Что такое антифриз
Содержание:
- Технические характеристики
- Историческая справка
- Технические характеристики антифриза
- Что лучше: тосол или антифриз?
- Лучшие лобридные антифризы
- Особенности и предостережения
- Цвета антифризов, и на что они влияют
- Классификация антифризов по маркировке
- Нюансы выбора
- Преимущества и недостатки того или иного антифриза
- Антифриз в качестве теплоносителя
Технические характеристики
Класс G12 — это очередной этап в развитии производства охлаждающих жидкостей, изготавливающихся по технологии органических кислот.
Основные технические характеристики продуктов класса G12:
- Параметр плотности составляет от 1,065 до 1,085 г/см3 при температуре воздуха +20 градусов.
- Замерзает в мороз -50, закипает при +118.
- Плотность концентрированной жидкости составляет 1114 кг/м3, температура кипения +197 градусов.
Вещество имеет такие свойства:
- однородное;
- вязкое;
- маслянистое;
- практически лишено цвета;
- отсутствуют механические примеси.
Производитель по своему усмотрению добавляет в практически прозрачное вещество нужный оттенок. Краситель позволяет визуально оценить уровень жидкости внутри бачка. Кроме того, он придает антифризу индивидуальность, помогая отличить от других видов, например, алкогольных.
G12
Традиционный продукт, который позволяет предотвратить распространение коррозии, если ее очаг появился на элементах системы охлаждения (СО). Органические вещества концентрируются в областях с процессами разрушения, создают защитное покрытие толщиной 0,1 микрон. Действует только в тех местах, где на металлической поверхности образовалась ржавчина. Содержит вещества, обладающие свойствами антивспенивания, а также смазывающие составы, предохраняющие систему от появление накипи.
В его производстве не используются вещества, причиняющие вред двигателю:
- силикаты;
- фосфаты;
- нитриты.
Согласно рекомендации изготовителя, интервал замены равен 3-5 лет, в зависимости от условий эксплуатации.
G12+
Этот розовый антифриз отличается от своего предшественника тем, что изготовлен по более усовершенствованной технологии. Хладагент G12 плюс точечно содержит в составе эффективные ингибиторы (вещества для предотвращения образования коррозии), которые изготавливают на основе органических либо карбоновых кислот.
Его особенности:
- На упаковке продукт маркируется как ОАТ — Organic Acid Technology.
- Заливать в бачок жидкость потребуется каждый 3-5 лет.
- В отличие от G12 без знака плюс, этот хладагент допускается смешивать со всеми антифризами линейки ВАГ — Volkswagen AG, включая G11. Однако в этом случае период использования снизится до 2 лет.
Об антифризе G12 plus, а также других классах хладагентов рассказал канал «Autosecret».
G12++
Этот класс хладагента является более усовершенствованной версией карбоксилатных продуктов. Кроме органических добавок, в составе жидкости содержатся силикатные присадки. Такая технология производства считается гибридной.
Средний ресурс эксплуатации антифриза, в зависимости от производителя, составляет 3-4 года. Допускается смешивание продукта с любыми другими хладагентами из этой серии.
С 2012 года производятся охлаждающие жидкости типа G13, пришедшие на смену стандарту G12++, поэтому сегодня его больше не выпускают.
Историческая справка
Первоначально для охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей использовалась вода. Она заливалась в систему охлаждения. Но такой способ охлаждения двигателя доставлял массу неприятностей водителям. В жаркую погоду двигатель перегревался и вода в радиаторе закипала. Зимой нужно было вечером воду слить, а утром залить заново в радиатор, так как вода могла замерзнуть за ночь. Такая ситуация не устраивала водителей, и химики предложили добавлять в воду глицерин. Такая охлаждающая жидкость закипала при температуре около 290°С и замерзала при более низкой, чем вода, температуре. Но она имела высокую вязкость, что затрудняло работу системы охлаждения и неэффективно использовался ресурс двигателя. Поэтому для разжижения в нее стали добавлять этанол, затем этиленгликоль и другие химические вещества. Такие охлаждающие жидкости и стали называть антифризами.
Что же такое антифриз?
