Что такое плотность антифриза и как её проверить своими руками
Содержание:
- От чего зависит плотность антифриза
- Как правильно доливать антифриз?
- Какую плотность антифриза считать нормальной
- Методы проверки
- Как определить поддельный антифриз
- Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости
- Romanuss1 › Блог › Плотность антифриза. Как проверить и какая должна быть? Пару слов про ТОСОЛ
- Причины проверки
- Когда следует менять антифриз?
- Можно ли смешать тосол с антифризом
- Как проверить плотность охлаждающей жидкости
- Антифриз уходит из расширительного бачка: основные причины
- Состав тосола
- Проверка антифриза содой
- 2 Проверяем плотность охлаждающей жидкости
От чего зависит плотность антифриза
Многие водители знают, что в продаже можно найти концентрат антифриза, разбавив который дистиллированной водой, удастся получить охлаждающую жидкость для двигателя. Данный концентрат является этиленгликолем, то есть двухатомным спиртом. Именно от массовых долей этиленгликоля (спирта), кислот и воды зависит плотность антифриза.
Естественно, современный антифриз является более сложной жидкостью, нежели просто смесь спирта с водой. В него также добавляют целый ряд компонентов: присадки, красители, поверхностно-активные вещества, отдушки и прочее. Несмотря на это, основная часть антифриза состоит именно из спирта и воды, а на различные добавки приходится не более 5%, соответственно, они практически не влияют на итоговую плотность охлаждающей жидкости.
Как правильно доливать антифриз?
Сразу надо разграничить форматы долива и полного наполнения системы новым антифризом. Именно доливать жидкость следует лишь в крайних случаях, так как вопрос совместимости составов разных типов очень важен. Так, многие неопытные автомобилисты по ошибке сочетают антифризы одинакового цвета, полагая что схожесть оттенка также указывает на родство эксплуатационных качеств. На деле же цветовая фактура никак не отражает характеристики состава – под тем же красным цветом могут выпускаться смеси с разными наборами присадок и модификаторов. Но как проверять антифриз на соответствие уже залитому составу? Способ один – только посредством детального анализа данных о смеси в документации, и то – даже принадлежность к одной группе не даст гарантии благоприятного рабочего эффекта. Что же касается полной замены, то в этом случае после промывки антифриз заливается при высокой температуре. И после наполнения следует оставить двигатель в работе на некоторое время, что позволит жидкости равномерно распределиться по всем контурам, вытесняя воздушные пузыри.
Какую плотность антифриза считать нормальной
Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.
Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см3. Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию
Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см3 и 1,104 г/см3. Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см3, поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле
Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.
Методы проверки
Есть несколько вариантов, как можно проверить плотность у антифриза своими руками. Причём такие процедуры легко выполнить в домашних или гаражных условиях.
Перед тем как измерить текущую плотность антифриза, следует определиться с используемым способом. Каждый из них предполагает наличие определённых приспособлений.
Чтобы проверить актуальную плотность антифриза в домашних условиях, можно воспользоваться:
- ареометром;
- рефрактометром;
- народными методами.
При таких измерениях плотности у антифриза автомобилист узнает текущее состояние жидкости и примет решение о дальнейших действиях с ней.
Ареометр
Проще всего проверить текущую плотность залитого или купленного антифриза именно ареометром.
Это доступный прибор для измерения, чётко отражающий значения плотности автомобильного антифриза. Приобрести его можно в любом магазине автозапчастей. Покупка обойдётся в крайне скромную сумму.
Теперь коротко о том, как можно замерить плотность у антифриза с помощью обычного ареометра:
- возьмите прибор в руку;
- погрузите его в ёмкость с жидкостью;
- с помощью груши наберите немного вещества в колбу;
- посмотрите на деление ареометра.
Именно по шкале легко определить актуальную для антифриза текущую плотность.
Если будет холодно или жарко, тогда данные будут некорректными.
Рефрактометр
Есть ещё один вариант, как можно замерить плотность антифриза с помощью специального рефрактометра.
