Режим ожидания standby, или держите аппаратуру включенной [перевод]

Содержание:

Что представляет собой Ni-MH-аккумулятор

Этот элемент питания пришел на смену кадмиевым батареям, разработанным в XX в. Конструкция и принцип работы почти не отличаются от характеристик предшественника.

Конструкция никель-металл-гидридной аккумуляторной батареи

Понимание строения и технических характеристик помогает узнать, как работает никелевый элемент питания.

Схема батареи включает такие детали:

  • отрицательный электрод, состоящий из металлогидрида;
  • положительный электрод, выполненный из оксида никеля;
  • электролит — калия гидроксид.

Ni-MH аккумуляторы — конструкция: батарейки и аккумуляторной батареи.

При производстве металлогидридного анода используют фольговую технологию. Пастообразный сплав и связующий компонент наносят на пористый материал. Конструкцию просушивают и прессуют. При производстве катода применяют никелевый порошок, наносимый на решетку из того же металла. При прогревании сетки вещество спекается.

В состав батареек входят также церий, празеодим. Технические характеристики аккумулятора зависят от типа впитывающего водород сплава.

Схема, иллюстрирующая работу Ni-MH аккумулятора.

Расшифровка в длинном коде

Кодировка, которая широко распространена среди компаний, занимающихся изготовлением автомобильных АКБ, содержит 9 или 10 чисел. Они разделены на 2 группы. Первая группа включает в себя 4 числа, а вторая — 5 или 6.

Проиллюстрируем это на примере 1222 345678, где:

  1. «1» — заводская линия №1.
  2. «222» — собственный код, присвоенный данной партии.
  3. «3» — последняя цифра года изготовления.
  4. «4» — 1 или 2 полугодие.
  5. «5» — месяц в полугодии. Для 1 полугодия приняты следующие маркировки: 1 — январь, 2 — февраль, 3 — март, 4 — апрель, 5 — май, 6 — июнь. Для 2 полугодия: 1 — июль…6 — декабрь.
  6. «6,7» — дата выпуска. Может содержать 1 или 2 числа.
  7. «8» — бригада, которая изготовила батарею. Ее номер также может быть двузначным.

Исходя из указанной инструкции достаточно легко определить год, месяц и число изготовления АКБ. Возьмем в качестве примера данные: 3354 823515. Интерпретация обозначения выглядит следующим образом: 3 — поточная линия №3, 354 — номер партии, 2018 г., 2 полугодие, 3 месяц — сентябрь, 5 — число. Бригада — 15.

Таким образом аккумулятор произведен 5 сентября 2018 г.

Российские компании наряду с длинными кодировками используют более простой шестизначный код. Он расшифровывается интуитивно. Например: 052017. Это означает, что батарея была произведена в мае 2017 г. Такая маркировочная надпись не содержит информации о дне изготовления.

Достоинства и недостатки

Пользователи отмечают такие преимущества никель-металлогидридных аккумуляторов:

  1. Отсутствие эффекта памяти. Их не нужно полностью разряжать и заряжать, как источники питания старого образца. Однако кадмиевые батарейки не нагреваются при зарядке, поэтому от их применения пока не отказываются. Отсутствие эффекта памяти у никелевых элементов объясняется наличием особого вещества в отрицательном электроде.
  2. Безопасность для окружающей среды. В состав батарейки входит меньше вредных веществ, кроме того, они не содержат кадмия.
  3. Увеличенная емкость. При тех же размерах никель-металлогидридные аккумуляторы дольше держат заряд.

К отрицательным качествам относят следующие:

  1. Небольшой срок службы. Емкость начинает постепенно снижаться после 300 циклов зарядки.
  2. Способность к возгоранию. Если устройство, снабженное аккумулятором, постоянно находится подключенным к электросети, батарея может взорваться или воспламениться.
  3. Быстрый саморазряд. Применение никелевого сплава позволило снизить этот показатель до значений, свойственных кадмиевым батареям.

Как правильно производить зарядку

С использованием специального зарядника:

  • подключаем зарядное устройство, соблюдая полярность, к аккумулятору;
  • если требуется, согласно инструкции выставляем значения напряжения и силы тока для вашей модели;
  • запускаем процесс и забываем про него до сигнала об окончании зарядки.