«Антифриз» в переводе с английского языка означает «незамерзающую жидкость» и относится ко всем жидкостям, которые не замерзают при низких температурах. В автомобилях антифриз используется в качестве охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания и предохраняет двигатель автомобиля от перегрева и закипания.
По своему химическому составу антифриз – это смесь дистиллированной воды и этиленгликоля. Кроме этого, для улучшения характеристик антифриза в него добавляют глицерин, одноатомные спирты и другие присадки.
Антифризы выпускаются разных цветов: зеленого, синего, красного, желтого и других. Цвет антифриза не является характеристикой его качества, а просто отличает его от других жидкостей, используемых при эксплуатации автомобиля.
Основные характеристики антифриза
Главными характеристиками антифриза являются температура закипания и температура замерзания. Эти характеристики зависят, в основном, от химического соотношения воды и этиленгликоля. Например, антифриз, который состоит из 40% воды и 60% этиленгликоля замерзнет при температуре ниже — 45°С. Кроме того, при замерзании антифризы имеют значительно меньший, чем вода, коэффициент расширения. Приведенная выше смесь имеет коэффициент расширения только 1,5%. Такой показатель является оптимальным и не представляет опасности для системы охлаждения автомобиля.
Какие бывают антифризы?
Для обозначения антифризов используется спецификация компании Фольскваген — VAG (Volkswagen Audi Group). Антифризы обозначаются латинской буквой G и подразделяются на следующие классы: G-11, G-12, G-12+, G -12++, G-13.
В зависимости от химического состава антифризы можно условно разделись на несколько типов.
Тип антифриза известен нам, как Тосол. Он выпускается со времен Советского союза и окрашивается, как правило, в синий цвет. В состав Тосола входят неорганические вещества, такие как силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты, которые предназначаются для уменьшения коррозии метала. Входящие в состав Тосола неорганические вещества закипают при температуре выше 105°С и рассчитаны на срок эксплуатации не более двух лет. Кроме того, силикаты в процессе эксплуатации автомобиля создают в системе охлаждения силикатный слой, который ухудшает теплообмен и значительно снижает эффективность охлаждения двигателя.
Тосол считается самым некачественным антифризом и в настоящее время практически не применяется.
В состав карбоксилатных антифризов входят антикоррозийные вещества (ингибиторы), изготавливаемые на основе органических (карбоновых) кислот. Такие антифризы имеют классификацию G-12, и 12+. Карбоксилатные антифризы более практичны в эксплуатации, не образуют защитного слоя в системе охлаждения, имеют хорошие антикоррозийные свойства, могут служить без замены более 5 лет.
В гибридные антифризы кроме органических ингибиторов входят и неорганические (такие как силикаты, нитриты или фосфаты). По спецификации VAG гибридные антифризы имеют класс G-11. Гибридные антифризы рассчитаны на срок службы от 3 до 5 лет.
В последнее время на рынке антифризов появились Лобрид антифризы. Их классифицируют, как антифризы G-12++, G-13. В их состав входят органические и минеральные антикоррозийные присадки. Такие антифризы применяются, как правило, в автомобилях нового поколения.
Технические характеристики антифриза
Характеристики готовых антифризов зависят от концентрации активного вещества (этиленгликоля или пропиленгликоля) в воде, а также свойствами присадок.
Температурные показатели
Этиленгликоль в чистом виде замерзает всего лишь при -13 градусах. Однако при смешивании с водой в пропорции 60:40 дает раствор, замерзающий аж при -49 градусах. Это свойство делает его пригодным к применению в суровых зимних условиях.
Температура кипения этиленгликоля составляет 197 градусов и при разбавлении водой снижается. Готовый антифриз закипает при 120 градусах, и этого вполне достаточно даже для мощного двигателя.
Пропиленгликоль в растворах ведет себя совершенно по-другому: чистое вещество замерзает при -60, а раствор с водой в пропорции 60:40 замерзает при -54 градусах. Температура кипения снижается так же плавно, и со 187 градусов для чистого пропиленгликоля падает до 135, что немного выше, чем у этиленгликолевых составов.
А вот Тосол закипает уже при 105-110 градусах, зато выдерживает мороз до -65.
