Движение по полосам в городе правила
Содержание:
Продольная полоса
И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.
Продольная полоса
Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.
Профиль проезжей части с продольной полосойПродольная полоса проезжей части
Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.
Сужение дороги
Как определить количество при наличии разметки
Правилами предусмотрено 3 основных разметочных линии для разделения полос:
1.1
Сплошная линия
Устанавливает границы для противоположных транспортных рядов.
Символ рубежей полос на участках повышенной опасности.
Единственная черта, пересекать которую запрещено.
1.5
Одинарная линия – прерывистая
Разделитель потоков со встречных направлений на двух- и трехполосных дорожных участках.
С ее помощью обозначают границы для движения по 2-м и более полосам попутного движения.
Эту разметку можно пересекать при перестроении и обгоне.
1.6
Одинарная линия – прерывистая (отличие от 1.5 – более длинный штрих).
Предупреждает, что по ходу движения линия разделения станет сплошной.
Граница для транспортных рядов противоположного направления.
Важно соблюдать осторожность при пересечении этой полосы: маневр можно начать на разрешенной разметке 1.6, а закончить на 1.1, а это уже наказуемо.
На размеченном участке легко узнать количество полос: их нужно сосчитать.
Осевая линия – одинарная (сплошная или прерывистая). | Дорожное полотно разделено на 2 или 3 полосы. |
В центре – «сплошная». | Эта дорога – двухполосная. Если ширина дороги будет позволять одновременное движение большего количества ТС, это не имеет значения. |
Осевая линия 1.3 (двойная «сплошная») | Разграничивает потоки транспорта на широких магистралях, где в оба направления предусмотрено 4 и более полосы. Если ширина более 375 см, их 2 или 3. |
Разметка разделяет только противоположные потоки – сколько полос?
Если на участок полотна нанесена одна линия, и она является разделителем потоков ТС с разных направлений, понять, сколько на дороге полос, немного сложнее:
Классификация дорожных знаков
Знаки, регулирующие дорожное движение по автополосам, относятся к табличкам особых предписаний. О них сказано в Разделе 5 ПДД.
Движение по полосам
Знак “Движение по полосам” имеет идентификационный номер 5.15.1. в ПДД.
Выглядит следующим образом – на синем фоне расположены две или более стрелки, указывающие, в каком направлении можно двигаться по каждой, отдельно взятой автополосе. Стрелки разделены прерывистой белой линией.
Устанавливается именно на многополосных дорогах по направлению движения. Для встречной проезжей части могут быть установлены другие знаки “Движение по полосам”. Водитель обязан руководствоваться именно тем знаком, который установлен по ходу его движения.
По данной табличке возможно определить:
- сколько автополос для движения в заданном направлении;
- в каком направлении возможно двигаться по каждой (разрешен ли поворот, разворот, движение прямо и др.).
Движение на полосе
Знак “Движение по полосе” имеет классификационный идентификатор в ПДД – 5.15.2. Его различие от предыдущего заключается лишь в графическом отображении одной автополосы и разрешенного направления движения по ней.
Отметим, что указанные знаки могут не соблюдать водители маршрутных ТС.
Кроме этого, соответствующие знаки могут устанавливаться до перекрестка. В этом случае, их действие распространяется как на дорожное движение до перекрестка, так и в его пределах (исключение – если иные знаки “Движение по полосам”, установленные на перекрестке, не содержат других указаний).
Поворот на полосе
Знаки “Поворот на полосе” монтируются непосредственно перед перекрестком и регламентируют направление движения по каждой из автополос внутри перекрестка.
Обычно такие знаки монтируются перед перекрестками с круговым движением.
Представляется, что по умолчанию водители должны руководствоваться общими правилами поворота и разворота:
- левый поворот или разворот – только из крайней левой;
- поворот направо – только из крайней правой.
Однако соответствующие знаки могут указывать на иную организацию дорожного движения, что нередко вводит водителей в заблуждение.
Поэтому напомним правила, которые позволят с легкостью ориентироваться на любых перекрестках:
неважно, по какой полосе был совершен въезд на перекресток – в любой момент водитель может перестроиться на ту полосу, с которой разрешен соответствующий маневр (если это не запрещено дорожной разметкой);
по общему правилу, выезд с перекрестка с круговым движением должен осуществляться по крайней правой, но если установлена одна из табличек 5.15.1. или 5.15.2., выезжать можно с тех полос, с которых это разрешено знаком.
Начало и конец полосы
“Начало автополосы” подразделяется на две разновидности:
- 15.3. – начало дополнительной;
- 15.4. – начало средней на трехполосной дороге.
Первый знак имеет синий фон, на котором расположены две или более стрелки. При этом из крайней стрелки справа исходит еще одна, указывая на увеличение числа полос.