При помощи зарядного устройства с регулировкой тока:

  • Па зарядном устройстве выставляем напряжение чуть меньше, чем cycle use (standby use, если это плановая подзарядка) и силу тока ноль.
  • Подключаем ЗУ, соблюдая полярность, к АКБ;
  • Выставляем рабочую силу тока, которая обычно составляет от 10 до 30 % от емкости аккумулятора (в зависимости от того, насколько быстро вы хотите зарядить его), но не более значения max initial current (10% для плановой подзарядки);
  • Наблюдаем за напряжением, по мере накопления заряда и повышения температуры оно будет расти, нельзя допускать превышения начальных показателей, для этого следует уменьшить силу тока;
  • По истечение 10-12 часов аккумулятор зарядится. Чтобы оценить сколько часов потребуется, достаточно разделить емкость АКБ в ампер-часах на величину рабочего тока в амперах (например, аккумулятор емкостью 30 AH будет заряжаться током 1 А около 30 часов).

По сути этим и ограничивается зарядка и обслуживание, причём данные методы подходят и для герметичных АКБ. Однако отдельно стоит рассмотреть вопрос как GEL батареи оживить.

Как правильно заряжать аккумулятор

Во время восстановления емкости с помощью зарядного устройства (ЗУ) необходимо строго придерживаться следующего алгоритма:

  1. Очистить клеммы аккумуляторной батареи и крокодил-зажимов зарядного устройства.
  2. Установить АКБ на устойчивую ровную поверхность.
  3. На устройстве установить максимальное напряжение «Cycle use», если на батареи оно не указано, то выставляем в пределах 14 – 14,4 вольта.
  4. Установить минимальный ток заряда, если есть предел 0, то установить нулевой ток.
  5. Тщательно закрепить крокодил-зажимы зарядного устройства на клеммах АКБ.
  6. Включить зарядное устройство.
  7. Установить ток заряда в пределах 0,5 от «Max initial current», или 5% от емкости аккумулятора (если емкость 50 Ач, то 2,5 Ампера). Начать зарядку. Через 5 – 10 минут довести ток заряда до «Max initial current» (10% от емкости или если емкость 50 Ач, то до 5 Ампер).
  8. Если через некоторое время напряжение превысит 14,4 вольта (так случается на устройствах со слабой степенью регулировки), необходимо уменьшать величину напряжения. Этот режим заряда называется с постоянным током.
  9. Далее выполняется режим с постоянным напряжением, то есть ток будет уменьшаться, напряжение остается номинальным. При этом режиме емкость восполняется не до 100%, а только 80%.
  10. Заключающий этап заряда производится при напряжении 14,1 Вольта, током менее 1 Ампер.

Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB-аккумуляторов

Впервые EFB-батареи были произведены в Европе и использовались на передовых европейских автомобилях. Батареи российского производства изготавливаются с учетом климатических условий. Такие батареи обеспечивают бесперебойную работу в условиях русской зимы.

Разновидности европейских EFB АКБ

Зарубежные модели:

  1. TAB Magik производится в Словении. Продаются батареи для грузовых и легковых автомобилей.
  2. Varta выпускает серию Blue Dinamik Start-Stop. В нее входят батареи емкостью от 60 до 95 а/ч. Преимуществом этой марки считается технология PowerFrame. Выпускаются модели для грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта.
  3. Exide — американская компания выпускает линию улучшенных EFB АКБ. Производители усовершенствовали технологию производства свинцовых сплавов, разработали оригинальные добавки. Емкость моделей составляет от 60 до 80 а/ч.
  4. Bosch выпускает линейку S5 EFB. Емкость АКБ составляет 60-80 а/ч. Используют «серебряную» технологию производства.
  5. Mutlu — производит большую линейку АКБ. В нее входят разные по емкости и полярности модели в корпусе европейского и азиатского стандарта.
  6. Topla- емкость батарей составляет от 60 до 90 а/ч. Преимуществом марки считается MFW-флис на положительных электродах. За счет него предотвращается осыпание обмазки и увеличивается срок использования. На корпусе находится встроенный индикатор для наблюдения за состоянием батареи. Имеется пламягаситель. Обеспечена защита от переворачивания.
  7. Autopart — производит батареи для автомобилей с наличием потребителей энергии. В производстве используется угольная добавка к электродам. Увеличен срок службы. Имеет противовзрывные вкладыши. Отсутствуют сбои в работе при морозе и в жаркую погоду.
  8. Yuasa — аккумулятор рассчитан на 270000 стартов. Производители улучшили прием заряда. Конструкция обеспечивает использование в подкапотном пространстве и в знойную погоду.
  9. Deta — немецкая компания производит АКБ емкостью 65-80 а/ч, пусковой ток 650 ампер.