Плотность
Плотность антифриза интересует в основном специалистов, которые обслуживают технику. Как правило, владельцам легковых автомобилей советуют следить за уровнем жидкости в системе охлаждения, доливать антифриз по мере надобности и менять его по графику.
Однако плотность напрямую связана с такой важной характеристикой как «число Прандтля». Это показатель того, насколько быстро жидкость способна отводить тепло
Чем выше плотность – тем выше число Прандтля, именно поэтому ее тоже иногда приходится измерять. Кроме того, от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. То есть иногда нелишним будет знать, годится ли жидкость, которая залита в систему охлаждения, для зимнего периода. И что там вообще «нашаманили» сервисмены…
Плотность любой жидкости определяется в граммах на кубический сантиметр или килограммах на кубометр (г/см3 или кг/м3). Плотность воды 1 г/см3 (или 1000 кг/м3). У чистого этиленгликоля этот показатель составляет 1,113 г/см3 (1113 кг/м3). Смесь этих двух жидкостей в пропорции 50:50 имеет плотность 1,071 г/м3, то есть не вычисляется как среднее арифметическое. Такой антифриз имеет температуру кристаллизации -40 градусов, то есть это стандартный зимний вариант.
Измерение плотности в домашних условиях делается с помощью ареометра для электролита и охлаждающей жидкости. Для этого нужно набрать в колбу достаточное количество охлаждающей жидкости (не горячей, лучше всего использовать остывшую) и посмотреть, на какой отметке остановится шкала. Если плотность составляет 1,071 г/м3 и больше, всё нормально. Если нет, то нужно либо заменить антифриз, либо долить немного концентрата.
Вспениваемость
Этот показатель измеряют при производстве антифриза. В первую очередь, пена вредит системе охлаждения, вызывая так называемую кавитационную коррозию. Кавитация – это образующиеся и лопающиеся пузырьки воздуха, каждый из которых действует как микровзрыв. Когда такой пузырек один это не страшно, но при постоянном пенообразовании на поверхности металлических деталей появляется коррозия в виде маленьких ямок. От нее страдает, например, водяная помпа, причем кавитация может буквально разъесть лопасти и вызвать серьезную поломку.
Антипенные присадки, которые добавляются в охлаждающую жидкость, со временем теряют свои свойства. Это еще одна причина вовремя менять антифриз, пока он не наделал беды.
Срок эксплуатации
Срок службы антифриза зависит от состава и качества присадок. Именно они решают, сохранит ли жидкость свои свойства: антикоррозийные, антипенные, температурные. Поэтому по мере эволюции антифризов срок их эксплуатации постепенно повышался.
Например, традиционный тосол рекомендуют менять каждые 2 года. Причина в том, что минеральные присадки образуют твердый осадок, который может повредить систему охлаждения.
Органические антифризы могут служить уже 5-7 лет. В течение этого времени присадки защищают металл, а сама жидкость не теряет свои свойства.
Ну а пропиленгликолевые охлаждающие жидкости не зря называют «вечными». Если такая жидкость залита на сборочном конвейере автозавода, она проработает 10 лет. Покупной антифриз имеет немного меньший срок эксплуатации, около 8 лет, что тоже весьма неплохо.
Что лучше: тосол или антифриз?