Он прекрасно отображает плотность как зелёного антифриза, так и красного, к примеру. Цвет здесь не играет особой роли, поскольку на плотность антифриза это не влияет.
Чтобы проверить текущую плотность у антифриза, с охлаждающей жидкостью и измерительным прибором следует выполнить такие манипуляции:
- используя винт, расположенный под колпачком устройства, вывести разделительную метку на ноль по воде;
- накапать небольшое количество жидкости на призму;
- навести окуляром резкость;
- считать показания.
Использовать девайс предельно просто. Плюс точность измерений заметно выше. Проблема лишь в том, что далеко не каждый автолюбитель готов тратить такие деньги.
Народный способ
В некоторых случаях проводится проверка параметров плотности у антифриза простым народным способом.
Фактически здесь есть 2 варианта:
- воспользоваться морозилкой;
- оставить ОЖ на улице.
Эксперимент предельно простой. Смысл в том, чтобы взять небольшое количество ОЖ, налить в ёмкость и подвергнуть воздействию низких температур. Если это улица, просто используйте наружный градусник, чтобы точно знать текущую температуру. В морозильных камерах современной бытовой техники есть регулятор.
Тем самым удастся понять, при какой температуре состав кристаллизуется и сколько градусов ниже нуля может выдержать.
Нормальные показатели
Очень важно знать о показателях нормальной плотности антифриза, чтобы отталкиваться от этих значений и делать выводы по результатам измерений. Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться
Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой
Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться. Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой.
Чтобы определить должный уровень, поможет специальная таблица. Она отражает плотность антифриза, такого как G11 или G12, к примеру.
Изготовители жидкостей охлаждения в большинстве своём выпускают составы, плотность которых варьируется в пределах от 1,069 до 1,072 г/см³. Это самый популярный диапазон, позволяющий жидкости не кристаллизоваться до температуры -40 градусов Цельсия.
Но если концентрация будет выше или ниже нормы, тогда есть вероятность замерзания уже при 10–20 градусах Цельсия ниже нуля.
Самым удобным способом считается использование информационной таблицы. Сравнивая параметры, полученные в результате тестирования, с данными из таблицы, можно понять, при какой температуре используемая охлаждающая жидкость замёрзнет.
Содержание этиленгликоля, % | Плотность ОЖ, г/см3 | Температура замерзания, -С |
97,8 | 1,112 | 20 |
93,0 | 1,110 | 30 |
85,4 | 1,104 | 40 |
78,4 | 1,098 | 50 |
72,1 | 1,092 | 60 |
65,3 | 1,086 | 65 |
63,1 | 1,083 | 60 |
58,0 | 1,078 | 50 |
52,6 | 1,071 | 40 |
45,6 | 1,063 | 30 |
36,4 | 1,051 | 20 |
26,4 | 1,034 | 10 |
Как определить поддельный антифриз
При покупке определить «неправильный» антифриз практически невозможно, даже с помощью ареометра. В последнее время мошенники активно используют для разбавления с водой и создания «антифриза» кислоты, сахар, соль, вместо необходимого этиленгликоля. Соответственно, при измерении таких смесей ареометром, их плотность будет находиться на правильном уровне.
Проблема в том, что поддельный антифриз, в отличие от настоящего, быстрее теряет свойства во время работы. То есть, достаточно ему несколько недель поработать в цикле охлаждающей жидкости – постоянно нагреваясь и охлаждаясь, и он придет в негодность.
Чтобы убедиться в качестве антифриза, нужно изначально проверить его ареометром. Если показатель нормальный, жидкость можно залить в автомобиль и проездить на ней неделю. Через неделю нужно забрать ареометром из радиатора жидкость на анализ плотности:
- Если показатель не изменился — все нормально;
- Если изменился незначительно – повторите проверку через неделю;
- Если изменился сильно, нужно слить антифриз и залить новый.