Схема EFB аккумулятора Moll.

Российские модели

Продукция отличается надежностью, обеспечивает бесперебойную работу в разных погодных условиях. Диапазон температур составляет -40…+50°С.

What to expect from GPS cycling computers just over £70/$100

An entry-level GPS unit will typically be priced just over £70/$100, although if it is bundled with a heart rate monitor and/or cadence sensor the price will be higher. At this price point, manufacturers prioritize ease of use, small size and low weight – usually well below 100g.

The Cateye Stealth 50 is a compact basic GPS-enabled cycling computer

The GPS unit will typically track your ride statistics such as distance, time, speed and lap times but will not provide navigation. Most units will pause automatically when you stop moving and resume when you restart and provide ANT+ connectivity for external sensors.

Ride data is typically displayed in two or three rows on a black and white screen. There may be the option to specify which data items and how many rows are displayed, but one of the selling points of these devices is that you turn them on and start cycling without needing to delve into complex configuration options, so personalization tends not to be a priority.

The GPS may also allow you to set alerts when you have reached a target value such as having ridden for a pre-specified time. You can get virtual competitor functions, so that you can see how well you are doing compared to previous rides of the same route.

Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов

Специальные устройства во многом отличаются от обычных, а принцип действия представлен следующими этапами зарядки:

  1. Включите аккумулятор и проверьте силу тока для определения подходящего режима работы.
  2. Начните подзаряжать агрегат.
  3. Отключите заряд через определенный временной промежуток, чтобы зарядник не нагрелся.
  4. Остудите батарею, и вновь включите заряд, но уже на иной силе тока.
  5. Не забывайте проверять силу тока в периоды, когда агрегат остывает. Если не менять силу тока, зарядка отключается автоматом.
  6. Как только ток будет соответствовать нужным параметрам, прибор перестанет заряжаться.

Сконцентрируйте свое внимание на последнем действии, поскольку чаще всего ЗУ продолжают функционировать, пока человек сам их не отсоединит. В данном же варианте зарядные девайсы обладают специальными параметрами, которые предотвращают расплавку геля при перегревании

Поэтому можно оживить даже полностью севшую АКБ.

Какое ЗУ следует приобретать для гелевой АКБ

Идеальное ЗУ должно:

  • иметь ручные регулировки напряжения и тока заряда;
  • должен присутствовать автоматический режим заряда гелевых АКБ трехступенчатый (подготовка, основной, дозаряд) или четырехступенчатый (плюс хранение);
  • иметь термокомпенсацию для предотвращения перезаряда, что приводит к уменьшению срока службы АКБ;
  • иметь встроенный измерительный прибор токов и напряжений, регулятор скорости вентилятора охлаждения;
  • предусматривать максимальный диапазон температур.

Режим подготовительный предусматривает заряд постоянным током, при этом напряжение на АКБ увеличивается

Важно, чтобы напряжение для гелевых АКБ не превысило значение 14,4 Вольта

Основной заряд проводится при постоянном напряжении с уменьшающимся током.

Окончательный дозаряд происходит при минимальном токе и пониженном напряжении.

Какие аккумуляторы стоят в источниках бесперебойного питания

В ИБП применяются герметичные (необслуживаемые), в основном 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью от 5 до 250 А·ч с выходными клеммами (ножевые) Faston 187/250 (F2). В ИБП используются следующие типы аккумуляторов;

  • с технологией AGM;
  • гелевые батареи.
  • никель-кадмиевые.