Тосол, отличительная особенность которого – выраженный синий (или голубой) цвет, был разработан ещё во времена существования СССР, и вполне ожидаемо потерял актуальность ввиду выпуска антифриза. Однако, в его использовании по-прежнему можно отыскать и положительные стороны. Какие? Обратимся к подробной таблице сравнения:
|
|
|
|
+ Фактическое отсутствие на рынке подделок, связанное с бессмысленностью процесса фальсификации + Цены гораздо ниже, чем на качественный антифриз |
– Расход пакета присадочных элементов происходит неравномерно и более активно – Оказывает негативное воздействие на алюминиевые детали, содержащиеся в системе – Может нанести лёгкий вред кожным покровам и слизистой человека (более опасен в обращении, нежели антифриз) – При использовании толоса существует риск возникновения кавитации – Под воздействием перепада температур и прочих эксплуатационных факторов образует нерастворимые соединения и гели, постепенно откладываемые в системах охлаждения и ухудшающие процессы теплоотвода |
Антифриз |
+ Низкий порог негативного влияния на пластиковые, резиновые и алюминиевые элементы системы охлаждения и двигателя + Эффективность охлаждения выше, нежели у тосолов (кипение также происходит при более высоких температурах) + Присадочный пакет расходуется медленнее и равномернее, повышая срок эксплуатации одной заливки + Противодействует процессу кавитации, пагубно действующему на вентилятор водяного насоса + Гарантирует постоянство химического состава, без образования нерастворимых включений и прочих, засоряющих систему, веществ |
– Очень развито производство фальсификатов |
Лучшие лобридные антифризы
В лобридных антифризах в органическую основу добавлены минеральные ингибиторы. Общепринятого названия у них пока нет. В Европе их чаще всего обозначают как Lobrid Coolants или Si-OAT, в Америке – N ОАТ, в Японии и Корее – Р ОАТ.
Luxe Yellow Line G13
5.0
★★★★★
оценка редакции
97%
покупателей рекомендуют этот товар
Готовая охлаждающая жидкость желтого цвета рассчитана на эксплуатацию при температуре до -40 °C. Формула подходит для бензиновых и дизельных двигателей. В основе состава – моноэтиленгликоль с пакетом органических присадок. Флуоресцентные красители позволяют быстро найти течь в системе.
Добавки обеспечивают жидкости антикоррозийные свойства. Уплотнители, шланги и другие детали из резины или пластмассы не разрушаются под действием состава. Выпускается продукт в канистрах объемом от 1 до 10 кг.
Плюсы:
- невысокая стоимость (около 120 рублей за 1 кг);
- удобная упаковка;
- флуоресцентные красители;
- не замерзает при температуре до -40 °C;
- защищает от коррозии;
- инертен к резине и пластику.
Минусы:
есть не во всех магазинах.
Luxe Yellow Line G13 – хороший и недорогой лобридный антифриз. Единственный недостаток – его сложно найти в продаже.
CoolStream A-110
5.0
★★★★★
оценка редакции
95%
покупателей рекомендуют этот товар
Профессиональная охлаждающая жидкость сине-зеленого цвета заливается на заводах в новые корейские авто. Пакет присадок обеспечивает смазывание водяного насоса, обеспечивает стабильность эксплуатационных свойств, предупреждает засоры и образование налета в радиаторе.
Формула безопасна для пластика и резины. Срок эксплуатации жидкости достигает 5 лет. Антифриз выдерживает температуры от -40 до +126 °C. Продается CoolStream A-110 в удобных канистрах из плотного пластика объемом 1 и 4,5 кг или в бочках по 220 кг.
Плюсы:
- оригинальный антифриз для корейских машин;
- отличные смазывающие свойства;
- безопасен для пластиковых и резиновых деталей;
- препятствует появлению налета;
- удобная фасовка;
- пролонгированный срок эксплуатации;
- низкий температурный порог.
Минусы:
- высокая цена (до 250 рублей за литр);
- у крышки бывает небольшой люфт.
Хранить канистры лучше в вертикальном положении, так как из-за неплотно прилегающей крышки жидкость может протекать.
Особенности и предостережения
Всегда возникает необходимость дополнить охлаждающую жидкость. Для этого следует приобрести новый антифриз именно того же типа, который уже залит в автомобиль. Следует остерегаться смешивания разного типа жидкостей, даже если они одного цвета. Крайне запрещено смешивать антифризы G12 и G11. Они несовместимы.
Жидкости G12+ допускают смешивание с двумя иными типами.
Добавлять воду на антифриз не рекомендуется, тем более в холодное время года. Смешать эти жидкости можно лишь на короткое время. Через некоторое время необходимо непременно слить всю смесь и залить антифриз. Следует помнить, что добавление воды значительно снижает градус замерзания, закипания смеси. Теряются и защитные свойства.
ВЛИЯНИЕ АНТИФРИЗА НА ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Температура кипения антифриза — не менее 105°С. Это если охлаждающая жидкость соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, что производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит «копейки». Однако антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор может перегреться.
