний, занимающихся изготовлением автомобильных АКБ, содержит 9 или 10 чисел. Они разделены на 2 группы. Первая группа включает в себя 4 числа, а вторая — 5 или 6.
Проиллюстрируем это на примере 1222 345678, где:
- «1» — заводская линия №1.
- «222» — собственный код, присвоенный данной партии.
- «3» — последняя цифра года изготовления.
- «4» — 1 или 2 полугодие.
- «5» — месяц в полугодии. Для 1 полугодия приняты следующие маркировки: 1 — январь, 2 — февраль, 3 — март, 4 — апрель, 5 — май, 6 — июнь. Для 2 полугодия: 1 — июль…6 — декабрь.
- «6,7» — дата выпуска. Может содержать 1 или 2 числа.
- «8» — бригада, которая изготовила батарею. Ее номер также может быть двузначным.
Исходя из указанной инструкции достаточно легко определить год, месяц и число изготовления АКБ. Возьмем в качестве примера данные: 3354 823515. Интерпретация обозначения выглядит следующим образом: 3 — поточная линия №3, 354 — номер партии, 2018 г., 2 полугодие, 3 месяц — сентябрь, 5 — число. Бригада — 15.
Таким образом аккумулятор произведен 5 сентября 2018 г.
Российские компании наряду с длинными кодировками используют более простой шестизначный код. Он расшифровывается интуитивно. Например: 052017. Это означает, что батарея была произведена в мае 2017 г. Такая маркировочная надпись не содержит информации о дне изготовления.
Где нанесена дата выпуска на аккумуляторе
Последовательность чисел, содержащая нужные данные, расположена в определенных местах, где она хорошо видна. Это верхняя панель или крышка аккумулятора, на которую выведены клеммы. Код нанесен вдоль более длинной кромки методом штамповки. Другое место, где может быть выбита надпись, располагается возле плюсовой клеммы батареи. Нередко производители помещают код на наклейке. Она может находиться сверху или на боковой грани АКБ.
Допускается печать надписи вдоль короткой грани крышки. Но это встречается достаточно редко. И не нужно искать код на днище. Там его не может быть.
Чтобы определить, когда был сделан аккумулятор, нужно внимательно посмотреть на обозначенные места и найти закодированную информацию.
Маркировка автомобильных аккумуляторов европейского производства
На АКБ брендов «Varta», «Bocsh» используется маркировка, состоящая из 11 символов. Дата выпуска аккумулятора закодирована в 4–6 цифрах. Так, четвёртая цифра обозначает год выпуска, 5–6 – код месяца, угадать который невозможно (скажем, 17–20 обозначают январь–апрель, 53–60 – май–декабрь).
Остальные производители придерживаются стандарта DIN (пятисимвольная маркировка) или стандарта FLT (девятисимвольное обозначение). В обоих стандартах первые три цифры – это ёмкость с вычетом 500, но кодировка года и месяца изготовления не предусмотрена – она указывается либо на этикетке, либо на корпусе.
Назначение аккумулятора в автомобиле
Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.
Автомобильный аккумулятор
Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:
- Подача электроэнергии на . Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
- Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
- Автономное питание бортовой сети автомобиля.
Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.
Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа
С аккумулятором следует обращаться осторожно
Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.
Типы аккумуляторных батареек и разница между ними
То, что существует несколько типов аккумуляторов, мы выяснили. Но чем они отличаются друг от друга? Главное отличие – выходное напряжение, и это мы тоже выяснили. Если мы решили заменить, скажем, никель-кадмиевые элементы (1.2 В) никель цинковыми (1.6 В), то придется выяснить, не сгорит ли устройство, которое будет питаться повышенным напряжением. Ведь если, к примеру, в кассете питания устройства заменить три Ni-Cd аккумулятора на три Ni-Zn, то выходное напряжение подскочит с 3.6 до 4.8 В!
Пойдем дальше. Некоторые типы аккумуляторов, к примеру, Ni-Cd и Ni-MH имеют так называемый «эффект памяти». Если их периодически не «гонять», делая полную зарядку и полную разрядку, то элементы «обленятся» и потеряют электрическую емкость. Литиевые же источники тока такого недостатка не имеют.
Отношение электрической емкости к размерам. К примеру, литиевый источник питания по размерам будет в 3-4 раза меньше никель-железо-фосфатного той же электрической емкости. С другой стороны, литиевые батарейки не терпят перезаряда и при перегреве весьма пожароопасны.
Прежде чем выбрать тот или иной тип перезаряжаемых элементов (тем более на замену), необходимо не только учесть все упомянутые особенности, но и выяснить, как и чем мы будем заряжать свой новый источник тока. Ведь очевидно, что зарядное устройство, предназначенное для обслуживания, скажем, литиевых батарей, не подойдет для зарядки никель-цинковых, и наоборот.
Вот мы и разобрались в отличиях обычных батареек от перезаряжаемых источников тока. Теперь нам достаточно одного взгляда, чтобы точно определить, что за элемент питания мы держим в руках.
Читайте далее:
Чем отличаются пальчиковые и мизинчиковые батарейки (ААА и АА)
Рейтинг лучших пальчиковых аккумуляторных батареек
Как заряжать пальчиковые батарейки в домашних условиях
Какие пальчиковые батарейки самые лучшие
Какие бывают батарейки и их маркировка