Эксплуатация автомобиля на поддельной охлаждающей жидкости быстро приведет двигатель машины к выходу из строя.
(443 голос., средний: 4,51 из 5)
Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости
Выбрав и купив незамерзающую жидкость для системы охлаждения, каждому автолюбителю хочется, чтобы она действительно обладала заявленными на этикетке свойствами. Согласно последним исследованиям, доля фальсификата на рынке незамерзающих жидкостей составляет от 40 до 50%. Несмотря на симпатичную пластмассовую тару и аккуратно выполненные наклейки на ней, внутри может находится жидкость, лишь отдаленно напоминающая отечественный тосол или заграничный антифриз.
Где гарантия, что внутри канистры не подкрашенная вода, приправленная аккумуляторным электролитом или бодяга с добавлением сахара или соли?
Чем опасна подделка
Что происходит с тосолом (или антифризом), залитым в систему охлаждения, когда его температура снижается до значения (например, -40 0 С) , указанного на упаковке? Происходит его кристаллизация и антифриз теряет свою текучесть, превращаясь в некое подобие желе.
При этом он не увеличивается в объеме, следовательно не давит на внутренние стенки радиатора и «рубашки» системы охлаждения.
Совсем иная картина, если вместо незамерзающей жидкости в системе охлаждения находится фальсификат, изготовленный из обыкновенной воды. Достигнув нулевой температуры, вода замерзает, заметно увеличиваясь в объеме, а поскольку система охлаждения является условно герметичной, образовавшийся лед попросту раздавливает и разрывает каналы радиатора, водяной насос и блок цилиндров двигателя.
Даже в случае, если в составе поддельного тосола все же присутствует какая-то часть этиленгликоля и он с понижением температуры не замерзает, а кристаллизуется, вряд ли фальсификаторы утруждали себя добавлением в его состав специальных антикоррозионных присадок, обволакивающих незамерзающую жидкость защитной пленкой.
Следовательно, агрессивная жидкость, которой является смесь воды и спирта, начнет незамедлительно разъедать детали системы охлаждения двигателя. Вряд ли двигатель выдержит хотя бы один сезон эксплуатации в таких условиях.
Проверить наличие защитных присадок в домашних условиях практически невозможно, а вот узнать, справится ли незамерзающая жидкость с холодами, под силу каждому.
Лакмусовая бумага
Смочив лакмусовую бумажку охлаждающей жидкостью, качество которой необходимо определить, а затем сравнив приобретенный ею цвет со специальной цветовой шкалой, не составит труда с достаточной точностью определить ее pH.
Если же такой шкалы нет – не беда, приблизительный кислотно-щелочной баланс тосола можно определить и «на глаз». Окрашивание лакмуса в розовый цвет укажет на то, что в тестируемой жидкости избыток кислоты (рН находится в пределах от 1 до 5), а это – прямое свидетельство фальсификата.
Синий цвет лакмусовой бумаги засвидетельствует ярко выраженную щелочную среду с рН > 10, следовательно такой тосол или антифриз тоже является подделкой, притом отвратительного качества.
Если же лакмус окрасился в зеленый цвет, знайте – перед вами тосол приличного качества с кислотно-щелочным балансом рН в пределах от 7 до 9.
Ареометр
Кроме измерения плотности электролита, современными аэрометрами можно определить температуру замерзания тосола. У таких ареометров рядом со шкалой плотности расположена шкала, проградуированная в градусах.
Набрав при помощи резиновой груши в ареометр тосол или антифриз, необходимо определить линию соприкосновения тестируемой жидкости со стержнем ареометра. Нахождение линии в районе шкалы зеленого цвета будет свидетельствовать о температуре кристаллизации тосола в пределах от -30 до -40 0 С.
Если индикатор укажет на красную шкалу, значит охлаждающая жидкость частично утратила свои свойства и начнет кристаллизоваться при температуре от -20 до -30 0 С. Желтой шкале отвечает диапазон температур от -10 до -20 0 С.
