Как научиться дрифтовать на автомобиле
Содержание:
- История возникновения дрифта
- Что вообще такое дрифт
- Как делать дрифт автомобиля на автомате
- Самоблокирующийся дифференциал
- Дрифт на переднем приводе
- Зачем нужно уметь дрифтить
- Feint drift/Kanteria – двойной, ложный занос
- Физика заноса в дрифте или как это происходит?
- Подвеска
- Техника дрифта №7 — динамичный дрифт
- Дрифт-кары
История возникновения дрифта
Использование заноса в ралли
Изначально дрифт как спорт появился в Японии. Так как дрифтинг начал развитие сразу в нескольких городах Японии, то точное место его рождения определить нельзя. В истории происхождения дрифта известны такие горные перевалы, как Ирохазака, Роккосан, Хаконе и все возможные холмистые дороги в Нагано.
Современный дрифт, как и большинство профессиональных гонок, во время своего зарождения проводился нелегально. Гонки проходили на извилистых загородных дорогах, которые назывались «Тогэ». Самых увлеченных энтузиастов называли «Роллинг зоку», они-то и состязались на Тогэ. Изначально занос не был обязательной частью Тогэ, но, в основном из видеозаписей ралли, гонщики поняли, что на узкой и извилистой дороге проходить повороты в управляемом скольжении быстрее всего. Гонки тоге делятся на две части: uphill и downhill. На таких узких трассах обгон почти не возможен, поэтому гонки представляют собой преследование, в которых цель лидера — к финишу увеличить первоначальное расстояние между машинами, а преследователя — уменьшить его. В местах, где ширина дороги позволяет выстроить в ряд на старте 2 машины, гонки проходят по классическим правилам. Усложненной версией Тогэ является «гонка со скотчем», где одна рука водителя привязана к рулю. Часть Роллинг зоку стали применять технические приемы вождения раллистов, приемы прохождения поворотов быстро и без потери инерции. С использованием раллийной техники прохождения поворотов водители на Тогэ начали замечать, что уровень владения машиной и время прохождения улучшились, при этом гонка стала напряженней. Именно на Тогэ зародился дрифт.
В США дрифт пришёл в 1996 году. Так как во многих штатах были запрещены доработки автомобилей, намеренная пробуксовка шин (англ. burnout) и уличные гонки, то соревнования проходили на закрытых трассах.
Что вообще такое дрифт
В переводе это слово обозначает занос. Он может быть случайным или намеренным, проводиться на авто- или мототранспорте. Цель дрифта заключается в сохранении управления в процессе прохождения заноса. Тяга с задних колёс утрачивается, водителю предоставляется ручное управление и педаль газа. Прежде чем начнёте обучение дрифтованию, необходимо хорошо обдумать своё решение и тщательно изучить правила этого спорта:
- на городских улицах совершение манёвров запрещено, осуществляется занятие дрифтом в специально отведённом месте, равно как и обучение,
- этот спорт является травмоопасным и нередко приводит к летальным исходам,
- транспорт подвергается сильному износу и постоянно нуждается в ремонте, расходы являются привычным делом для спортсменов,
- чтобы научиться правильно дрифтовать, лучше использовать заднеприводный автомобиль.
Ничего из этого вас не пугает, вы готовы к сложностям и не боитесь опасности? Тогда мы начинаем рассказывать, как научиться дрифтовать.
Как делать дрифт автомобиля на автомате
А теперь я расскажу вам, как делать дрифт на автомате. Но прежде, оповещу об опасностях, которые могут ожидать.
- Сильный и неравномерный износ покрышек из-за дрифта. Я рекомендую, если вы заядлый дрифтер, каждые полгода приезжать на осмотр опытных механиков. Они посмотрят в каком состоянии протекторы покрышек и, если необходимо, то заменят.
- Если вы часто пытаетесь дрифтовать при включенной системе стабилизации, то знайте, что на механические детали АКПП идут повышенные ударные нагрузки, хоть вы и не выжимаете газ в пол полностью. В момент дрифта машина не встанет в стопор, как пишут многие, но где-нибудь в заснеженном селе, зимой и ночью, когда вы будете возвращаться домой, АКПП может дать сбой.