Такой знак устанавливается:
- на подъемах для обозначения дополнительной полосы;
- незадолго до перекрестка или поворота направо на участках скоростных магистралей, чтобы обозначить автополосы для снижения скорости перед входом в поворот.
5.15.4. похож на предыдущий, однако есть отличия:
- стрелок может быть только две, так как средняя полоса может быть только на трехполосных дорогах;
- графическое отображение – синий фон, две стрелки, из крайней правой стрелки исходит еще одна в левую сторону, разделитель между стрелками – прерывистая линия.
5.15.5. и 5.15.6. практически идентичны и обозначают конец полосы торможения или средней автополосы на трехполосной дороге соответственно. Различие заключается лишь в направлении стрелки – в первом случае она направлена влево, во втором – вправо.
Водители, увидевшие данные знаки, обязаны заблаговременно перестроиться с дополнительной полосы на основную.
Режимы движения
Нюансы ПДД касаемо этих знаков:
- если рядом с 5.15.3., указывающим о наличии дополнительной автополосы для набора скорости или торможения, установлен 4.6., ограничивающий минимальную скорость движения (форма – круг, цвет – синий, внутри – цифры белым цветом), водитель, не могущий соблюдать указанную скорость, обязан перестроиться в крайний правый ряд;
- на стрелке, исходящей в левом направлении на 5.15.4., могут быть графические изображения, запрещающие движение определенным ТС (например, грузовым авто с массой более 3,5 тонн) – в таких случаях, движение указанных ТС по дополнительной автополосе запрещается.
Знак 5.15.3 «Начало полосы»
Знаком 5.15.3 «Начало полосы» обозначается начало дополнительной полосы на подъеме или начало полосы торможения на пересечениях и примыканиях дорог. Этот знак также применяют при увеличении числа полос для движения в данном направлении справа.
Дорожный знак 5.15.3 устанавливают у начала отгона такой полосы.
Данный знак с изображением знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости» применяют в тех случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе (или полосах), ведущей (ведущих) на подъем.
Это делается с целью увеличения пропускной способности данного участка дороги, поскольку на левых полосах машины должны двигаться быстрее.
Принцип простой, он применим на любых дорогах — кто не может двигаться быстро — занимает правую полосу, и едет не спеша, тем более, если дорога ведет на подъем. Кто может ехать быстрее — занимает левые полосы, опережая остальных.
Знаки, указатели и сигналы
Движение по кругу в обязательном порядке обозначается знаками. Оно на данных пересечениях дорог согласовывается с нанесенной разметкой и дополнительно установленными указателями. Знак «Круговое движение», стоящий при въезде, таким образом, обозначает перекрестки. ПДД предусматривает вариант кругового пересечения дорог, которые не содержат знаков и дополнительных разметок. Это довольно частое явление на трассах. Правила проезда кругового движения без указателей и знаков такие же, как и для нерегулируемого пересечения дорог.
В некоторых случаях проезд круговых перекрестков оснащен светофорами. Но это скорее исключение, чем правило. При маневрировании управляющий транспортным средством человек обязан включать поворотные сигналы на автомобиле, об этом гласят правила ПДД. Проезд кругового движения включает в себя перестроения из одной полосы в другую, поэтому сигналы обязательны, так как в противном случае вы, скорее всего, станете инициатором дорожно-транспортного происшествия. Также не стоит забывать о поворотниках при въезде и выезде с кольца.
Наиболее распространенный вариант — это круговое движение и один знак, который его обозначает. Для водителей это должно означать, что на кольце используется правило правой руки. То есть автомобиль, уже начавший движение по кругу, не имеет преимущества перед въезжающим, который является помехой справа.
Такую схему имели до 2010 года круговые перекрестки. ПДД последующих лет принуждали устанавливать дополнительно знаки. Это необходимо для изменения направления движения, в зависимости от загруженности участка дороги. Таким образом начали ставить знаки приоритета. Это позволило значительно усовершенствовать и регулировать движение для безрельсового транспорта.
Знаки «Уступи дорогу» и «Главная дорога» устанавливаются в черте города, перед въездом на кольцо. В некоторых случаях последний используют совместно с табличкой, указывающей маршрут. В данной ситуации следует быть особенно внимательным и учитывать каждое направление.
Встречается сочетание знаков «Круговое движение» и «Уступи дорогу». Чтобы проехать кольцо правильно и без происшествий, нужно обратиться к ПДД. А правила проезда кругового движения сообщают нам, что при сочетании данных знаков преимуществом обладают механические транспортные средства, которые находятся на кольце, а въезжающие обязаны остановиться и пропустить их.
Наказание за нарушение правил
Игнорирование правил грозит денежным штрафом, сумма которого зависит от вида нарушения:
- маневрирование без включенных поворотных сигналов – 500 руб;
- игнорирование преимущества движения – 1000 руб;
- переезд сплошной разметки – 5000 руб или лишение прав в течение полугода.