Если же тестируемая жидкость в ареометре соприкоснется со стержнем ареометра в районе синей шкалы, такой тосол следует немедленно заменить, поскольку он стал полностью непригоден и будет вести себя подобно обычной воде.
Пробное замораживание
Набрав в небольшую пластиковую бутылку 100-150 мл тестируемой жидкости, необходимо перед закручиванием пробки немного сжать бутылку, выпустив из нее воздух – вдруг тосол окажется ненастоящим. Далее
Romanuss1 › Блог › Плотность антифриза. Как проверить и какая должна быть? Пару слов про ТОСОЛ
Не многие знают, но антифриз (да и ТОСОЛ) можно проверять на плотность. «Для чего» — спросите вы? ДА все просто – она должна быть на нормальном уровне, достаточно высоком, чтобы позволить охлаждающей жидкости работать с низкими, а иногда критически низкими температурами. Ведь когда вы покупаете антифриз, вы же не знаете его состав, а что если это просто вода, которая подкрашена обычным красителем! Как проверить то? Давайте разбираться
Как я уже написал сверху, антифриз также имеет свою плотность, она характеризует именно подходящую жидкость для вашего авто, она не замерзнет, да и скорее всего не закипит (про это чуть ниже), многие из нас с вами не проверяют этот параметр, а зря! Ведь некачественная жидкость может быть причиной разрушения радиатора, да и в сложных случаях блока двигателя – их просто разорвет.
Как формируется плотность? Действительно вы можете – «а чем вызвана плотность в охлаждающей жидкости, как она там формируется»?
Ребята это очень просто – плотность указывает на наличие в составе либо кислоты, либо спирта, иногда соли или даже сахара. То есть если сказать грубо, она показывает сколько массовых долей того или иного вещества находится в дистиллированной воде.
Хотя состав антифриза не всегда просто вода и спирт, обычно он:
Дистиллированная вода Специальные спирты, обычно это пропиленгликоль или этиленгликоль Присадки Красители Отдушки и ПАВ
Причины проверки
Плотность антифриза ухудшается после его длительного использования. Это плохо влияет на безопасность работы системы охлаждения. Максимальная температура, которую «выдерживает» тосол составляет -40 градусов и тогда его плотность не превышает 1,075 г/см³. Если градус выше, то происходит замерзание жидкости и ее свойства ухудшаются
Характеристики вещества зависят и от его состава. Он состоит из этиленгликоля, воды и присадков. Соотношения этих ингредиентов и их свойств напрямую воздействуют на плотность тосола и срок его использования.
Изменение характеристик охладителя приводит к неудовлетворительной работе двигателя и его систем. Поэтому нужна регулярная проверка на плотность вещества
, что охлаждает мотор, и ваш автомобиль избежит поломки и ремонта.
Когда следует менять антифриз?
Практика показывает, что в среднем данную жидкость меняют раз в 2-3 года, хотя сами изготовители сегодня устанавливают максимальный срок службы антифриза на уровне 5, а то и 10 лет. Если перевести долговечность ресурса в показатель пробега, то речь может идти о 80-250 тыс. км. Чем же обусловлена необходимость обновления жидкости? К основным причинам относятся:
- Загрязнение. В процессе циркуляции состав неизбежно пополняется мелкими частицами технического сора и грязи. Как проверять антифриз на предмет загрязнения? Внешний осмотр вполне может дать достаточную информацию о состоянии жидкости – если цвет помутнел и на поверхности плавают отслоившиеся ошметки труб, то очевидно, что должна быть произведена замена.
- Утрата антикоррозийных качеств. Это касается добавок с модификаторами, которые исключают процессы окисления поверхностей металла. К слову, наличие в жидкости тех же частиц ржавчины прямо свидетельствуют о потере достаточных антикоррозийных свойств.
