Как произвести расчет амортизации автомобиля
Содержание:
- Что влияет на амортизацию автомобиля
- Как это сделать?
- Методы расчета амортизации
- Примеры расчета износа автомобилей
- Порядок исчисления амортизации
- Методика и формула
- Амортизация автомобиля: актуальные вопросы
- Особенности линейного способа начисления амортизации
- Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
Что влияет на амортизацию автомобиля
Износ довольно сложный показатель, и имеется множество факторов, способных повлиять на стоимость автомобиля. Этот показатель может варьироваться в зависимости от: дорожных, погодных и эксплуатационных условий, срока эксплуатации, а также, навыков вождения конкретного водителя. Но понимание того, что со временем меняет стоимость автомобиля, поможет просмотр марок и моделей на ближайшей парковке.
И так, на амортизацию автомобиля влияет:
Цена
Амортизация автомобилей рассчитывается на основе процентного отношения в годовом исчислении, поэтому имеет смысл, что чем больше вы тратите на автомобиль, тем больше стоимость будет потеряна в результате амортизации. Например, городской автомобиль стоимостью 1 000 000 рублей может потерять 55% своей стоимости в результате амортизации, что означает снижение стоимости на 550 000 рублей. С другой стороны, роскошный седан стоимостью 6 000 000 рублей может потерять 3 300 000 рублей своей стоимости, что довольно привлекательно.
Но это еще не все. Спрос марки и модели также влияет на амортизацию, поэтому приведенные выше 55% не одинаковы для всех автомобилей и вряд ли будут такими же высокими для премиальных марок, таких как Mercedes или BMW.
Эксплуатационные расходы и экономия
Раньше, на амортизацию не влияли эксплуатационные расходы автомобиля, а исключительно престиж марки и модели. Но, поскольку приоритеты сместились, а водители стали более экономными — эксплуатационные расходы и показатели экономики теперь сильно влияют на скорость амортизации.
Таким образом, если вы покупаете экономичный автомобиль, который может проходить 100 километров на 6 литрах бензина и будет облагаться небольшим налогом, его стоимость будет снижаться с более низкой скоростью в годовом исчислении. Конечно, может быть сложно найти автомобиль с перспективными показателями в снижении затрат, поскольку новые топливные технологии всегда делают новые автомобили более экономичными. Но, инвестируя в тот автомобиль, который устанавливает эталон сейчас, вы можете ожидать, что он будет лучше сохранять свою ценность в будущем.
Фирменная принадлежность
Восприятие имиджа бренда по-прежнему оказывает наибольшее влияние на нормы амортизации, поскольку некоторые автомобили сильнее сохраняют свою стоимость, исключительно из-за своего значка. Немецкие производители, такие как Mercedes, BMW и Volkswagen, как правило, считаются автомобилями, которые ценят больше всего, в то время как французские бренды, такие как Citroën и Peugeot, имеют одни из худших показателей амортизации среди всех производителей автомобилей.
Ford интересен, когда дело доходит до амортизации. Несмотря на то, что Ford является одним из самых популярных производителей в мире, продающим миллионы автомобилей каждый год, он всегда боролся с имиджем бренда, и автомобили этого завода имеют одни из самых низких показателей амортизации. Это сводится к огромному числу моделей Fiesta и Focus на дороге и тому, как популярность производителя может повлиять на стоимость отдельных автомобилей.
Как это сделать?
Рассчитать износ можно как с использованием формул методики, так и в онлайн-калькуляторе, который легко найти в Интернете. Калькулятор есть в основном на сайтах самих экспертов, которые предлагают свои услуги определения показателя износа и подготовки отчета для страховой компании. Величина показателя износа напрямую зависит от состояния машины и её технических параметров.
При расчетах обязательно учитывается:
- возраст автомобиля;
- дата ДТП;
- тип ТС;
- пробег;
- а также высота рисунка протектора (для расчета износа шин).
Если проводилась замена каких-либо узлов, то по ним может быть произведен отдельный расчет величины амортизации.