Совершая некорректные маневры, водитель рискует оказаться без прав, спровоцировать аварию с участием третьих лиц (пешеходов и других транспортных средств). Это грозит административным или уголовным наказанием, тяжесть которого зависит от характера ДТП. Знание правил ГИБДД, статей нарушений позволяет участникам движения быть взаимно вежливыми, бережет нервы, финансы и здоровье.
Общие правила проезда
В зависимости от типа пересечения дорог, регламентируются и правила их проезда
Поэтому, при подъезде к такому месту, водителю важно правильное определение вида перекрёстка
Рекомендуем для прочтения:
- Обгон на перекрёстке: можно или нет
- Правила проезда перекрестков с круговым движением
- Правила проезда перекрестков: кто должен проехать первым?
- Что такое пересечение проезжих частей на перекрёстке
Регулируемого перекрёстка
Наиболее просто пересечь именно такое сочленение дорог, так как оно однозначно определяется сигналами светофора или регулировщика. Все знаки и разметка являются вторичными по отношению к регулируемым пересечениям проезжих частей. Проезд на разрешающий сигнал светофора ничем не ограничивается.
Осуществляя манёвр налево по стрелке (горящей постоянно или включающейся по заданному интервалу) необходимо пропустить автомобили, движущиеся прямо на зелёный свет. Также пропускаются пешеходы и велосипедисты, пересекающие магистраль на «свой» зелёный сигнал.
При повороте налево нужно пропустить все встречные транспортные средства, которые движутся прямо. Также даётся преимущество и встречным машинам, поворачивающим направо — по правилу «помеха справа».
Важно! При наличии регулировщика его сигналы имеют больший приоритет, чем работающий светофор
Нерегулируемого перекрёстка
Как видно из названия, на таком пересечении дорог нужно руководствоваться знаками, дорожной разметкой и всё тем же правилом «помеха справа». К нерегулируемым перекрёсткам относятся и те, на которых временно прекращает работу светофор, отсутствует представитель ГИБДД, который должен направлять транспортные потоки в случае форс-мажорных обстоятельств.
Равнозначных
Равнозначные дороги регулируются следующим образом — дать преимущество проезда транспортному средству, которое приближается справа. Тут может возникнуть коллизия: сразу со всех направлений подъедут автомобили, поворачивающие налево.Знаете ли вы? Первый в мире светофор на перекрёстке был установлен в 1914 году в американском Кливленде. Он не был автоматическим — им управлял сотрудник полиции из расположенной рядом будки.В таких случаях дорожные службы устанавливают регулирующие знаки («Уступи дорогу», «Стоп»).
С круговым движением
Регулировать движение «по кругу» с ноября 2017 года стало намного проще
Главной дорогой считается круговое автополотно, поэтому любое транспортное средство, въезжающее на «кольцо», обязано пропустить другое, уже движущееся по нему.Знаете ли вы? Круиз-контроль — опция, на которую обращают внимание все потенциальные покупатели автомобилей, изобрёл Ральф Титор, слепой инженер-механик
Это логичное решение привело к единому алгоритму при распределении транспортных потоков по такому сложному участку дороги.
С трамвайными путями
Трамвай, как рельсовое транспортное средство общего пользования, имеет ряд преимуществ при переезде через перекрёсток. Зачастую, перед или сразу после пересечения дорог, расположены остановки, где потенциальные пассажиры могут массово нарушать правила дорожного движения.
Преимущество для трамвая отсутствует:
- при выезде из трамвайного депо;
- в случае поворота на зелёную «стрелку» во время действия основного запрещающего сигнала светофора;
- при подъезде по второстепенной дороге с мигающим жёлтым светофором.
Неравнозначных
При подъезде к пересечению путей по второстепенной дороге водитель должен пропустить автомобиль, который приближается по главной. В данном случае не имеет значение дальнейшее направление движения транспортных средств.
Важно! При изменении направления главной дороги все водители, перемещающиеся по ней, должны использовать правила проезда равнозначных перекрёстков. То же касается и второстепенных путей
Со светофором
Как уже говорилось выше — работающий светофор однозначно указывает на приоритет пересечения перекрёстка. В таком случае разночтений не возникнет. А вот если это устройство по какой-то причине перестало работать (например, такое часто случается после грозы), то необходимо руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
Кто виноват в ДТП при перестроении
Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.
В правый ряд
Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.
Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.
ДТП при перестроении в правый ряд
В левый ряд
Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.
Спорные ситуации
Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:
- Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
- Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.
- Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.
- Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
- То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону. В результате левая машина переместилась на разметку.
Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.
При обгоне
Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:
- водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
- автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).
Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.