Можно ли смешать тосол с антифризом
Предлагаем рассмотреть ситуацию, когда человек, купивший автомобиль с рук, при осмотре так влюбился в машину, что даже забыл спросить, что же залито в расширительном бачке. Но после покупки он ездит долго и счастливо, до тех пор, пока не лопнет один из патрубков системы охлаждения.
В таком случае водитель едет в магазин и покупает тосол на доливку, для того, чтобы дотянуть до станции технического обслуживания. Но он даже не догадывается, что залит антифриз. Что же будет, если смешать антифриз с тосолом? А может быть все что угодно.
Все зависит от тех же присадок. В некоторых случаях эта смесь может сильно вспенится, выделяя при этом большое количество тепла, в других случаях образовывается осадок, который за очень маленький период времени распространяется в термостат и радиатор, вследствие чего они забиваются и очень быстро выходят из строя. Замену тосола на антифриз желательно проводить после полной промывки системы охлаждения.
В таком случае залить антифриз вместо тосола можно, а если двигатель сделан из легкосплавных материалов, то данная процедура очень даже приветствуется. В сети есть очень много видеороликов, где люди поясняют, что можно смешать тосол с антифризом в автомобиле.
Но если Ваша машина Вам дорога, то делать этого не рекомендуется, ведь последствия смешивания тосола и антифриза могут быть самые разные. Производители антифриза пошли более сложным путем. Они изобрели охлаждающую жидкость, которая может смешиваться с любым типом тосола или антифриза. В последнее время это изобретение все чаще появляется на прилавках магазинов.
Купив этот антифриз, его можно смешать, например, с тосолом. Двигателю в этом случае ничего не будет. Не лишним будет упомянуть, что не нужно слушать советчиков, которые говорят, что можно в тосол долить антифриз или наоборот. Помните, делать это нельзя! Заливать антифриз после тосола необходимо только придерживаясь руководства по эксплуатации Вашего транспортного средства. Всем ровных дорог и полных баков!
- Можно смешивать тосол только с определенным антифризов. Далеко не с каждым его типом.
- Различные виды автомобильного антифриза имеют в своей основе различные составы — это этиленгликоль либо пропиленгликоль.
- Различают антифризы по таким направлениям, как рабочие смазывающие и общие противокоррозийные характеристики, в том числе средная агрессивность по отношению ко многим внутренним элементам мотора, например таким как к сальникам двигателя и к прокладкам, а также к системам трубок для подачи охлаждающей смеси в мотор, также отличаются по показателю температуры замерзания и температуре закипания.
- Сами по себе красители значат возможность перешивания одного типа антифриза между собой от различных изготовителей. Стоит учитывать, что например, при перемешивании красного по свету антифриза с таким же красным антифризов даже другого производителя (хотя делать этого не стоит в любом случае) — антифриз не начнет пениться и в нем не выпадет осадок.
- Можно не переживать и спокойно перемешать антифризы различных оттенков (добавлять один в другой). В любом случае итог результат данной операции никто не сможет точно предсказать.
- В автомобилях из Японии, обычно залит светло-красный антифриз, при этом данный антифриз не рассчитан на холода и его нельзя заливать в российские морозы.
- Можно, естественно, ездить и на таком антифризе, однако все же желательно его как можно раньше поменять. При этом какой антифриз стоит приобрести для замены — вопрос вашего личного предпочтения. Кто-то старается приобретать лишь импортные антифризы от известных изготовителей, некоторые предпочитают отечественную продукцию и не хотят переплачивать.
Как проверить плотность охлаждающей жидкости
Плотность антифриза необходимо обязательно вычислить правильно. Для этого нужно выполнить несколько условий
Во-первых, важно выдержать температурный режим, который должен составлять 20 градусов или близкое к этому значение. Если вы будете замерять плотность, как только двигатель машины был остановлен, то получите неправильные данные
Поэтому лучше использовать обычный градусник и проверить температуру.