Чтобы данный антифриз с глицерином вместо этиленгликоля не замерзал при -25°С, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. При этом температура кипения метанола составляет всего 65,5°С. И при более высоких температурах метанол начинает активно испаряться и снижает температуру кипения охлаждающей жидкости до 85-90°С вместо положенных 105-108°С.
Утечки некачественного антифриза приводят не только к перегреву двигателя, но и к пожару. Попади метанол, например, на раскаленный коллектор — и может произойти открытое горение.
Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, компания Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономия, а ради экологии. Ведь глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать — например, использовать в антифризе.
Цвета антифризов, и на что они влияют
Любой антифриз — это бесцветная жидкость. Красящие вещества в него добавляют для безопасности. Их задача — позволить пользователю отличить такие составы от спиртосодержащих продуктов и воды.
Кроме того, окрас важен в процессе эксплуатации автомобиля:
- Заметить утечку цветной жидкости гораздо проще.
- Если антифриз посветлел, это служит сигналом перегрева двигателя.
- Если цвет охлаждающего продукта потемнел или побурел, это признак присутствия ржавчины в системе.
Европейскими производителями была введена следующая цветовая маркировка:
- G11 — синий или зеленый;
- G12 — от розового до фиолетового;
- G13 — фиолетовый.
Если антифриз изготовлен в Японии, то цвет будет отражать не его класс и состав присадок, а температуру, при которой замерзает жидкость:
- красный можно использовать до -30°С;
- зеленый — до -25°С;
- желтый — до -20°С.
Российские производители придерживаются следующих обозначений:
- синяя жидкость имеет рабочую температуру до -40°С;
- красный состав — до -50°С;
- зеленый цвет обозначает соответствие стандарту G11 и не привязан к точке замерзания.
Американские компании цветовой маркировки не придерживаются.
Классификация антифризов по маркировке
Разделение антифриза на классы основано на составе добавленных в жидкость присадок. Их количество достигает 5-7% от общего объема продукта. Применяемая система маркировки была разработана заводом «Фольксваген». Но в каждой стране действует свой стандарт, которому должен соответствовать продукт. Единого общемирового норматива не существует.
G11 (гибридные составы)
Класс G11 представляет собой первое поколение антифризов, поэтому его называют традиционным. Максимальный срок службы — 2 года — обусловлен тем, что в составе G11 главными действующими веществами служат присадки на основе силикатов.
Кроме них, раньше использовались такие неорганические вещества, как:
- бориты;
- нитраты и нитриты;
- амины;
- фосфаты.
Современные стандарты запрещают их применение. Силикаты по-прежнему добавляются для защиты от коррозии. Эти вещества должны покрывать все металлические части охлаждающей системы ровным слоем. Но с течением времени под действием вибрации и температурных перепадов контакт нарушается. Отработанный антифриз уже не способен предотвратить распространение ржавчины и только ухудшает состояние автомобиля. Поэтому при использовании таких продуктов важна их своевременная замена.
Щелочное число силикатных составов не должно быть ниже 9. Меньшее значение — сигнал, что жидкость выработала свой ресурс.
G12/12+
В следующем поколении охлаждающих составов G12 неорганические присадки были заменены на карбоновые кислоты. Это дает возможность использовать жидкость от 3 до 5 лет. Изменился и принцип антикоррозионного воздействия: защитный слой формируется только в месте возникновения ржавчины, неповрежденная поверхность металла остается свободной. Это способствует высокой теплоотдаче.
Щелочное число такой смеси должно находиться в пределах от 7,2 до 9,5.
G12++ с лобридной технологией изготовления
Состав с органическими кислотами и силикатами был дополнен минеральными ингибиторами коррозии. Такие жидкости покрывают все металлические части системы охлаждения ровным сверхтонким слоем. Они служат как для профилактики появления ржавчины, так и для восстановления поврежденных участков и предотвращения дальнейшего распространения пятен. Срок использования состава практически не ограничен, но многие производители все равно рекомендуют обновлять жидкость каждые 5-7 лет.