Комплектующие
Как было сказано выше, износ комплектующих, установленных в машине, может колебаться от 0 до 50% стоимости новых деталей, узлов и агрегатов в соответствии с расценками, которые можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков.
Ранее верхняя планка этого показателя была на уровне 80%. Нижнее – нулевое значение может иметь, к примеру, износ ремня или подушки безопасности, а также целого списка комплектующих, по которым может не учитываться износ.
При наличии следов коррозии, «старых ран» от других ДТП может быть применен дополнительный индивидуальный износ от 25 до 45%.
Износ рассчитывается по формуле:
Ики = 100 х (1-е (ΔТ х Тки х Δ L х Lки)), где:
- Ики – износ комплектующих.
- е – основание натуральных логарифмов.
- Δ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации.
- Тки – срок эксплуатации.
- Δ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ пробега машины.
- Lки – пробег автомобиля на дату ДТП.
Если по результатам осмотра выяснится, что какие-либо комплектующие менялись до попадания в ДТП, то их возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой замены. Пробег в этом случае определяется путем разности между пробегом на дату аварии и пробегом на дату обмена.
Шины
Как известно, шины довольно хрупкая вещь и при активной эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Для расчета показателя их износа также используется Единая методика и ее формулы, указанные в главе 4. Для этого используется показатель высоты рисунка протектора, который обязательно нужно измерить, прежде чем приступить к расчетам.
Износ шины определяется по следующей формуле:
Иш = (Нк – Нф) / (Нк – Ндоп) х 100%, где:
- Нк – высота рисунка протектора новой шины.
- Нф – фактическая высота рисунка.
- Ндоп – минимально допустимая высота рисунка.
Показатель износа шины также может увеличиваться для старых шин. Например, если им больше трех лет, но не более пяти, то износ может вырасти на 15%. Более старые шины оцениваются на 25% выше рассчитанного показателя.
При достижении минимальной высоты протектора шина считается уже негодной к эксплуатации и должна быть заменена на новую. Об этом вам обязательно скажут при прохождении техосмотра, так как это влияет на безопасность передвижения.
Детали и агрегатные узлы
Износ этих элементов рассчитывается по той же формуле, что и износ комплектующих, т.е. с учетом срока эксплуатации и коэффициентов, влияющих на изнашивание.
Повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов применяется, в случае:
- повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП – 30%;
- дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к аварии – 25%;
- ремонтные врезки, вставки, армирование – 40%;
- царапины, сколы и потертости фар и фонарей – 45%;
- повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП – 40%.
При наличии на поврежденной детали сквозной коррозии износ фиксируется по максимально допустимому значению, повышенной – с коэффициентом 25%. Таблицы с данными коэффициентами можно найти в тексте Единой методики и приложений к ней. Однако гораздо проще зайти на сайт техэксперта и рассчитать этот показатель в онлайн калькуляторе, введя все нужные параметры.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
- Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто
Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.
Амортизация для грузового авто
Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.
Примеры расчета износа автомобилей
В интернете можно найти множество специализированных сервисов, позволяющих рассчитать степень износа транспортного средства. Для того чтобы получить необходимые сведения, нужно просто найти подобный ресурс и заполнить специальную форму
Важно учитывать, что полученный результат является приблизительным значением, и может не отражать полную картину
Для того чтобы получить более детальную информацию, следует заняться расчетами самостоятельно, зафиксировав все издержки, связанные с использованием автомобиля. К этой статье расходов можно отнести стоимость запасных частей, ремонтных работ, резины и топлива. Помимо этого, в обязательном порядке учитываются расходы на проведение технического осмотра.
Давайте рассмотрим порядок составления расчетов величины амортизационных расходов на примере организации, купившей автомобиль двадцать первого марта две тысячи четырнадцатого года. Стоимость приобретенного транспорта составляет четыреста тысяч рублей. Срок полезной эксплуатации автомобиля равняется пяти годам. Для начала нужно сложить сумму количества лет эксплуатации транспорта: «1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15»
Здесь важно отметить, что в бухгалтерском балансе расчет амортизации объекта отражается в финансовом эквиваленте
Для того чтобы выявить величину амортизационных расходов во время первого года эксплуатации, необходимо разделить 5 (первый год эксплуатации) на 15 (общая сумма количества лет эксплуатации). Полученный результат нужно умножить на стоимость автомобиля: «5 / 15 * 400 000 = 133 333 рублей». Для того чтобы узнать величину месячных расходов, полученный результат нужно разделить на двенадцать. На второй год эксплуатации порядок расчетов немного изменяется. Вместо цифры пять, используется четыре (второй год эксплуатации).