Во-вторых, для определения плотности используется специальный прибор – ареометр. Можно приобрести и более дорогостоящий девайс – рефрактометр, но переплачивать за него смысла нет. Ареометр – это колба со стержнем, на котором, как и на градуснике существуют градации. На конце измерителя есть резиновая или пластиковая пипетка, с помощью которой производится забор жидкости. Корпус прибора изготовлен из прозрачного пластика или стекла, поэтому при его использовании также не допускаются большие температуры.
Плотность антифриза измеряется также как тосола, и определяется она следующим методом:
Остудите двигатель до необходимой температуры в 20 градусов.
Осторожно откройте крышку расширительного бачка или радиатора (в зависимости от типа конструкции системы охлаждения).
С помощью груши, которая находится на одном из концов ареометра, произведите забор жидкости.
Установите ареометр в вертикальное положение и зафиксируйте его.
Запишите показания прибора.
Если полученные данные сильно разнятся с обозначениями на этикетке с антифризом, то такую жидкость лучше всего вообще заменить.
Чтобы узнать плотность антифриза, таблица данных которой представлена ниже, можно использовать более современные ареометры, оснащенные дополнительной шкалой, позволяющей одновременно измерить температуру замерзания. В этом случае вам не понадобится производить никаких дополнительных вычислений.
Концентрация этиленгликоля, % | Плотность смеси, г/см3 | Температура замерзания, °С | Концентрация этиленгликоля, % | Плотность смеси, г/см3 | Температура замерзания, °С |
26,4 | 1,0340 | -10 | 65,3 | 1,0855 | -65 |
27,2 | 1,0376 | -12 | 65,6 | 1,0860 | -66 |
29,6 | 1,0410 | -14 | 66,0 | 1,0863 | -67 |
32,0 | 1,0443 | -16 | 66,3 | 1,0866 | -68 |
34,2 | 1,0480 | -18 | 68,5 | 1,0888 | -66 |
36,4 | 1,0506 | -20 | 69,6 | 1,0900 | -64 |
38,4 | 1,0533 | -22 | 70,8 | 1,0910 | -62 |
40,4 | 1,0560 | -24 | 72,1 | 1,0923 | -60 |
42,2 | 1,0586 | -26 | 73,3 | 1,0937 | -58 |
44,0 | 1,0606 | -28 | 74,5 | 1,0947 | -56 |
45,6 | 1,0627 | -30 | 75,8 | 1,0960 | -54 |
47,0 | 1,0643 | -32 | 77,0 | 1,0973 | -52 |
48,2 | 1,0663 | -34 | 78,4 | 1,0983 | -50 |
49,6 | 1,0680 | -36 | 79,6 | 1,0997 | -48 |
51,0 | 1,0696 | -38 | 81,2 | 1,1007 | -46 |
52,6 | 1,0713 | -40 | 82,5 | 1,1023 | -44 |
53,6 | 1,0726 | -42 | 83,9 | 1,1033 | -42 |
54,6 | 1,0740 | -44 | 85,4 | 1,1043 | -40 |
55,6 | 1,0753 | -46 | 86,9 | 1,1054 | -38 |
56,8 | 1,0766 | -48 | 88,4 | 1,0660 | -36 |
58,0 | 1,0780 | -50 | 90,0 | 1,1077 | -35 |
59,1 | 1,0790 | -52 | 91,5 | 1,1987 | -34 |
60,2 | 1,0803 | -54 | 93,0 | 1,1096 | -33 |
61,2 | 1,0813 | -56 | 94,4 | 1,1103 | -32 |
62,2 | 1,0823 | -58 | 95,0 | 1,1105 | -28 |
63,1 | 1,0833 | -60 | 95,5 | 1,1107 | -27 |
64,0 | 1,0843 | -62 | 96,5 | 1,1110 | -24 |
64,8 | 1,0850 | -64 | 97,0 | 1,1116 | -22 |
Если перед тем как проверить плотность антифриза вы не остудили двигатель машины до 20 градусов, то замерную плотность, которая обозначается как t, можно привести к необходимой температуре с помощью формулы:
P20 = Pt + γ(t – 20) ,
где:
- P20 – это обозначение плотности антифриза при 20 градусах (в таблице обычно указывается в г/см3);
- Pt – это плотность хладагента при температуре замера (измеряется в г/см3);
- t – это фактическая температура охлаждающей жидкости на момент измерения (в таблице указывается как °С);
- γ – поправка плотности этиленгликоля (при учете что на каждый градус приходится 0,000525 г/см3 ).