- Дрифтуйте только на малой скорости, до 60 километров в час, если вы неопытный дрифтер.
А теперь давайте рассмотрим как нужно правильно делать резкие заносы.
Режим на автоматической трансмиссии
Вначале разберем режимы автоматической коробки. АКПП имеет пять основных режимов. Это:
- «P» – парковка;
- «R» – задний ход;
- «N» – нейтралка;
- «D» – движение вперед.
- «L» – понижающая передача. У различных моделей называется по-разному.
У каждой автоматической коробки есть дополнительные режимы: «Спорт», «Снег», «Овердрайв». Овердрайв используется для равномерного движения по автомагистрали, «Спорт» увеличивает динамику автомобиля, «Снег» удобен для движения скользких дорогах и по заснеженным трассам.
Режим D3 или OD off – движение только на 1, 2 и третьей передаче походит для перемещения на авто по городу.
Для чего я вам напомнил о режимах селектора автомата, вы узнаете из следующего блока.
Контрсмещение
Рассмотрим, как делается контрсмещение на автомате. Само слово подразумевает, что автомобиль должен из одной стороны дороги сместиться в другую сторону.
- Вы двигаетесь на машине прямо по центру, а впереди маячит поворот налево.
- Двигаетесь на транспортном средстве к правой обочине.
- Резко выруливаете в левую сторону и стараетесь проехать не по верхнему участку поворота, а прямо в точке среза.
- Это позволит вам раскачать автомобиль, а задним колесам проскользить до внешней стороны бордюра поворачиваемого участка дороги.
- Теперь вам пригодится один из режимов на селекторе автомата. А именно – понижающий режим или «L», на некоторых моделях обозначается сразу цифрой «1».
Понижающий режим во время дрифта на автомате в контрсмещении используйте только на заднеприводных и полноприводных авто. На переднеприводных транспортных средствах полностью отпускайте педаль газа, иначе вы воткнетесь в обочину левой стороны дороги.
Контрзанос
Этот способ дрифта на автомате еще называют «динамическим хлыстом». «Динамический хлыст» увеличивает вращение машины по окончании дрифта. Принцип таков:
- Перед тем, как повернуть набираете разгон.
- Когда входите в поворот, тяните на себя ручник, а машину стараетесь слегка увести в противоположную сторону от поворота.
- Отжимаете газ автомата с опозданием, и руль переводите в обычное положение – прямо.
- Машина начинает вихлять задней частью.
Таким образом автовладелец может совершить поворот на 90 градусов или полный разворот на 180. А каждый цикл заноса предполагает увеличение угла заноса от минимального до максимального.
Наконец, вы понимаете, что означает контрсмещение и контрзанос. А теперь давайте поговорим о том, как использовать ручной тормоз при дрифте.
С использованием ручного тормоза
Рассмотрим, как дрифтить на автомате работая только ручным тормозом.
- Включите зажигание и нажмите на педаль тормоза.
- Нажмите на кнопку отключения DSC и задержите палец на 4 секунды. Когда загорится желтый треугольник на мониторе – отпустите ее.
- Кулису селектора переведите в положение D. Затем переводите ее до упора назад, пока на мониторе не загорится «М». Это означает, что АКПП находится в полуручном режиме. Вы спросите почему «полуручной»? Потому что компьютер все равно фиксирует все ваши действия, и вы не сможете творить на автомате то, что можно было бы делать с механикой.
- Включите вторую передачу.
- Разгоните автомобиль до нужной скорости. Для новичков не больше 50 кмч, как я уже писал. Не забываем.
- Подъезжаете к повороту и поворачиваете руль в противоположную сторону от поворота. Затем регулируете занос с помощью поворота руля в обратную сторону.
- Тяните на себя ручной тормоз. И через 1 секунду отпускаете.
- Нажимаете на акселератор автомата.
- На выходе из поворота продолжаете удерживать педаль газа нажатой.
- Выровняйте транспортное средство и отпускайте газ.