Аккумуляторы для ИБП выпускают такие бренды, как;

  • IPPON — Великобритания;
  • Delta — Китай;
  • Энергия — Россия;
  • CSB — Тайвань;
  • B.B. Battery — Гонконг;
  • Fiamm — Италия;
  • Leoch — Китай;
  • C&D Technologies — США;
  • Yuasa — Япония;
  • Sonnenschein — Германия;
  • SVEN — Китай;
  • Tudor — Португалия.

Все модели аккумуляторов для ИБП имеют герметичную конструкцию и не нуждаются в обслуживании. В качестве материала корпуса используется ABS (акрилонитрил-бутадиен-стирол) пластик, который обладает стойкостью к механическим, химическим воздействиям и относится к негорючим материалам. Батареи для ИПБ располагаются как внутри бесперебойника, так и снаружи, в зависимости от мощности ИПБ. Один из распространённых размеров батарей для внутренней установки в ИБП является 151х65х94 (мм). В таблице 1 показаны габариты батарей в зависимости от ёмкости.

При большой выходной мощности ИПБ требуются аккумуляторы большой ёмкости, до 250 А·ч. С учётом их размера и веса они устанавливаются снаружи. В таблице 2 показаны характеристики некоторых аккумуляторов для источников большой ёмкости.

Картинка Наименование Вес (кг) Страна-производитель Ёмкость (A/h) Размеры

(мм)

Напряжение Тип
SB HRL 12280W 28,50 Тайвань 70 261x168x210 12 AGM
Delta HRL 12-100 33 Китай 100 330х171х215 12 AGM
LogicPower SILVER LP-MG 12-250 69 Украина 250 522x268x220 12 AGM
Fiamm 12FGL150 46.2 Италия 150 483x171x220 12 AGM

Табл. 2. Характеристики мощных аккумуляторов.

Перед окончанием гарантийного срока работы аккумулятора или когда начинаются сбои в работе бесперебойника, необходимо проверить его энергетическую ёмкость, показывающую способность разряжаться в режиме постоянной мощности в течение небольшого времени (до 15 минут).

Конструкция ИБП предусматривает самостоятельную замену батареи

При замене необходимо соблюдать меры предосторожности при работе с аккумуляторными батареями. Для сохранения рабочих характеристик ИПБ при замене должны использоваться однотипные накопители (тип и ёмкость)

Какое ЗУ следует приобретать для гелевой АКБ

Идеальное ЗУ должно:

  • иметь ручные регулировки напряжения и тока заряда;
  • должен присутствовать автоматический режим заряда гелевых АКБ трехступенчатый (подготовка, основной, дозаряд) или четырехступенчатый (плюс хранение);
  • иметь термокомпенсацию для предотвращения перезаряда, что приводит к уменьшению срока службы АКБ;
  • иметь встроенный измерительный прибор токов и напряжений, регулятор скорости вентилятора охлаждения;
  • предусматривать максимальный диапазон температур.

Режим подготовительный предусматривает заряд постоянным током, при этом напряжение на АКБ увеличивается

Важно, чтобы напряжение для гелевых АКБ не превысило значение 14,4 Вольта

Основной заряд проводится при постоянном напряжении с уменьшающимся током.

Окончательный дозаряд происходит при минимальном токе и пониженном напряжении.

Особенности АГМ аккумуляторов

Абсолютно все особенности зарядки AGM АКБ напрямую или косвенно связаны с их устройством. С одной стороны, именно благодаря своей конструкции они способны отдавать сравнительно большие токи и быстро восстанавливаются. С другой стороны, из-за особенностей устройства АГМ аккумуляторы крайне плохо «переживают» повышенное напряжение, низкую или высокую температуру, а также неполноценные заряды.

Устройство AGM аккумуляторов

Ничего сверх инновационного в конструкции нет. Те же пластины из свинца (с добавками). Тот же жидкий электролит из воды и кислоты. Принцип работы — абсолютно такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что электролит здесь не наливается в «банки», как это делается по классике. Им пропитаны стекловолоконные маты, которые находятся в плотном контакте со свинцовыми пластинами.