Такую проверку рекомендуется производить не только перед тем, как разбавлять антифриз, но и просто для того, чтобы быть уверенным в том, что в охладительной системе находится жидкость необходимой плотности.
Антифриз уходит из расширительного бачка: основные причины
Итак, утечка антифриза является проблемой
При этом важно понимать, что критическое снижение уровня ОЖ в системе может привести к тому, что в автомобиле не работает печка, а также двигатель перегревается. По этой причине необходимо периодически проверять уровень антифриза или ТОСОЛа в системе
Идем далее. Следует помнить, что в процессе эксплуатации жидкость в системе сильно нагревается. Так вот, в момент сильного нагрева образуется избыточное давление, которое сбрасывается через специальные клапаны.
На современных авто такой клапан находится в крышке расширительного бачка. При этом во время сброса также наружу выбрасывается часть антифриза. Результат — уровень ОЖ постепенно и медленно понижается.
Так вот, это абсолютно нормально! На деле, многие водители сталкиваются с тем, что частично антифриз (точнее, вода в его составе) в расширительном бачке выкипает. При этом уровень понижается медленно. Особенно это заметно в летний период. Для коррекции уровня необходимо доливать в бачок дистиллированную воду.
Более серьезной проблемой является ситуация, когда антифриз уходит слишком быстро, уровень ТОСОЛа в системе понижается уже через несколько дней или даже часов
В подобной ситуации имеются все признаки неисправности системы и важно понять, куда уходит антифриз
Прежде всего, бывает так, что неисправность достаточно просто локализовать, обнаружив течь антифриза при визуальном осмотре. Часто бывает так, что если вытекает антифриз, под автомобилем на земле видны пятна ОЖ (зеленые, синие, красные, в зависимости от того, какого цвета ОЖ в системе).
Также можно увидеть места утечки и сами мокрые детали под капотом (особенно в местах соединений патрубков и шлангов, в нижних точках радиатора, в области радиатора отопителя, возле помпы и т.д.). Само собой, становится понятно, что антифриз вытекает.
Однако это еще не все. Даже обнаружив место утечки, то есть откуда антифриз течет, нужно также понять, что именно приводит к протечкам. Дело в том, что уходит ТОСОЛ как через различные трещины и неплотности (механические повреждения, износ, старение материалов), так и по причине скрытых неполадок и сбоев в работе самой системы охлаждения.
Например, если термостат неисправен, рабочая жидкость будет «кипеть», высокое давление становится причиной разрыва шлангов и патрубков. При этом в рамках визуального осмотра видно, откуда потек антифриз, но причина, например, разрыва шланга заключается никак не в самом патрубке, а в перегреве ОЖ по причине неисправного термостата.
То же самое можно сказать о вентиляторе системы охлаждения двигателя. Если он не срабатывает или срабатывает некорректно, также имеет место перегрев. Еще частой проблемой является завоздушивание системы охлаждения, выход из строя клапанов в крышке расширительного бачка, поломки помпы (водяного насоса) и т.д. Так или иначе, нужно сначала определить и устранить причину, по которой антифриз «давит» из системы, а также заменить поврежденные детали и элементы.
Намного хуже, если достаточно активно уходит антифриз, при этом нет явных утечек охлаждающей жидкости. Другими словами, попросту не видно, что вытек антифриз по причине лопнувшего шланга или трещины в радиаторе. В этом случае проблема серьезная, так как значительно повышаются риски вывести из строя двигатель.