Об аварии при перестроении смотрите в этом видео:
Определение
Ситуация, в которой водитель не сумел вовремя сориентироваться на дороге и определить полосу для движения, чревата штрафами и серьезной угрозой для жизни.
У проезжей части всегда есть дорожные полосы. Иногда их видно сразу: они выделены соответствующей дорожной разметкой.
Когда это пространство четко обозначено, вопросов не возникает. Бывает, разметка не нанесена, стерлась либо скрыта под слоем грязи или снега. При отсутствии разметки водителю нужно самому определить собственное местоположение на дороге.
Условная линия, проведенная продольно строго посередине, разделяет дорогу на две половины:
- справа находится полоса для попутного движения автомобилей;
- слева расположена встречная полоса.
Можно применить и такой принцип: сколько автомобилей одновременно разъедется в одном сечении участка дороги, столько на ней полос.
Правила перестроения
Рассмотрим алгоритм перестроения на дороге:
- разделительная полоса не должна быть сплошной;
- вы должны предупредить водителей и включить «поворотник»;
- чтобы избежать столкновения, необходимо снизить скорость и рассчитать расстояние между автомобилями;
- необходимо пропустить все транспортные средства, которые движутся по полосе, на которую вы планируете перестроиться;
- при одновременном перестроении преимущество имеют автомобили справа;
- учитывайте скорость всех транспортных средств на дороге.
Кто кому должен уступить
Если вы решили перестроиться, то для начала вы должны уступить дорогу всем транспортным средствам, которые находятся на этой полосе. Только после того, как вы убедитесь, что все машины проехали, можно начинать манёвр
При этом важно выбрать правильную траекторию для общей безопасности на дороге. Также с помощью зеркал убедитесь в том, что сзади вас никто не едет, чтобы этим водителям не пришлось мгновенно тормозить
При сужении дороги
О сужении дороги вас предупредит специальный знак. В этом случае необходимо сменить полосу движения и желательно это сделать заранее. Машины, которые едут на несужаемой полосе, имеют преимущество, они должны продолжать свой путь в заданном направлении. Автомобилисты, которые планируют перестроение, должны пропустить все автотранспортные средства, после чего — начинать манёвр.
Видео: Всё о перестроении
В левый ряд
В данном случае «работают» общие правила
Многие неопытные водители обращают внимание на то, кто находится на второстепенной дороге, и исходя из этого делают выводы — у кого преимущество. Но это грубая ошибка
Уступает дорогу то транспортное средство, что «решило» сменить правый ряд дороги на левый. Совершая манёвр, не забывайте предварительно включать поворотный сигнал.
Между рядами
Как и в предыдущем случае, необходимо придерживаться общих правил
Единственное, на что необходимо обратить внимание — это постепенное перестроение. Если вы двигаетесь на трёхполосной дороге, и, при этом, находитесь в крайнем правом ряду, а вам необходимо сменить его на крайний левый, то пересекать одним манёвром две разделительные полосы запрещено
Перестраиваться необходимо постепенно: сначала — в среднюю полосу, потом — в крайнюю.
Общественный транспорт
Для транспорта общественного пользования нет никаких приоритетов. Не нужно путать данный вид транспорта со спецмашинами (скорая помощь, машина пожарной службы или полиции), которые едут с проблесковыми маячками. Стоит отметить, что для общественного транспорта на дорогах часто выделяют специальные полосы. Занимать данный фрагмент проезжей части обычному автомобилю разрешено для поворота налево, но создавать препятствие для общественного транспорта нельзя. В таком случае необходимо немедленно покинуть данный ряд.
Перед светофором
Перестроение перед светофором — очень частое явление и руководствоваться в данном случае необходимо общими правилами.
Рассмотрим некоторые особенности данного манёвра:
- перед перестроением обязательно включите обозначающий сигнал, даже если автотранспортные средства в попутном движении отсутствуют;
- менять полосу движения необходимо без резкой смены скорости;
- в ситуации, когда в крайних рядах автомобили остановились перед светофором, вам необходимо сделать также (в этот момент на проезжей части могут быть пешеходы).
Обоюдное перестроение
Такого рода манёвр характерен для трёхполосной дороги, когда в средний ряд планируют перестроиться транспортные средства с крайних левой и правой полос. Это достаточно опасное действие и требует особого внимания. Согласно ПДД, в таких ситуациях приоритет в движении имеет машина, которая находится справа. Она проезжает первой, а автомобиль в левой полосе должен ожидать, пока у него не будет помехи справа.
Всем хорошо известно «правило правой руки». На него также ссылаются во время перестроения. Помеха справа всегда пользуется преимуществом. Но не нужно путать это с ситуацией, когда водитель едет по правой стороне и ему необходимо перестроиться в левый ряд. В данном случае автомобиль справа не является помехой, и он должен пропустить все автомобили в левом ряду.