Отсюда и название технологии. AGM — это аббревиатура от слов Absorbent Glass Mat, которые в буквальном переводе означают абсорбционный стекловолоконный мат. Они и пропитаны электролитом. Жидким

Это важно понимать, чтобы не путать AGM технологию с GEL. В рассматриваемых АКБ электролит не гелевый, а жидкий

Собственно, и зарядка гелевых аккумуляторов отличается своими особенностями.

Объём электролита и свинца

По сравнению с классическими наливными свинцово-кислотными аккумуляторами в АГМ электролита значительно меньше. Это возможно как раз благодаря особому устройству и использованию пропитанных матов. Для зарядки AGM аккумуляторов эта особенность играет важнейшую роль. Поскольку электролита меньше, то и его потери в случае «кипения» быстрее могут оказаться критическими.

С другой стороны, благодаря меньшему объёму электролита в аккумулятор без увеличения размеров корпуса можно запихнуть больше свинца. В этом легко убедиться, если сравнить вес AGM АКБ с классикой такого же размера. А чем больше свинца, тем большая ёмкость аккумулятора. Но это не главное. Главное то, что увеличение площади поверхности свинцовых пластин позволяет получить от АКБ большие токи. В обратную сторону это тоже работает. То есть, заряжать AGM аккумуляторы большими токами тоже можно.

Внутреннее сопротивление

Чем большая площадь свинца контактирует с электролитом, тем меньшее внутреннее сопротивление аккумулятора. А у АГМ это является одной из особенностей конструкции. Площадь пластин увеличена благодаря тому, что «экономится» место за счёт уменьшённого объёма электролита. На зарядку AGM аккумуляторов их малое внутреннее сопротивление влияет тем, что они способны почти «безболезненно» принимать большие токи.

Пусковой и зарядный токи

Одним из преимуществ технологии является способность отдавать и принимать большие токи. Благодаря этой особенности зарядить AGM аккумулятор можно гораздо быстрее, чем обычный. Также с него удаётся снимать большие пусковые токи. Это в полной мере используется на автомобилях с системой «старт-стоп». Ещё увеличенный пусковой ток позволяет облегчить эксплуатацию машин с дизельными двигателями. Хотя зимой и бензиновый мотор запустить слабым аккумулятором тоже проблематично.

Склонность замерзать и перегреваться

Эти склонности относятся уже к числу недостатков технологии. Объясняются они тем, что электролита сравнительно немного по объёму. А чем меньший объём жидкости, тем интенсивнее она реагирует на критические температуры. По этой причине во время зарядки AGM аккумуляторы часто перегреваются, особенно, если не соблюдается режим по напряжению. Замерзают батареи тоже быстрее обычных. К тому же, в таком состоянии они абсолютно не принимают заряд.

Стойкость к глубоким разрядам

Эта особенность является преимуществом АГМ технологии. Особенно, если сравнивать её с кальциевой, для которой глубокий разряд — это безвозвратная потеря ёмкости. Соответственно, необходимость заряжать AGM аккумуляторы от стационарного зарядного устройства возникает гораздо реже, чем в случае с упомянутыми кальциевыми. Кстати, пусковой ток почти разряженной АГМ батареи сохраняется на приличном уровне, что позволяет успешно запускать двигатель даже от почти дохлой АКБ.

Эффект памяти

Очередной недостаток технологии — это эффект памяти. Заключается он в следующем. Если AGM батарею регулярно заряжать не до 100%, то она быстрее утратит заявленную на корпусе ёмкость. Некоторые источники даже заявляют, что ёмкость из-за систематического недозаряда падает в разы. Это неправда. Ресурс, конечно, от такой эксплуатации уменьшится. Но не так быстро и критично, как об этом часто говорят. Однако иметь в виду эту особенность AGM будет не лишним.

Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами

     Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.

Недостаток большинства подобных инструкций заключается в том, что все они написаны для какого-то конкретного зарядного устройства. Здесь же рассмотрены практически все возможные ситуации.

Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ

     Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.

     Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока.  И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.