Обратите внимание, если уходит антифриз из бачка и нигде не течет, обычно это указывает на серьезную неисправность. Ограничиваться банальным доливом ОЖ для поддержания уровня никак нельзя, машину необходимо перестать эксплуатировать и начинать углубленную диагностику
В противном случае можно серьезно повредить ДВС или поймать «клин» двигателя. Распространенная причина — ТОСОЛ попадает в цилиндры, а также смешивается с моторным маслом. Давайте рассмотрим эту проблему более подробно.
Состав тосола
Кроме этиленгликоля и дистиллированной воды в состав тосола, как и в любые другие антифризы, входят присадки — фосфатные, нитратные, силикатные и нитритные соли, и влияют на следующие свойства:
теплопроводность, теплоемкость, низкая температура замерзания, высокая температура горения и кипения, низкая вязкость при отрицательных температурах, низкая пенность, антикоррозийность, инертность.
Тосол, в отличие от импортных антифризов, не имеет в составе органических кислот, хотя при этом все нужные свойства он имеет.
Тогда любой водитель сможет гарантировать длительную работу охладительной системы и своего автомобиля в целом.
Проверка антифриза содой
Это старый, но рабочий метод, мне его еще рассказывали на СТО (когда я там работал). Кстати так можно и ТОСОЛ проверить, ибо как я писал сверху – база у них одна.
В чем собственно суть? Смотрите, как правило «паленые жидкости» делают на базе кислот, а не простейших спиртов.
НО зачем так делают? Все просто, дело в выгоде – этиленгликоль и тем более пропиленгликоль стоят дорого, кислота имеет цены в 3 – 4 раза ниже, вот вам и выгода. Причем очень часто могут подделывать не дешевые жидкости, а скажем брендовые (привязанные к марки авто).
ТАКОЙ АНТИФРИЗ (ТОСОЛ) – очень негативно скажется на системе охлаждения в целом, он просто начнет разъедать все внутри, начиная от блока, головки блока, прокладки между ними, то радиаторов, патрубков, «помпы» в конце концов.
Именно для этого и существует проверка содой – как мы с вами знаем, она вступает в реакцию с кислотой. Налейте немного тестируемой жидкости (скажем в пластиковый стаканчик), бросьте туда немного соды.
Если ничего не происходит (реакции нет), и она упала на дно — значит в базе спирты. А вот если реакция бурная, выделяется пена с шипением, и осадка на дне НЕТ! Отказываемся от такого антифриза, перед вами просто контрафакт.
Такой тест в домашних условиях сможет сделать буквально каждый, и не нужно сложных нагреваний и замораживаний. Как правило, если жидкость пенится, то она и кипеть будет с меньшими температурами.
Я показывал в своем видео как проверить содой, всем рекомендую посмотреть.
На этом я заканчиваю, проверяйте охлаждающую жидкость перед заливкой, чтобы потом не было мучительно больно за загубленную систему охлаждения. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
2 Проверяем плотность охлаждающей жидкости
Чтобы знать об этом показателе антифриза, его необходимо регулярно проверять
При этом совершенно неважно, каким составом вы пользуетесь – проверка всегда проводится по одному и тому же принципу. Для того чтобы получить более-менее правдивые данные, стоит использовать ареометр – специальный прибор для измерения характеристик автомобильных жидкостей
Проверка плотности антифриза
Температура замерзания хладагента
В начале проверки необходимо открыть капот и найти отдельный бачок для антифриза. Откручиваем крышку и забираем небольшое количество жидкости. Необходимо помнить, что проверять состав нужно не при жаре в 30–40 ˚C и не во время сильных морозов. Лучше всего отобрать немного антифриза в прохладном сухом помещении. Для этого нужно опустить пипетку ареометра и недолгим нажатием набрать состав, после чего перелить в колбу. Антифриза должно быть столько, чтобы поплавок свободно плавал на его поверхности, не упираясь краями в потолок прибора. Далее смотрим на шкалу ареометра, которая и покажет плотность охлаждающей жидкости.