Новейшие G13
Выпуск этого поколения антифризов начался в 2012 г. В этот раз обновление коснулось не действующих присадок, а основы жидкости. Использовавшийся ранее этиленгликоль был заменен на полипропиленгликоль. Преимущество последнего в том, что он считается безвредным веществом. Поэтому созданный на его основе состав удовлетворяет современным экологическим требованиям.
Еще одно преимущество по сравнению с этиленгликолевой продукцией — сдвиг точек замерзания и закипания до -54°С и 135°С соответственно. Недостаток таких антифризов — высокая цена. Кроме того, на практике многие изготовители добавляют в антифриз с маркировкой G13 смесь этиленгликоля и глицерина.
Нюансы выбора
Большая часть владельцев дорогих машин не пойдет самостоятельно покупать жидкость для автомобиля. Они доверятся профессионалам, которые сделают правильный выбор. К сожалению, такой подход не знаком для автомобилистов из средней и бюджетной ценовой категории. Такие люди предпочитают не тратить свое время и деньги, потому что знают предпочтение «железного друга». Правда не все подбирают оптимальную модель, а берут по принципу «подойдет любая, только не подделка». Но вот вопросы о сроке службы и сколько вреда принесет такое решение никогда не поднимаются ими.
Перед тем как залить купленную жидкость, важно удостовериться, что изделие соответствует таким требованиям:
- Минимальное значение температуры для закипания равняется 110 градусам по Цельсию;
- Порог замерзания должен соответствовать региону, где происходит эксплуатация ТС;
- Склонность к пенообразованию и вязкость отсутствует, либо это значение находится на минимальном уровне;
- Обязательно наличие присадок, которые не дадут благоприятных условия для образования осадка внутри каналов двигателя и системы охлаждения в целом;
- Не допускается использование моделей, обладающие высокой агрессивностью к одному из видов металлов, который использовался при конструкции двигателя;
- Долговечность должна быть высокой, при этом потеря полезных свойств сводится к 0.
«Незамерзайка» чаще всего изготавливается на основе этиленгликоля и пропиленгликоля – это двухатомный спирт. При производстве товара к этому элементу добавляется дистиллированная вода, а еще специальные присадки, которые не дают возможности для образования коррозии и обеспечивают теплопередающие свойства. В чистом виде спирт использовать запрещено, потому что он способствует разрушению алюминиевого сплава и остальных металлов.
Преимущества и недостатки того или иного антифриза
Предлагаемые производителями составы имеют свои преимущества и недостатки. Предлагаем ознакомиться с особенностями каждого состава, прежде чем отдать предпочтение определенному.
К преимуществам пропиленгликоля стоит отнести экологическую безопасность. Подходит для двухконтурных систем. Небольшое количество в горячей воде не способно оказать негативного воздействия на здоровье человека.
Составы на основе пропиленгликоля самые востребованные
Антифриз имеет большую теплоемкость, а потому позволяет более эффективно прогреть все помещения в загородном доме. Благодаря смазывающему эффекту удается снизить общее гидравлическое сопротивление. В результате повышается КПД системы отопления и снижаются энергопотери, что позволяет оптимизировать затраты на обслуживание загородного дома.
К недостаткам пропиленгликолевого антифриза стоит отнести повышенную стоимость. Купить пропиленгликоль для отопления можно по различной цене, в зависимости от количества и характеристик вводимых присадок. Кроме того, состав не должен контактировать с оцинкованными элементами.
Основным преимуществом этиленгликольявляется его доступность. Купить антифриз для системы отопления можно по приемлемой цене. Однако такой антифризявляется ядовитым веществом, а потому к герметичности системы отопления предъявляются повышенные требования. Даже небольшое количество состава в жидко или парообразной фазе способно оказать вредное воздействие на организм человека.
Составы на основе этиленгликоля стоят меньше
Этиленгликоль боится воздействия высокой температуры. При нагреве выше установленного значения начинается необратимый процесс разложения состава. Образующийся при этом твердый нерастворимый осадок способен стать причиной закупоривания труб. В жидкой фазе образуются агрессивные кислоты, способные стать причиной коррозионного разрушения металлических поверхностей. Несмотря на присутствие модифицирующих добавок, начинается бурное вспенивание антифриза, что негативное отражается на работоспособности системы отопления загородного дома.