Произведя простые арифметические действия можно узнать, что на второй год эксплуатации сумма амортизационных расходов составит 106 666 рублей. Аналогично этому методу, составляются расчеты на все последующие года, единственное что изменяется – показатель, отражающий конкретный год использования автотранспорта.
Здесь нужно отметить, что при составлении расчетов для налоговой, указывается единая величина амортизационных расходов. Для составления вычислений необходимо разделить начальную стоимость автомобиля (400 000 рублей) на общий срок эксплуатации (5 лет).
Для того чтобы лучше понимать, как посчитать амортизацию автомобиля, предлагаем рассмотреть еще один практический пример. Цена служебного автомобиля, купленного компанией в две тысячи четырнадцатом году, составила двести тысяч рублей. За следующие несколько лет автомобиль проехал около девяносто тысяч километров. Износ движимого объекта составляет восемнадцать процентов. Для того чтобы вычислить размер естественного износа транспорта, следует умножить первоначальную цену на уровень износа: «200 000 * 18 = 36 000».
Для того чтобы вычислить остаточную стоимость, нужно от первоначальной цены отнять величину естественного износа: «200 000 – 36 000 = 164 000». На основе этих данных можно составить вычисление размера издержек на каждый километр пробега транспорта. Чтобы получить эту информацию нужно разделить величину естественного износа на первоначальную цену объекта: «36 000 / 200 000 = 0,18».
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС
Порядок исчисления амортизации
Важно придерживаться следующих правил:
- Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
- Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
- Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.
Способы расчета в бухгалтерском учете
Здесь используют четыре метода:
- Линейный.
- Списания стоимости согласно объему выпущенной продукции.
- Не линейный.
- Метод уменьшаемого остатка.
Выбрав один из вариантов, нужно придерживаться расчета по нему на протяжении срока службы определенной единицы автотехники.
Линейный метод исчисления
Сначала нужно узнать норму амортизации:
N = 1 : S х 100% (N – норма эксплуатации, S (в месяцах) – срок полезной работы).
После этого нужно умножить полученную величину на первоначальную цену автотранспорта. Пример расчета. ООО «Автотранспорт» приобрело грузовую «Газель» за 758 тыс. руб. Регистрация транспортной единицы в ГАИ обошлась 758 руб. Для бухучета цена в итоге составит 758 758 руб., а для налоговых документов осталась на уровне 758 000 руб. Время полезной работы «Газели» грузоподъемностью до 0,5 тонн составляет 5 лет (60 мес.). Норма амортизации авто: 1 : 60 х 100% = 1,7%.
Отсюда отражение в бухгалтерских документах: 758 758 х 1,7% = 12 899 руб., и в налоговом учете: 758 000 х 1,7% = 12 886 руб. – величина амортизации купленной «Газели»/месяц. Проводка:
Дт 26 Кт02 –12 899 руб.
Нелинейный способ расчета
Величина нормы считается по формуле:
N = 2 : S х 100% (N – норма амортизации, 2 – коэффициент ускорения, S (в месяцах) – срок полезной работы).
Алгоритм исчисления аналогичен предыдущему варианту, только амортизация считается не из величины базовой цены, по которой было куплено средство, а опираясь на итоговую стоимость, устанавливаемую в начале отчетного периода.
Методика и формула
Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:
- специальными онлайн программами;
- формулой.
При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:
- дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
- дата дорожного происшествия;
- вид транспортного средства;
- величина пробега на дату ДТП;
- высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).
Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2020 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.