Зарядка зарядником с регулировкой силы тока

     Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.

На многих гелевых аккумуляторах это самое граничное напряжение указано на корпусе рядом с надписью CYCLE USE.

    Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.

Зарядка зарядником с регулировкой напряжения

     Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.

     Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.

Зарядка зарядником без каких-либо регулировок

     Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.

     Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.

     Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).

     К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.

Какое зарядное устройство выбрать?

На рынке присутствует множество устройств специально предназначенных для гелевых АКБ. Они представлены в широком ценовом и качественном диапазоне.Перечислять цены и бренды не имеет смысла, каждый месяц появляются новые модели и эта информация недолго будет актуальной. Озадачившись, каждый легко подберет вариант по своим запросам и состоянию кошелька. Рассмотрим два варианта.

  • Обычное ЗУ с регулировкой силы тока и напряжения. В этом случае вам придется контролировать процесс зарядки «от и до». Поскольку в процессе заряда аккумулятора напряжение будет расти, то время от времени придется снижать значение силы тока, чтобы не допустить превышения значения cycle use.
  • Специальное ЗУ для гелевых АКБ. Это устройство избавит от необходимости непрерывного мониторинга за процессом, если:
  1. есть возможность установить ток заряда;
  2. в устройстве есть функция температурной компенсации;
  3. диапазон рабочих температур достаточно широк;
  4. устройство может заряжать АКБ автоматически в несколько стадий.

Зачем это нужно?

В автоматическом режиме устройство на каждом этапе самостоятельно замеряет силу и тока и напряжение, после чего корректирует их в соответствии с оптимальными значениями, таким образом вы никогда не превысите максимальное напряжение. В процессе зарядки аккумулятор в любом случае будет нагреваться, устройство приостановит процесс и после того, как АКБ остынет до нужной температуры, возобновит его.

Широкий диапазон рабочих температур позволит проводить зарядку как дома, так и вне его, например в гараже или на балконе в разное время года. По достижении нужного заряда аккумулятора, устройство само прекратит работу. Эти функции делают процесс зарядки более безопасным и удобным для пользователя.

На какие особенности обратить внимание

Как и любой другой аккумулятор, гелевый также нуждается в периодической подзарядке по нескольким причинам:

  1. Это основной источник питания в вашем устройстве;
  2. АКБ долго не используется и происходит саморазряд;
  3. по каким-то причинам произошел глубокий разряд (неисправность генератора, низкие температуры и т.п.).

На корпусе АКБ либо в документации обязательно нужно найти три «волшебные» характеристики:

  • cycle use — это максимальное значение напряжения при зарядке аккумулятора зарядным устройством;
  • standby use — это значение напряжения, которое подается в режиме ожидания для корректной работы АКБ.
  • max initial current — максимально допустимый ток зарядки (не путать с рабочим током).

Особенность зарядки гелевых аккумуляторов в том, что вместо обычного жидкого электролита, в них используется специальный гель (тот же электролит, но сгущенный для лучшего обволакивания пластин и повышения характеристик), и когда подается напряжение, даже на десятые доли превышающее максимальное, начинается процесс плавления носителя и необратимой потери им своих качеств. Емкость будет снижаться и не восстановится, потому что гель обратно не загустеет.

Первый запуск

Бесперебойник и его аккумулятор:

Приобретая новый ИБП, или начиная пользоваться старым после долгого простоя, необходимо вначале полностью зарядить внутренний аккумулятор ИБП. Здесь можно понадеяться на электронику бесперебойника или воспользоваться сторонним зарядным устройством. Разберем вначале первый случай. Тут все просто. Достаточно до момента начала рабочей эксплуатации бесперебойника подключить его с вставленной батареей на сутки к сети питания, без нагрузки. За названый период времени АКБ будет полностью заряжен.

В идеале, на исходе суток отсоединить аккумулятор, и проверить напряжение на его клеммах мультиметром или вольтметром. Оно должно находиться в пределах, указанных в информации, нанесенной на корпусе емкости в графе «StandBy use» или «Floating use». Возможно, протестированное значение будет и выше. Если же напряжение на контактах ниже, то стоит проверить сам ИБП — дает ли он ток согласно норме. Для этого подключают бесперебойник к сети и замеряют характеристики на его клеммах. Полученные значения должны быть аналогичны указанным на аккумуляторе в разделе «Cycle use».