Антифриз в качестве теплоносителя
Более высокими характеристиками для эффективной работы отопительной системы обладает такой тип теплоносителя, как антифриз. Заливая антифриз в контур отопительной системы, можно свести риск замерзания отопительной системы в холодное время года до минимума. Антифриз рассчитан на более низкие температуры, чем вода, и они не способны изменить его физического состояния. Антифриз выделяется многими преимуществами, так как он не вызывает отложений накипи и не способствует коррозийному износу внутренней области элементов системы отопления.
Даже если антифриз и затвердеет при очень низких температурах, он не будет расширяться подобно воде, а это не повлечет никаких поломок компонентов отопительной системы. В случае замерзания антифриз превратится в гелеобразный состав, а объем сохранится прежний. Если после замерзания температура теплоносителя в системе отопления повысится, он из гелеобразного состояния перейдет в жидкое, а это не вызовет никаких негативных последствий для отопительного контура.
Такие присадки способствуют удалению из элементов отопительной системы различных отложений и накипи, а также устраняют очаги коррозии. Выбирая антифриз, нужно помнить, что такой теплоноситель не является универсальным. Присадки, которые в нем содержаться, подойдут только для определенных материалов.
Существующие теплоносители для систем отопления-антифризы можно разделить на две категории исходя из температуры их замерзания. Одни рассчитаны на температуру до – 6 градусов, а другие до -35 градусов.
Свойства различных видов антифризов
Состав такого теплоносителя, как антифриз рассчитан на полных пять лет эксплуатации, или на 10 сезонов отопления. Расчет теплоносителя в системе отопления должен быть точным.
Существуют у антифриза и свои недостатки:
- Теплоемкость антифриза на 15% ниже, чем у воды, а значит, они будут медленнее отдавать тепло;
- У них довольно высокая вязкость, а это значит, что в систему нужно будет монтировать достаточно мощный циркуляционный насос.
- При нагреве антифриз увеличивается в объеме больше чем вода, значит, отопительная система должна включать расширительный бак закрытого типа, а радиаторы должны обладать большей емкостью, чем те, которые используются для организации отопительной системы, в которой теплоносителем является вода.
- Скорость теплоносителя в системе отопления – то есть, текучесть антифриза, на 50% больше чем у воды, значит, все соединительные разъемы отопительной системы необходимо очень тщательно герметизировать.
- Антифриз, который включает в свой состав этиленгликоль, является для человека токсичным, поэтому его можно использовать только для котлов одноконтурного типа.
В случае использования в системе отопления такого типа теплоносителя, как антифриз, необходимо учитывать определенные условия:
- Система должны быть дополнена циркуляционным насосом с мощными параметрами. Если циркуляция теплоносителя в системе отопления и контур отопления является большой протяженности, то циркуляционный насос должен быть наружной установки.
- Объем расширительного бака должен быть не меньше, чем в два раза по сравнению с баком, который применяется для такого теплоносителя, как вода.
- В отопительную систему необходимо монтировать объемные радиаторы и трубы с большим диаметром.
- Запрещается использовать воздухоотводчики автоматического типа. Для отопительной системы, в которой теплоносителем является антифриз, можно использовать только краны ручного типа. Более популярным краном ручного типа является кран Маевского.
- Если антифриз разбавлять, то только с дистиллированной водой. Талая, дождевая или колодезная вода никак не подойдут.
- Перед тем, как будет производиться заправка системы отопления теплоносителем – антифризом, ее нужно хорошо промыть водой, не забывая и про котел. Производители антифризов рекомендуют менять их в системе отопления хотя бы раз в три года.
- Если котел холодный, то не рекомендуется задавать сразу высокие нормативы температуры теплоносителя системе отопления. Она должны подниматься постепенным образом, теплоносителю необходимо некоторое время на обогрев.
Если зимой двухконтурный котел, работающий на антифризе, будет отключен на долгий период, то необходимо из контура горячего водоснабжения слить воду. В случае замерзания вода может расшириться и нанести ущерб трубам или другим элементам отопительной системы.