- Если что-то пойдет не так, переведите кулису в нейтральное положение.
Самоблокирующийся дифференциал
С чего начинать подготовку автомобиля к дрифту? С оснащения самоблокирующимся дифференциалом. С обычным видом занос под большим углом сделать, а тем более удерживать сложно. А говорить о развороте на сто восемьдесят и триста шестьдесят градусов бесполезно. Дело в том, что при такой попытке наружное к повороту колесо будет загружаться, а внутреннее, наоборот, разгружаться. Более того последнее может приподняться над землей. Мотор в этой ситуации не будет способным давать крутящий момент на нагруженное колесо, потому что занят вращением разгруженного. Поэтому с регулировкой газа никак не получится начать занос. Он здесь возможен только при помощи ручного тормоза. И то, выйдет неуправляемый разворот, но никак не дрифт. Но при самоблокирующемся дифференциале крутящий момент будет передаваться в любом случае.
Должно обеспечиваться достойное сцепление с поверхностью. Вместе с тем, так как научиться дрифтовать на машине легче с более скользкими шинами, возможно их использование на малой скорости, потому что большее они просто не выдержат. Но на соревнованиях должны быть такие шины, которые способны продержаться хотя бы один заезд. При этом на более мощном моторе покрышки должны быть более цепкими, чтобы автомобиль скользил на высоких скоростях и с изрядным количеством дыма.
Применяется для обеспечения дрифта низкопрофильная резина. В ней наблюдается минимум амортизации при изменении крутящего момента. Скользить она будет намного лучше, чем высокопрофильная.
Дрифт на переднем приводе
Задний привод освоили, можно ознакомиться с тем, как дрифтовать на переднем приводе. Этот процесс может быть реализован несколькими способами. Мы будем рассматривать каждый из них.
- Первый вариант реализовывается следующим образом:
- перед манёвром снижается передача, поднимаются обороты и создаётся центробежная сила за счёт притормаживания;
- сцепление и нейтральная передача;
- пятка правой стопы давит на газ, а носок — на тормоз, в этом случае будет осуществляться моментальная синхронизация оборотов;
- выжимаем сцепление, включаем понижающую скорость;
- с тормоза носок убираем и перемещаем его на газ.
- Второй способ применим не ко всем автомобилям. Его могут брать на вооружение владельцы авто с большим объёмом мотора и внушительным количеством «лошадей» под капотом.
- для вхождения в поворот выбираем максимальную скорость;
- колёса выворачиваем до максимума в сторону, обратную направлению заноса, и давим на газ;
- при сильном заносе зада потребуется без промедления выворачивать руль в сторону движения машины;
- добавляем газ и продолжаем двигаться в нужном направлении.
- Самым лёгким, доступным для новичков и распространённым является третий способ. Его суть изложена ниже:
- входим в манёвр на максимальной скорости;
- пяткой и носком синхронизируем обороты, этот приём уже встречался ранее;
- понижаем передачу;
- руль максимально вывернут в обратном направлении от заноса;
- включаем ручник и тут же отпускаем в момент прохождения максимальной точки заноса;
- обороты снижать нельзя;
- выравниваем руль в направлении движения.
Зачем нужно уметь дрифтить
Обычному автомобилисту достаточно уметь справляться с заносами. Или – что более правильно – предотвращать их. Провокация заноса в форме дрифта – это, скорее, зрелищный элемент, свойственный гонкам, чем навык, необходимый автолюбителю.
Однако в умении дрифтить есть и практический смысл:
Целенаправленный дрифт позволяет научиться справляться с заносами. Для человека, который практикуется в дрифте, все стандартные заносы на дороге покажутся приятной игрой.
Автомобилист приобретает большую уверенность в своих действиях, лучший контроль над поведением машины, «чувство дороги».
Когда у других сдают нервы, и они совершают неправильные действия, дрифтер всегда знает, как вести себя в предаварийной ситуации: за рулем он вовремя предпринимает именно те шаги, которые необходимы в каждый конкретный момент.
При помощи своих навыков дрифтер предотвращает снос машины при происшествиях на дороге.