Этикетка устройства с технической информацией:

В том случае, если для первоначального заполнения АКБ источника бесперебойного питания используется стороннее зарядное устройство, то периодическая проверка текущего уровня тока обязательна. Да и само зарядное устройство должно обладать характеристиками, позволяющими ему работать с аккумулятором ИБП. К примеру, вольтаж должен лежать в пределах «Cycle use», а сила тока соответствовать 1/10 всей емкости, указанной на корпусе накопителя, и не превышать «Initial current».

Чем последний метод лучше использования самого бесперебойника — он дает возможность частично уменьшить деградацию. Для этого нужно несколько раз полностью зарядить и опустошить аккумулятор. Разрядка производится слаботочной нагрузкой, подключаемой к накопителю между циклами наполнения. Хорошо подойдет лампа дальнего света фар автомобиля.

Как определить дату выпуска аккумулятора

Момент создания приспособления несложно узнать по маркировке. Производители не стремятся завуалировать эту информацию, но найти и расшифровать ее бывает непросто. В первую очередь это обусловлено отсутствием стандартизации. Не существует единых критериев обозначения времени выпуска. Каждый завод, работающий под тем или иным брендом, помечает свою продукцию в соответствии с внутренними правилами.

Дата кодируется с помощью буквенно-цифрового кода, который без знания системы нанесения символов на предприятии невозможно расшифровать. Менее распространены цветовые варианты маркирования, которые указывают на искомую дату.

Код содержит сведения:

  • о времени изготовления;
  • о производственных процессах, задействованных при создании устройства.

Зарядка в автомате

Для зарядки аккумулятора в режиме «Автомат», если такой предусмотрен на зарядном устройстве, никаких специальных регулировок выполнять не следует. Необходимо подключить крокодил-зажимы к клеммам АКБ, включить зарядное устройство в режиме «автомат» и «GEL», и ждать сообщение об окончании зарядки.

При первичном использовании автоматического ЗУ следует через полчаса самостоятельно контролировать напряжение (лучше и ток) на зарядном устройстве. Дело в том, что некоторые китайские зарядные устройства не совсем корректно устанавливают напряжение заряда. Для режима «Gel» это принципиально.

Инструкция по зарядке и восстановлению

Перед зарядкой снятого аккумулятора необходимо осмотреть его внешний вид. Если есть деформация (вздутость) и подтёки на корпусе, то, возможно, неисправна зарядная часть схемы ИБП, и такая батарея восстановлению не подлежит, или есть надпись do not recharge.

Необходимо устранить неисправность в ибп до установки другой батареи. На рисунке 3 изображён аккумулятор для ИБП малой ёмкости со снятой крышкой.

Для попытки восстановления потребуется;

  • Аккуратно снять верхнюю крышку, по периметру подрезать ножом.
  • Вскрыть 6 резиновых пробок.
  • Залить в каждую банку два–три миллилитра дистиллированной воды с помощью медицинского шприца. Заливка проводится аккуратно, без повреждений пластин. Визуально через отверстия проверить их влажность.
  • Заряжать нужно через часа два после заливки, чтобы пропитались сепараторы. Напряжение зарядки должно составлять Cycle use (14 В), а ток — не более 1/10 части от ёмкости (не более Initial current).

Специалисты советуют заряжать аккумуляторы технологии AGM умными зарядками. В них заложены последние достижения в технологии метода зарядки. Например:

  • ПЛАВНЫЙ СТАРТ (SOFT START).
  • ДИАГНОСТИКА (ANALYSE).
  • ОСНОВНАЯ ЗАРЯДКА (BULK).
  • ПОГЛОЩЕНИЕ (ABSORPTION).
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ (RECOND).
  • БУФЕРНЫЙ РЕЖИМ (FLOAT).
  • ДЕСУЛЬФАТИЗАЦИЯ (DESULPHATION).
  • ИМПУЛЬСНАЯ ЗАРЯДКА (PULSE).