Какой процент износа автомобиля по ОСАГО при данных обстоятельствах? В результате расчета получаются следующие данные:
износ комплектующих деталей автомобиля составляет | 25,7% |
износ АКБ | 50% |
износ шин | 50% |
Для расчета так же можно воспользоваться формулой, представленной в единой методике расчета:
Определяющими параметрами в представленной формуле являются:
ΔТ | коэффициент, зависящий от срока эксплуатации автотранспорта |
Тки | непосредственно срок эксплуатации (величина измерения – год) |
ΔL | коэффициент, который зависит от величины пробега автомобиля |
Lки | величина пробега (определяется в тысячах километров) |
е | это основание логарифма. Параметр принимается равным 2,72 |
Значения коэффициентов ΔТ и ΔL определяются по таблицам, являющимся приложением к методике расчета и зависят от вида и марки автотранспортного средства:
Вид транспорта | ΔТ | ΔL |
Легковые автомобили следующих марок: | ||
ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ | 0,057 | 0,003 |
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai | 0,057 | 0,0029 |
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo | 0,042 | 0,0023 |
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac | 0,045 | 0,0024 |
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo | 0,052 | 0,0026 |
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota | 0,049 | 0,0025 |
Грузовые автотранспортные средства, включая бортовые автомобиль, фургоны, самосвалы, тягачи не зависимо от марки автотранспортного средства | 0,077 | 0,0023 |
Автобусы | 0,113 | 0,0008 |
Трамваи и троллейбусы | 0,098 | 0,0008 |
Прицепы, включая полуприцепы для грузового автотранспорта | 0,09 | |
Прицепы для легкового автотранспорта | 0,06 | |
Мотоциклы (не зависимо от марки и модели) | 0,07 | |
Мотороллеры, скутеры, мопеды | 0,09 | |
Специализированная сельскохозяйственная, дорожная, строительная, пожарная техника | 0, 15 | |
Велосипеды | 0, 04 |
Амортизация автомобиля: актуальные вопросы
Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?
Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.
Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?
Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.
Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?
Ответ: Требуется только расчетная ведомость.
Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?
Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.
Особенности линейного способа начисления амортизации
Главная особенность настоящего расчета состоит в его простоте. Что заключается в равномерном уменьшении стоимости транспортного средства одинаковыми суммами. Для большинства предприятий такой способ является наиболее комфортным.
К положительным аспектам такого начисления можно отнести:
- одинаковые отчисления по износу на всем протяжении использования;
- одинаково распределяется увеличение накопленной амортизации;
- равномерность распределения остаточной цены недвижимого имущества.
Минус данного метода заключается в том, что он не подходит для организаций, которые стремятся выплатить большую часть износа в начальном периоде использования. Также этот способ не может обеспечить моментальный ремонт используемого средства, который подвергся моральному износу.
Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.
В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:
- Линейный;
- Уменьшаемого остатка – ускоренный;
- По сумме чисел лет срока использования;
- Пропорционально объему продукции, услуг, работ.
Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.
Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств. Рекомендуем:
Рекомендуем:
- Онлайн калькулятор для расчета амортизации авто.
- Также можно рассчитать стоимость 1 км пробега автомобиля в онлайн калькуляторе.
Как рассчитать линейным способом?
Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.
Методика расчета:
Определяется норма амортизации в год или месяц:
Пример
Исходные данные:
Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.
Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.
В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.
Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).
Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.
Расчет:
Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.
Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.
Ускоряющий коэффициент
Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.
Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.
За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.
Методика расчета:
Определяется норма амортизационных отчислений.
В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.
Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.
Пример при лизинге
Исходные данные:
Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.
По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.
Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.
Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.
Начисление начинается с 1 января 2020 года.
Расчет:
Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.
1-й год:
Стоимость ост. = 350 000.
Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.
Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.
2-й год:
Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.
Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.
Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.
3-й год:
Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881
Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.
Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.
Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.
Как посчитать по километражу машины?
Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.
В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.
Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.
Методика расчета:
Определяется норма отчислений на 1 километр.
Пример начисления на 1 км пробега авто
Исходные данные:
Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.
Срок полезного использования – 7 лет.
Нормативный пробег = 180 000 километров.
За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.
Расчет:
Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км
А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.
А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.
и т.д.
Проводки
Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.
Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.
Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.
Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.
Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.
Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.