Дрифтер приобретает способность делать идеальные повороты на скорости.
И последнее: осваивайте технику контролируемого заноса не для того, что дрифтить на проезжей части, а чтобы стать первоклассным автомобилистом, который в предаварийной ситуации сохраняет жизнь не только себе, но и окружающим.
Feint drift/Kanteria – двойной, ложный занос
Эта техника взята из такого вида автогонок, как ралли. В своем исполнении она использует двойной занос: машину сначала заносит в обратную сторону и в этом состоянии изменяется траектория скольжения.
- При приближении к повороту выверните руль в противоположную повороту сторону (например, при вхождении в правый поворот, выворачивайте руль налево). Соблюдать дистанцию для выполнения этих манипуляций вы должны, исходя из расчета скорости, на которой движетесь. Разворот машины в противоположную сторону загрузит один борт автомобиля и разгрузит другой (например, выворот колес в правую сторону перед левым поворотом, разгрузит правый борт автомобиля). При разжимании пружин той стороны, на которую пришлась нагрузка, автомобиль отбросится в сторону поворота. Не обязательно быстро воспроизводить все эти манипуляции, все движения должны быть мягкими и плавными не на скорость, так как быстрая перемена направления колес, снизит нагрузку на переднюю подвеску и может произойти срыв передних колес.
- Как только вся нагрузка уйдет на одну сторону, сразу выворачиваем руль.
- Прибавьте обороты сразу после изменения направления автомобиля. Центробежная сила в сочетании с избыточной мощностью создадут поперечное скольжение автомобиля. В полноприводных машинах применяйте ручной тормоз вместо прибавления оборотов.
- В случае заноса задней части машины на большее расстояние, чем того требует траектория, немедленно выворачивайте руль по направлению движения. Тогда машина начнет двигаться по направлению, заданному передними колесами. Обязательно поддерживайте скорость вращения двигателя, потому что в позиции этого заноса, сброс газа или притормаживание приведут к вращению или вылету авто с трассы.
- Завершающим этапом поперечного скольжения будет выравнивание автомобиля на дороге, для чего плавно отпускаем акселератор, сбрасывая газ.
Физика заноса в дрифте или как это происходит?
Чтобы разобраться, как дрифтовать на заднем приводе, сначала следует ознакомиться с физикой заноса. При вхождении в поворот задние колеса принудительно срываются в скольжение при помощи резкого увеличения на них крутящего момента. При этом траектория движения автомобиля задается таким образом, что его задняя часть начинает двигаться с опережением относительно передней.
При определенных условиях автомобиль удерживается в состоянии заноса до конца поворота. После прохождения задним колесам дается возможность восстановить нормальное сцепление с дорогой и авто стабилизируется.
Условно управляемый занос на автомобиле с задним приводом можно разделить на 3 этапа:
- вхождение в занос;
- поддерживание его на протяжении всей траектории поворота;
- стабилизация автомобиля, то есть выход из заноса.
Как сделать занос?
Для вхождения в занос перед началом поворота необходимо сместить центр тяжести автомобиля на переднюю ось. Для этого используется кратковременное торможение. После смещения веса необходимо одновременно направить автомобиль в сторону заноса и сорвать задние колеса в скольжение. Для этого руль интенсивно поворачивается в сторону траектории поворота, а педалью акселератора увеличивается крутящий момент на задних колесах.
Для удерживания машины в заносе на протяжении всего маневра необходимо поддерживать достаточные обороты двигателя, чтобы обеспечить постоянное скольжение задних колес. Рулем корректируется правильная траектория движения.
Если автомобиль самостоятельно выходит из заноса и начинает стабилизироваться раньше времени, то необходимо увеличить обороты двигателя и рулем установить более крутой угол поворота.
Если перестараться с педалью газа, то автомобиль может войти в неуправляемый занос и его попросту развернет.
Как выйти из заноса?
Для выхода из заноса плавно отпускается педаль акселератора до того момента, пока ведущие колеса не перестанут скользить, и автомобиль выравнивается рулем в направлении дальнейшего движения. При этом не стоит резко понижать обороты двигателя, так как это может привести к нестабильности автомобиля и ухода его в занос в противоположную сторону.
Для обучения технике управляемого заноса на автомобиле с задним приводом следует выбрать большой участок территории, на котором отсутствуют другие машины, препятствия или люди. Постепенно увеличивая скорость и угол заноса необходимо прочувствовать, как ведет себя автомобиль в тех или иных условиях.
Техника дрифта на заднем приводе может однажды пригодиться и простому водителю. В экстремальных ситуациях умение более резко поменять траекторию автомобиля или безопасно вывести его из неожиданного заноса может спасти жизнь многих людей.
Подвеска
В дрифт-карах используются жесткие, короткие пружины со спортивными стойками либо же койловеры – единый узел из амортизатора и пружины, регулируемый по высоте и жесткости. Стабилизаторы поперечной устойчивости также отличаются жесткостью. Развал передних колес такого автомобиля должен быть сильно отрицательным, в идеале – 2,8 градуса. Это необходимо для более точного управления транспортным средством во время заноса. Что касается развала и схождения задних колес, то они сводятся к нулю. Для увеличения устойчивости кузова, его усиливают распорками. Чтобы получить больший угол в заносе, систему рулевого управления дорабатывают посредством увеличения выворота колес
Еще одной важной манипуляцией является расширение колеи. Задняя и передняя колеи должны быть равным, однако допускается, чтобы передняя колея была немного шире
Угол Аккермана, для более стабильного поведения машины во время заноса, сводиться к нулю.
Техника дрифта №7 — динамичный дрифт
Эта техника скольжения осуществляется путём резкого сброса газа на въезде в длинный поворот, корректировок рулём и своевременным поддержанием заноса короткими нажатиями на тормоз. В основном ориентирован на профессионалов ввиду высокой опасности такой техники. И так попробуем динамичный дрифт – это довольно трудно. Скольжение создается резким сбросом газа. Переходим непосредственно к технике. Едем на III-передачи все время давим на газ, самое трудное вовремя его бросить. Как только начнете поворачивать отпустите газ машина начнет скользить.
При такой технике езде, как только Вы отпустите газ, задняя ось начнет занос, потом остается только корректировать его. Делать это нужно без торможения просто отпустив газ, как только задняя часть пошла в занос, начните корректировать рулем движение автомобиля, и на выходи из поворота нужно надавить на газ. Вы поняли, что на входе в поворот мы бросаем газ, проводим корректировку рулем и на выходе из поворота давим на газ, чтобы нас как бы “выкинуло” из поворота. При правильной корректировке рулем и резком газе машина моментально выровняется.
Некоторые автомобили могут пройти поворот, совсем не используя тормоз. Например: на Мазде Миата, можно получить lift-off, двигаясь на большой скорости и резко просив педаль газа. Только здесь корректируем рулем и нажимаем на газ. Сложность и наверно больше опасность в том что эта техника скольжения делается на большой скорость, что можно просто напросто не справиться с управлением и может случиться все что угодно. Данная техника скольжения экстра-класса и она замыкает все семь техник дрифта. Конечно, я не рекомендую использовать динамический дрифт новичкам. Это может быть очень опасно.
Дрифт-кары
Стив Мур на своем Nissan Silvia (S14) по Лидден-Хилл в третьем раунде King of Europe (2014)
Дрифт-кары — это обычно легкие и средние заднеприводные купе и седаны, предлагающие широкий диапазон уровней мощности. Были также автомобили с полным приводом , которые были преобразованы в заднеприводные, такие как Subaru WRX , Toyota Avensis , Scion tC , Mitsubishi Lancer Evolution и Nissan GT-R . Раньше полноприводные автомобили без переоборудования были разрешены в некоторых соревнованиях по дрифту, и обычно правила позволяли передавать только определенный процент мощности на передние колеса, но сегодня они запрещены в большинстве (если не во всех) соревнованиях по дрифту.
Несмотря на возможность получения желаемых автомобилей для внутреннего рынка Японии на континентах за пределами Японии, дрифтеры в других странах предпочитают использовать местные версии тех же автомобилей (например, Nissan 240SX вместо Nissan Silvia S13 и т. Д.) Или даже отечественные автомобили. . Большой объем японского импорта был доставлен в такие страны, как Австралия и Новая Зеландия, однако нет ничего необычного в том, что в соревнованиях по дрифту можно увидеть отечественные австралийские / новозеландские автомобили, такие как Holden Commodore или Ford Falcon .
На американский рынок за последнее десятилетие было импортировано относительно большое количество автомобилей JDM, несмотря на то, что японские внутренние автомобили были только с правым рулем. Импортные автомобили, продаваемые на местном уровне, такие как Lexus SC и Nissan 240SX, широко используются в американском дрифте, но они обычно модифицируются двигателями JDM, чтобы отразить их японские отечественные аналоги (обычно с Toyota JZ-GTE или Nissan CA18DET / SR20DET / RB26DETT соответственно).
В Великобритании в рамках дрифтинга используется большой объем японского импорта, отчасти из-за того, что Великобритания разделяет с Японией схему с правым рулем. Однако эти автомобили часто стоят больше, чем автомобили на рынке Великобритании, отчасти из-за затрат на импорт. Есть множество британских и европейских моделей, используемых в качестве дрифт-каров — старые BMW особенно выделяются из-за стоимости и доступности, Volvo 300-й серии и Ford Sierras также пользуются популярностью.
В серии Formula Drift Professional представлены автомобили, начиная от хорошо настроенных японских автомобилей, отражающих оригинальный стиль дрифта, до совершенно новых марок и моделей. Из-за отсутствия ограничений по мощности в серии конкуренты нередко используют множество различных силовых установок. Популярные варианты двигателей Chevrolet LS часто можно увидеть прикрученными к японским рамам.
В серии King of Europe Drift Series, главной профессиональной дрифт-серии в Европе, модели BMW долгое время управляли сценой, выигрывая событие за событием, год за годом. К наиболее успешным моделям относятся E30 , E36 и E46 , которые также имеют преимущество в стоимости (более доступны, чем их японские конкуренты). В течение нескольких лет наиболее популярными были замены двигателей BMW V8, обеспечивающие нормальную отдачу от 300 до 400 лошадиных сил. Однако с постоянным развитием этого вида спорта они устарели, уступая место более мощным американским двигателям V8 или классическим двигателям Toyota 2JZ-GTE.
Например, 15 лучших автомобилей в D1GP 2003 г., 10 лучших автомобилей D1GP 2004 г. и 10 лучших автомобилей D1GP 2005 г. были следующими:
Nissan Silvia S15 дрифт
Машина | Модель | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
---|---|---|---|---|
Nissan Silvia | S15 | 6 автомобилей | 5 машин | 3 машины |
Toyota Levin / Trueno | AE86 | 3 машины | 3 машины | 2 машины |
Mazda RX-7 | FD3S | 2 машины | 1 машина | 2 машины |
Nissan Skyline | R34 | 1 машина | 1 машина | 1 машина |
Nissan Silvia | S13 | 5 машин | ||
Toyota Chaser | JZX100 | 1 машина | ||
Subaru Impreza | GD (задний) | 1 машина | ||
Toyota Altezza | SXE10 | 1 машина |
Лучшие автомобили в чемпионате Red Bull Drifting Championship были следующими:
Водитель | Сделать | Модель |
---|---|---|
Таннер Фуст | Nissan | 350Z |
Кен Гуши | Отпрыск | tC |
Кевин Хьюнь | Увернуться | Гадюка |
Рис Миллен | Понтиак | Солнцестояние GXP |
Самуэль Хюбинетт | Увернуться | Зарядное устройство |
Крис Форсберг | Nissan | 370Z |
Что касается 2017 года, основными автомобилями, участвующими в Formula Drift, являются Nissan 370Z , Nissan Silvia S14, Nissan Silvia S15, Toyota 86 , BMW E46, Ford Mustang и Mazda MX-5.