В основном, автоматические ЗУ выполняют зарядку за 3 этапа.

  • Заряд постоянным током.
  • Постоянным напряжением.
  • Поддерживающий режим.

На рисунке 4 графическое изображение изменения напряжения и тока в процессе зарядки.

Все эти этапы можно выполнить и вручную, но это потребует постоянного вашего присутствия для контроля тока заряда и напряжения на аккумуляторе, что займёт много времени, и не исключены ошибки. В интеллектуальных ЗУ все эти этапы взаимосвязаны. Процесс зарядки происходит без повреждений и без перезаряда.

Но в случаях, если батарея сильно разряжена и не принимает ток, ЗУ не сможет её восстановить, так как работает по правилам. Тогда можно будет попробовать реанимировать (восстановить) в ручном режиме.

В случаях, когда батарея не принимает заряд, можно попробовать варварский метод, типа раскачки. Зарядка батареи начинается с постепенного увеличения напряжения, превышающего значение Cycle use (14,7), и может достигать более 30 В. Такое напряжение можно взять, например, от лабораторного регулируемого блока питания или самодельного БП, собранного по схеме, изображённой на рисунке 5. Блок питания выдаёт напряжение от 1,2 В. до 30 вольт и ток до 10 ампер. Т1 установлен на радиатор.

При этом нужно постоянно контролировать ток и напряжение. Процесс восстановления батареи выполняется по пунктам;

  • Постепенно повышать напряжение (от 12 В) до тех пор, пока ток не начнёт расти.
  • При таком напряжении подождать, пока ток не вырастет до 0,5 ампера.
  • Если ток продолжает расти, постепенно уменьшать напряжение.
  • При напряжении 13 вольт оставить батарею на зарядке, пока ток не начнёт падать.
  • При токе 0,1 А отключить батарею от ЗУ.
  • Подключить к батарее автомобиля лампочку мощностью 10,20 W для малой ёмкости, а для большой — лампочку от фары, на время, пока не разрядится до 10 вольт.
  • Повторить зарядку при напряжении 13 В.
  • Если батарея принимает зарядку, то она восстановилась.
  • Дать постоять сутки, и если напряжение сильно не упадёт, то ещё какое-то время его можно использовать.
  • Колпачки и крышку установить на место.
  • Процесс заряд–разряд можно повторить.

Если ток при большом напряжении не растёт, то батарея, к сожалению, восстановлению не подлежит. Чтобы продлить жизнь разряженному накопителю, в качестве зарядки можно воспользоваться подручными средствами, такими как:

  • Блок питания ноутбука.
  • Блок питания для компьютера.
  • Адаптеры на 12 В (для светодиодных лент).

Процесс зарядки не должен прерываться до полного заполнения ёмкости батареи. Большие токи или напряжение при зарядке губят agm аккумуляторы. Если не указаны эксплуатационные характеристики, то нужно придерживаться стандартных.

Читайте далее:

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Как правильно заряжать AGM аккумулятор

Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор автомобиля

Вредно ли заряжать аккумулятор от машины дома

Обзор зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Когда необходимо устанавливать гелевый аккумулятор на зарядку

В некоторых источниках указано, что такой тип АКБ допускает полный разряд и длительное хранение в таком состоянии. Мягко говоря, это не совсем правильно. Как и любой кислотный аккумулятор, он не допускает полного разряда. При этом происходит разрушение пластин. Кроме этого, во время зарядки «с нуля» протекает большой ток, который может привести к неисправности аккумуляторной батареи. Во время зарядки большими токами идет интенсивное газообразование, банки не успевают их адсорбировать.

На предприятиях, занимающихся торговлей аккумуляторов, которые длительное время поддерживают гелевые АКБ в готовом к эксплуатации состоянии, руководствуются параметром «standby use», обычно указанном на шильдике корпуса или в техническом руководстве. Он находится в пределах от 6,7 до 7,5 вольт. Именно такое минимальное напряжение должно допускаться на гелевом аккумуляторе. Если напряжение меньше, его следует немедленно ставить на зарядку.

Информация о силе тока и напряжении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector